СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по итогам диагностики метапредметных результатов учеников 6 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В аналитической справке приведена статистика по итогам диагностики метапредметных результатов учеников 6 класса в сравнительной характеристике за 2 учебных года

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по итогам диагностики метапредметных результатов учеников 6 класса»

Справка по итогам оценки сформированности метапредметных результатов (смыслового чтения) в 6 классе

Согласно плану работы лицея на 2016/17 уч.г. в мае 2017 г заместителем директора по УВР Мингалеевой Р.Ф. в 6 классе проведена комплексная работа для оценки сформированности учащимися 6 класса метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией).

Основной целью диагностической работы является оценка сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В качестве диагностических материалов использованы задания, представленные в пособии под редакцией Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской. В данном пособии описываются основные подходы к оценке сформированности метапредметных умений: читательской грамотности (умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем).

Комплексная работа проведена по рекомендациям по проверке и оценке результатов выполнения заданий и работы в целом, а также по рекомендациям по интерпретации и использованию результатов. Результаты обработаны в компьютерной программе.

В диагностической работе приняли участие 22 обучающихся (88 %) 6 класса лицея. В комплексную работу включены тексты и задания по 1варианту по следующим предметам: обществознание и история «Старый друг лучше новых друг», естествознание «Физические нагрузки и их влияние на организм», математика «Палочки Непера»; русский язык «Как можно по-разному рассказать о ландыше»

Измерительные материалы включают 4 блока, в каждом из которых дается текст, связанный с одной из предметных областей задания и оценивающий сформированность читательских умений.

Учащимся предлагалось прочитать тексты, выполнить задания по их содержанию, а также выполните задания, не связанные непосредственно с текстом.

В работе оценивалась сформировнность трех групп умений:

1 группа включает в себя работу с текстом: обобщение понимания текста и ориентацию в нем. Основные умения, которые необходимо продемонстрировать при выполнении задания: определение основной идеи текста; поиск и выявление информации, представленной в явном виде; формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

2 группа умений направлена на более глубокое понимание текста и выявление детальной информации. При выполнении заданий необходимо продемонстрировать следующие умения: анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте; формулирование на основе информации текста сложных выводов и оценочных суждений.

3 группа умений включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.

Спецификой заданий в комплексной работе является их направленность на понимание прочитанного, исключено прямое воспроизведение отдельных положений, фраз, слов.

Предлагаемые в комплексной работе тексты представляют следующие три вида ситуаций:

  • учебная ситуация – текст, который сообщает информацию, необходимую для решения образовательных задач. Тесту ситуации могут включать рисунки, диаграммы, графики, карты, таблицы.

  • общественная ситуация – текст с выходом на социальную активность школьника, общественные объединения, участниками которых являются обучающиеся, а также на информацию и событиях в стране и мире

  • личностная ситуация – может отражать досуг, занятия по интересам и др.

В работе используются разные типы и формы заданий:

- задания с выбором одного или нескольких правильных ответов

- задания со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на определенном месте или подчеркнуть (обвести) часть текста)

- задания со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу, сделать рисунок)

На выполнение комплексной работы отводилось 2 урока (90 минут).

Оценка выполнения работы осуществляется как по отдельным частям (предметным областям) и группа умений, так и по работе в целом. Балл ученика определяется по 100 бальной шкале. Минимальный критерий сформированности умений при успешности выполнения 50%. Оптимальный критерий при успешности выполнения 65%.

Успешность выполнения диагностической работы (% от максимального балла) представлена в Таблице 1 и в Приложении 1 (Форма 1)

МП


Задания по предметным областям

Задания по группам умений

Общий балл

матем

рус яз

естествознание

История и обществознание

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

Использование информации из текста для различных целей

6 класс

51,25

46

49

54

56

68

51

44

Выборка стандартизации

45

41

42

50

49

63

44

38

Выборка стандартизации – результат всех классов выборки стандартизации


Выводы:

  1. успешность выполнения диагностической работы составляет 51,25%, , динамика по сравнению с результатами данного класса по данным прошлого учебного года, положительная динамика составила 3,75

  2. лицейские показатели по изучаемым в ходе диагностики предметным областям, выше выборки стандартизации: по всем предметам, представленным в диагностических материалах

  3. в 5 классе 68% обучающихся выполнили меньше половины заданий, направленных на выявление общего понимания текста и ориентации в нем

  4. 51% лицеистов выполнили больше половины заданий на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

  5. 44% лицеистов умеют использовать информацию из текста для различных целей


Система оценки сформированности метапредметных результатов с учетом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отчета при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Для описания достижений обучающихся в области сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией установлено 4 уровня:

  • недостаточный (для обучения в основной школе) – выполнено 5 и менее заданий работы (задание считается выполненным, если получен хотя бы 1 балл)

  • пониженный – выполнение менее половины заданий 1-й и 2-й групп

  • базовый – выполнена половина и более заданий 1-й и 2-й групп, но не выполнено условие для повышенного уровня: набрано 65% от максимального балла за выполнение всей работы

