Справка по итогам оценки сформированности метапредметных результатов (смыслового чтения) в 6 классе
Согласно плану работы лицея на 2016/17 уч.г. в мае 2017 г заместителем директора по УВР Мингалеевой Р.Ф. в 6 классе проведена комплексная работа для оценки сформированности учащимися 6 класса метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией).
Основной целью диагностической работы является оценка сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве диагностических материалов использованы задания, представленные в пособии под редакцией Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской. В данном пособии описываются основные подходы к оценке сформированности метапредметных умений: читательской грамотности (умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем).
Комплексная работа проведена по рекомендациям по проверке и оценке результатов выполнения заданий и работы в целом, а также по рекомендациям по интерпретации и использованию результатов. Результаты обработаны в компьютерной программе.
В диагностической работе приняли участие 22 обучающихся (88 %) 6 класса лицея. В комплексную работу включены тексты и задания по 1варианту по следующим предметам: обществознание и история «Старый друг лучше новых друг», естествознание «Физические нагрузки и их влияние на организм», математика «Палочки Непера»; русский язык «Как можно по-разному рассказать о ландыше»
Измерительные материалы включают 4 блока, в каждом из которых дается текст, связанный с одной из предметных областей задания и оценивающий сформированность читательских умений.
Учащимся предлагалось прочитать тексты, выполнить задания по их содержанию, а также выполните задания, не связанные непосредственно с текстом.
В работе оценивалась сформировнность трех групп умений:
1 группа включает в себя работу с текстом: обобщение понимания текста и ориентацию в нем. Основные умения, которые необходимо продемонстрировать при выполнении задания: определение основной идеи текста; поиск и выявление информации, представленной в явном виде; формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
2 группа умений направлена на более глубокое понимание текста и выявление детальной информации. При выполнении заданий необходимо продемонстрировать следующие умения: анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте; формулирование на основе информации текста сложных выводов и оценочных суждений.
3 группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
Спецификой заданий в комплексной работе является их направленность на понимание прочитанного, исключено прямое воспроизведение отдельных положений, фраз, слов.
Предлагаемые в комплексной работе тексты представляют следующие три вида ситуаций:
учебная ситуация – текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач. Тесту ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы.
общественная ситуация – текст с выходом на социальную активность школьника, общественные объединения, участниками которых являются обучающиеся, а также на информацию и событиях в стране и мире
личностная ситуация – может отражать досуг, занятия по интересам и др.
В работе используются разные типы и формы заданий:
- задания с выбором одного или нескольких правильных ответов
- задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на определенном месте или подчеркнуть (обвести) часть текста)
- задания со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, сделать рисунок)
На выполнение комплексной работы отводилось 2 урока (90 минут).
Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным частям (предметным областям) и группа умений, так и по работе в целом. Балл ученика определяется по 100 бальной шкале. Минимальный критерий сформированности умений при успешности выполнения 50%. Оптимальный критерий при успешности выполнения 65%.
Успешность выполнения диагностической работы (% от максимального балла) представлена в Таблице 1 и в Приложении 1 (Форма 1)
МП | | Задания по предметным областям | Задания по группам умений |
Общий балл | матем | рус яз | естествознание | История и обществознание | Общее понимание текста, ориентация в тексте | Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста | Использование информации из текста для различных целей |
6 класс | 51,25 | 46 | 49 | 54 | 56 | 68 | 51 | 44 |
Выборка стандартизации | 45 | 41 | 42 | 50 | 49 | 63 | 44 | 38 |
Выборка стандартизации – результат всех классов выборки стандартизации
Выводы:
успешность выполнения диагностической работы составляет 51,25%, , динамика по сравнению с результатами данного класса по данным прошлого учебного года, положительная динамика составила 3,75
лицейские показатели по изучаемым в ходе диагностики предметным областям, выше выборки стандартизации: по всем предметам, представленным в диагностических материалах
в 5 классе 68% обучающихся выполнили меньше половины заданий, направленных на выявление общего понимания текста и ориентации в нем
51% лицеистов выполнили больше половины заданий на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста
44% лицеистов умеют использовать информацию из текста для различных целей
Система оценки сформированности метапредметных результатов с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Для описания достижений обучающихся в области сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией установлено 4 уровня:
недостаточный (для обучения в основной школе) – выполнено 5 и менее заданий работы (задание считается выполненным, если получен хотя бы 1 балл)
пониженный – выполнение менее половины заданий 1-й и 2-й групп
базовый – выполнена половина и более заданий 1-й и 2-й групп, но не выполнено условие для повышенного уровня: набрано 65% от максимального балла за выполнение всей работы
повышенный – при выполнении двух условий: выполнено более половины заданий работы и набрано не менее 65% от максимального балла за выполнение всей работы
Успешность сформированности смыслового чтения и умений работать с информацией у класса определяется средним общим баллом, который получили обучающиеся данного класса за выполнение всей работы, а также процентом учащихся класса, достигших базового уровня сформированности смыслового чтения и умений работать с информацией в соответствии с требованиями ФГОС. Уровни достижений учащихся распределились следующим образом (Таблица 2)
МП | Уровни достижения (% учащихся) |
базовый | повышенный | пониженный |
6 класс | 69 | 25 | 6 |
Выборка стандартизации | 73 | 12 | 15 |
Выводы:
Повышенный уровень в 6 классе составляет 25% (ФИО учеников)
69% лицеистов имеют базовый уровень, что на 4% больше выборки стандартизации и соответствует оптимальному критерию выполнения всей работы и свидетельствует о сформированности смыслового чтения и умений работать с информацией в соответствии с требованиями ФГОС
пониженный уровень сформированности метапредметных результатов (выполнили менее половины заданий 1-й и 2-й группы) 1 ученик (____________)
В Форме 2 (Приложение 2) отражены результаты оценки индивидуальных достижений учащихся 5 класса по итогам комплексной работы, проведенной для оценки сформированности метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией).
