Аналитическая справка
по итогам проведения мониторинга внедрения ВГОС
в ГБОУ «Медвежанская ООШ»
На основании решения коллегии от « 5» мая 2016 года «Внедрение ВГОС в образовательный процесс. Об итогах мониторинга по внедрению ВГОС в образовательный процесс» был осуществлен мониторинг деятельности учреждения образования по внедрению ВГОС . Предполагалось изучение состояния школьной документации (нормативно-правовых документов ОУ в рамках внедрения ВГОС: приказов по школе, учебных планов и рабочих программ, должностных инструкций педагогических работников школы, создание кадровых условий (уровень квалификационной подготовки, работа педагогического коллектива по изучению содержательной составляющей ВГОС, осуществление повышения профессиональной подготовленности к внедрению ВГОС, методическое обеспечение этого процесса. В ходе мониторинга изучалась организация образовательного процесса: посещение уроков и занятий по внеурочной деятельности. Кроме того, анализировалась материально-техническая база учебных кабинетов и ее использование, обеспеченность учебной литературой.
Мониторинг проводился с целью организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающей непрерывное отслеживание и сопровождение одной или нескольких систем образовательного учреждения, выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся условиях для приведение их в соответствие с требованиями ВГОС, прогнозирование их развития. Мониторинг является информационной основой управления качеством образования учебных учреждений. Процедуры или методы сбора информации были выбраны следующие: изучение школьной документации, анкетирование учителей и учащихся, опросы, посещение уроков и внеурочных занятий, наблюдения.
Результаты мониторинга показали следующее:
Материально-техническая база
Для реализации ВГОС материально-техническая база реализации основной образовательной программы в целом соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения
Кабинеты в школе оформлены в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами образовательного процесса. Большое значение уделяется в кабинетах начальной школы организации различных функциональных зон для учащихся, зоны отдыха оборудованы настольными развивающими играми, игрушками. В кабинетах есть все необходимые сменные информационные стенды для размещения наглядного материала.
Учителя школ уделяют большое внимание созданию дидактической системы для организации индивидуальной работы с учащимися.
100% кабинеты начальных классов оснащены телевизорами.
В настоящее время все учителя владеют информационно-коммуникативными технологиями и активно используют их в педагогической практике. Отмечается положительная тенденция использования учителями-предметниками в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов с интернет ресурсов, ориентированных на ВГОС.
В связи с этим большое внимание уделяется оснащению рабочего места учителя всем необходимым. Учителя приносят личные ноутбуки имеется один мультимедийный проектор на школу
Компьютеры 2003г требуют замены . Нет доступа к сети Интернет .
Проблемы:
- не все кабинеты оснащены современной техникой, которая бы позволяла качественно построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке материалов и ведению мониторинга по развитию у ребёнка универсальных учебных действий и др.
-Недостаточно оснащены кабинеты химии и биологии, реактивами для проведения практических работ.
- Полный набор учебно-методического комплекта в школах частично не соответствует требованиям ВГОС
- необходимо оснащение игровых площадок школьного двора, требуется обновление мебели в классных кабинетах (шкафы, учительский стол и т.д.)
Необходимо:
-Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиями ВГОС.
-Составить планы обновления МТБ и оснащенности школ в соответствии с требованиями ВГОС:
-учебно-наглядными пособиями (иллюстрированные материалы: альбомы, атласы, таблицы, схемы; технические и электронные средства обучения, лабораторное оборудование),
-учебно-практическими пособиями (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии)
-школьные библиотеки обеспечить новыми (цифровыми) образовательными ресурсами: электронными учебниками, справочниками, энциклопедиями.
-Компьютеризировать и подключить к сети Интернет
- Завершить художественное оформление школ, кабинетов; продолжить озеленение школьных дворов и школьных коридоров;
Планирование работы по внедрению ВГОС.