  • повышенный – при выполнении двух условий: выполнено более половины заданий работы и набрано не менее 65% от максимального балла за выполнение всей работы

Успешность сформированности смыслового чтения и умений работать с информацией у класса определяется средним общим баллом, который получили обучающиеся данного класса за выполнение всей работы, а также процентом учащихся класса, достигших базового уровня сформированности смыслового чтения и умений работать с информацией в соответствии с требованиями ФГОС. Уровни достижений учащихся распределились следующим образом (Таблица 2)

МП

Уровни достижения (% учащихся)

базовый

повышенный

пониженный

6 класс

69

25

6

Выборка стандартизации

73

12

15


Выводы:

  1. Повышенный уровень в 6 классе составляет 25% (ФИО учеников)

  2. 69% лицеистов имеют базовый уровень, что на 4% больше выборки стандартизации и соответствует оптимальному критерию выполнения всей работы и свидетельствует о сформированности смыслового чтения и умений работать с информацией в соответствии с требованиями ФГОС

  3. пониженный уровень сформированности метапредметных результатов (выполнили менее половины заданий 1-й и 2-й группы) 1 ученик (____________)

В Форме 2 (Приложение 2) отражены результаты оценки индивидуальных достижений учащихся 5 класса по итогам комплексной работы, проведенной для оценки сформированности метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией).

В Таблице 2 отражены результаты выполнения работы по предметным областям учениками данного класса за период обучения в 5 и 6 классе (2015, 2016 год)

ФИ уч-ся

Вся работа (общий бал)

Задания по предметам





матем

РЯ

естеств-е

история и общ-ние

2015 г

ФИО ученика

50

56

0

82

75

2016 г



60

40

80

80

2015 г

ФИО ученика

33

33

0

45

63

2016 г


48,75

45

35

50

65

2015 г

ФИО ученика

25

22

33

36

0

2016 г


36

35

43

45

20


ФИО ученика






2016 г


50

35

45

42

36

2015 г

ФИО ученика

45

33

58

18

75

2016 г


45

35

65

25

75

2015 г

ФИО ученика

30

11

50

45

0

2016 г


37,5

25

55

50

20


ФИО ученика

35

22

25

45

50

2016 г


41

30

35

50

50


ФИО ученика

28

22

17

55

13

2016 г


34

25

28

58

25

2015 г

ФИО ученика

38

22

42

27

63

2016 г


45

35

45

36

65

2015 г

ФИО ученика

35

33

0

64

50

2016 г


46

45

20

68

52

2015 г

ФИО ученика

38

22

42

36

50

2016 г


44

35

46

40

56

2015 г

ФИО ученика

60

33

58

82

63

2016 г


62

58

45

50

55

2015 г

ФИО ученика

25

0

42

45

0

2016 г


35

25

45

50

20



По результатам оценки индивидуальных достижений обучающихся в рамках выполненных заданий по 4 предметным областям, можно сделать следующие выводы:

  1. Все ученики повысили свой результат по всем четырем предметным областям по сравнению с результатами прошлого учебного года, положительная динамика сформированности УУД в данном классе составляет 3,75%


Общие выводы и рекомендации:

  1. Успешность выполнения диагностической работы обучающимися 5 класса лицея составляет 51,25%, что свидетельствует о повышении общеучебных умений.

  2. Несформированность совокупности и отдельных умений работать с текстом может значительно повлиять на успешность обучения в основной школе. Следует отметить успешную работу в данном направлении как с обучающимися, так и с учителями.


Рекомендации:

Учителям-предметникам

  1. Учителям, преподающим в 6 классе, следует обратить внимание на формирование и развитие умений, способствующих пониманию текста и ориентации в нем, глубокое и детальное понимание содержания и формы текста, использование информации из текста для различных целей

Сроки: в течение I полугодия 2016/17 уч.г.

Отв: учителя-предметники, преподающие в 5 классе

  1. Проанализировать сформированность групп умений на общее понимание текста, ориентация в тексте; на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста; на использование информации из текста для различных целей; на использование информации из текста для различных целей обучающихся 5 класса. Полученные результаты использовать при определении индивидуальных траекторий обучения учащихся и организации в рамках разных предметных областей для коррекционной работы с учащимися, демонстрирующими низкий уровень читательской грамотности

Сроки: сентябрь 2016 г

Отв: учителя-предметники, преподающие в 6 классе

  1. Организовать индивидуальную работу с обучающимися, продемонстрировавшими низкие результаты по итогам выполнения комплексной работы

Сроки: в течение I полугодия 2016/17 уч.г.

Отв: учителя-предметники, преподающие в 6 классе

  1. Продолжить работу, связанную с формированием стратегий смыслового чтения для того, чтобы лицеисты смогли успешно освоить материал основной школы Сроки: в течение I полугодия 2016/17 уч.г.

Отв: учителя-предметники, преподающие в 6 классе


Педагогу-психологу:


  1. Запланировать и провести индивидуальную работу с обучающимися, показавшими низкий уровень сформированности метапредметных результатов

Срок: сентябрь-октябрь 2016 г.

Отв: учителя-предметники