В Таблице 2 отражены результаты выполнения работы по предметным областям учениками данного класса за период обучения в 5 и 6 классе (2015, 2016 год)
№ | ФИ уч-ся | Вся работа (общий бал) | Задания по предметам | |
| | | матем | РЯ | естеств-е | история и общ-ние |
2015 г | ФИО ученика | 50 | 56 | 0 | 82 | 75 |
2016 г | | | 60 | 40 | 80 | 80 |
2015 г | ФИО ученика | 33 | 33 | 0 | 45 | 63 |
2016 г | | 48,75 | 45 | 35 | 50 | 65 |
2015 г | ФИО ученика | 25 | 22 | 33 | 36 | 0 |
2016 г | | 36 | 35 | 43 | 45 | 20 |
| ФИО ученика | | | | | |
2016 г | | 50 | 35 | 45 | 42 | 36 |
2015 г | ФИО ученика | 45 | 33 | 58 | 18 | 75 |
2016 г | | 45 | 35 | 65 | 25 | 75 |
2015 г | ФИО ученика | 30 | 11 | 50 | 45 | 0 |
2016 г | | 37,5 | 25 | 55 | 50 | 20 |
| ФИО ученика | 35 | 22 | 25 | 45 | 50 |
2016 г | | 41 | 30 | 35 | 50 | 50 |
| ФИО ученика | 28 | 22 | 17 | 55 | 13 |
2016 г | | 34 | 25 | 28 | 58 | 25 |
2015 г | ФИО ученика | 38 | 22 | 42 | 27 | 63 |
2016 г | | 45 | 35 | 45 | 36 | 65 |
2015 г | ФИО ученика | 35 | 33 | 0 | 64 | 50 |
2016 г | | 46 | 45 | 20 | 68 | 52 |
2015 г | ФИО ученика | 38 | 22 | 42 | 36 | 50 |
2016 г | | 44 | 35 | 46 | 40 | 56 |
2015 г | ФИО ученика | 60 | 33 | 58 | 82 | 63 |
2016 г | | 62 | 58 | 45 | 50 | 55 |
2015 г | ФИО ученика | 25 | 0 | 42 | 45 | 0 |
2016 г | | 35 | 25 | 45 | 50 | 20 |
По результатам оценки индивидуальных достижений обучающихся в рамках выполненных заданий по 4 предметным областям, можно сделать следующие выводы:
Все ученики повысили свой результат по всем четырем предметным областям по сравнению с результатами прошлого учебного года, положительная динамика сформированности УУД в данном классе составляет 3,75%
Общие выводы и рекомендации:
Успешность выполнения диагностической работы обучающимися 5 класса лицея составляет 51,25%, что свидетельствует о повышении общеучебных умений.
Несформированность совокупности и отдельных умений работать с текстом может значительно повлиять на успешность обучения в основной школе. Следует отметить успешную работу в данном направлении как с обучающимися, так и с учителями.
Рекомендации:
Учителям-предметникам
Учителям, преподающим в 6 классе, следует обратить внимание на формирование и развитие умений, способствующих пониманию текста и ориентации в нем, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей
Сроки: в течение I полугодия 2016/17 уч.г.
Отв: учителя-предметники, преподающие в 5 классе
Проанализировать сформированность групп умений на общее понимание текста, ориентация в тексте; на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; на использование информации из текста для различных целей; на использование информации из текста для различных целей обучающихся 5 класса. Полученные результаты использовать при определении индивидуальных траекторий обучения учащихся и организации в рамках разных предметных областей для коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими низкий уровень читательской грамотности
Сроки: сентябрь 2016 г
Отв: учителя-предметники, преподающие в 6 классе
Организовать индивидуальную работу с обучающимися, продемонстрировавшими низкие результаты по итогам выполнения комплексной работы
Сроки: в течение I полугодия 2016/17 уч.г.
Отв: учителя-предметники, преподающие в 6 классе
Продолжить работу, связанную с формированием стратегий смыслового чтения для того, чтобы лицеисты смогли успешно освоить материал основной школы Сроки: в течение I полугодия 2016/17 уч.г.
Отв: учителя-предметники, преподающие в 6 классе
Педагогу-психологу:
Запланировать и провести индивидуальную работу с обучающимися, показавшими низкий уровень сформированности метапредметных результатов
Срок: сентябрь-октябрь 2016 г.
Отв: учителя-предметники