СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая справка по материалам изучения наполняемости предметно-развивающей среды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение  специфики организации  предметно-пространственной среды  в ДОУ в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка по материалам изучения наполняемости предметно-развивающей среды»

Аналитическая справка

по материалам изучения наполняемости предметно-развивающей среды в первой младшей группе 10,5 –часового пребывания МБДОУ д\с №35 г. Шахуньи.

1.Группа детей раннего возраста (с 2 до 3 лет), с пребыванием 10,5 часов. Дети имеют I и II группу здоровья. Физическое и речевое развитие соответствует возрасту. В группе 19 детей, из них 11 девочек и 8 мальчиков.

2.Развивающая предметно-пространственная среда первой младшей группы содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Воспитатели группы используют разнообразные приемы, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в специально сконструированной предметно-развивающей среде.

При создании развивающей образовательной среды она руководствовалась ФГОС к структуре основной образовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации. Особое внимание было уделено эстетическому оформлению помещений. В интерьере разновозрастной группы сделана ставка на "одомашнивание" предметной среды.

Организация предметно – развивающей среды в ГБДОУ выстроена в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Вераксы и Т.С. Комаровой

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.


3.Всё пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности .

Предметно-пространственная среда группы подобранна с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. Мебель и игровое оборудование в группе установлены так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий, исходя из эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых и, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

4.Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

С этой целью используется различная мебель, в том числе разно-уровневая: всевозможные пуфики и мягкие модули, которые легко передвигаются. Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использованное пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и привнести «изюминку» в интерьер помещения.

Воспитатель создаёт творческую предметно – пространственную развивающую среду, которая вариативно используется детьми: лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и диваны, модульная мебель. Используются методы как прямого, так и косвенного воздействия, стараясь дать детям больше самостоятельности.

5.Игры, пособия, мебель, в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.

Создан уголок познания, мотивирующий детей к познавательной активности. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх (в группе и на улице), индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини- библиотека, уголок сенсомоторного развития, уголок музыкального развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина.В центре конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи, что помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки.

В центре ряженья имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей данной возрастной группы, включаются некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше. Так называемая «зона ближайшего развития».

6.В группе воспитатель организовала различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды для детей 2-3 лет:

Игрушки и материалы:

- для стимулирования двигательной активности;

- игрушки, отражающие реальную жизнь, игровые атрибуты и предметы - заместители;

- для детского творчества;

- для экспериментирования;

- дидактические и развивающие игры, строительные наборы;

- для социализации (картинки с изображением людей разного возраста, пола, с разным выражением эмоционального состояния, с разными особенностями внешности, прически, обуви, одежды).

- для сюжетно-ролевых игр;

- для строительных игр;

- для сенсорного развития;

7.Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально-игровая деятельность и т.д.

Подобранные материалы, учитывают интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

8.Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в МБДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально- комуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие)

Роль среды в развитии детей прослеживается на примере ее функционального назначения:

Для детей:

- Удовлетворение потребности в деятельности, познании.

- Ориентировка в окружающем.

- Накопление опыта эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- Источник становления субъектного опыта ребенка.

- Развитие инициативы, воображения, творчества.

- Среда для развития всех специфических детских видов деятельности.

- Реализация ребенком права на свободу выбора деятельности.

В своей работе воспитатель моделирует социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая среда, созданная воспитателем. обеспечивает личностно- ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

9.Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников .

В группе организована доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Имеется достаточное количество игрового оборудования в соответствии с контингентом детей:

образно-символический материал (специальные наглядные пособия, репрезентующие детям мир вещей и событий);

Материалы и оборудование для познавательно-речевого развития;

Материалы и оборудование для социально-коммуникативного развития;

Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития.

Материалы и оборудование для физического развития.

Учет полоролевой специфики в организации ПРС пространства;

Учитывается соблюдение принципов:

*информативности

*вариативности

*полифункциональности

*педагогической целесообразности

*трансформируемости

Нормативно-правовое и методическое обеспечение:

Наличие необходимой документации (правовая база; текущая документация)

Вывод : Развивающая предметно- пространственная среда в первой младшей группе создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает

реализацию потребностей детей в активной и разноплановой деятельности.Большое внимание уделяется работе с родителями (законными представителями) воспитанников. Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей ориентирует на успех, на радость достижения целей.