В ходе проведения мониторинга изучался вопрос планирования работы ОУ по реализации ВГОС. Вопросы по реализации ВГОС рассматривались на заседаниях педагогических советов ( пр.№ 1 от 31.08.15 (Ключевые особенности ВГОС); пр.№ 2 от 30.10.15 ( Система оценки знаний обучающихся в условиях ВГОС); пр.№ 3 от 24.03.16 ( Работа классного руководителя в условиях ВГОС. Формирование УУД и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе), на совещаниях при директоре, на заседании советов школы, на заседаниях предметных методических комиссий. В планировании и протоколах данных форм работы с педагогическими коллективами рассматривались вопросы по формированию УДД и организации учебного процесса в соответствии с новыми образовательными стандартами, построении учебного процесса на основе системно - деятельностного подхода, организован обмен опытом практической реализации ВГОС. В школе организовано наставничество; у наставника есть план работы с молодым специалистом по оказанию методической помощи. Лидирующая роль в организации совещаний при директоре, педагогических советах, работе творческих групп принадлежит администрации, руководителям школьных методических комиссий. Формулировка вопросов, выносимых на совещания при директоре требует совершенствования.
Проверка учебных программ и планов
Проверка учебных рабочих программ проводилась с учетом первичного контроля управления образования в октябре 2015 года и коррекционной работы учителей. На момент первичной проверки были высказаны следующие замечания:
В ходе проверки установлено, что замечания исправлены в полном объеме.
Общим замечанием является несвоевременное фиксирование фактической даты проведения уроков в календарно-тематическом планировании.
Анализ учебных планов показал, что они находятся в соответствии со статьей 36 Временного Основного Закона (Конституции) ЛНР от 18.05.2014 года (с изменениями, внесенными Законами ЛНР от 24.09.2014 г № 22-1, от 03.12.2014 № 1-2, от 03.03.2015 г № 11-2), приказом МОН ЛНР от 26.12.2014 г № 72 « Об утверждении и поэтапном переходе образовательных учреждений ЛНР на временный государственный стандарт», приказом МОН ЛНР от 26.06.2015г № 221, требованиями Министерства Образования и науки Луганской Народной Республики, составлены правильно, с учетом работы выше названных учреждений образования.
Всестороннему анализу подвергалась документация по внеурочной деятельности: наличие заявлений родителей, Программа по внеурочной деятельности, классный журнал по внеурочной деятельности, планы-конспекты занятий. Журналы по внеурочной деятельности в начальной школе заполнены, проверены завучем, имеются три записи контроля (09.11.2015, 04.01.2016, 24.03.2016г.). Заявления родителей имеются. Программы по внеурочной деятельности утверждены директором. По плану занятий по внеурочной деятельности в 1 классе (учитель Доломанова Н.В.) по направлению «Волшебный карандаш» тема «Победителям – Слава!», 10.05.2016г. план занятия у учителя на момент проверки был в наличии.
2 класс (Тищенко Е.Г.) и 3 класс (Ергакова Г.В.) Журналы заполнены и проверены завучем. Программы по внеурочной деятельности утверждены директором. Планы занятий у учителей имеются. Учителю Тищенко Е.Г. вынесено замечание по своевременному заполнению журнала.
В разработаны и утверждены должностные инструкции. В них внесены должностные обязанности работников, реализующих ВГОС.
Внутришкольный контроль
В условиях введения временных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования особенно актуальным является представление информации о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявление причин недостатков в работе, оказание методической помощи педагогам. Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции внутришкольного контроля. Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому результату.
План ВШК школы не содержит конкретного указания на проверки в рамках внедрения ВГОС. Наблюдаются только отдельные элементы или аспекты, позволяющие проследить фрагментарную подготовку педагогических коллективов и попытку создания оптимальных условий для внедрения ВГОС. Все планы содержат традиционные виды проверок в соответствии с циклограммой: классно-обобщающий контроль 1, 5 классов, мониторинги качества образования, состояния документации, не запланированы тематические проверки, позволяющие определить степень готовности педагогов и учащихся к внедрению ВГОС. В то же время в на достаточном уровне проводится анализ первичных результатов внедрения ВГОС в начальном звене.
Внутришкольный контроль организации внеурочной деятельности:
Классные журналы по внеурочной деятельности проверены заместителем директора по УВР. С 1 декабря посещено 8 занятий. Имеются справка по итогам посещений.
Расписание уроков.
При составлении расписания администрация школы руководствовалась требованиями Государственных санитарно-эпидемиологических правил Украины «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, ГСанПиН5.5.2.008-01».
Расписание составлено согласно учебному плану при пятидневной рабочей неделе для учащихся 1-11 классов
Уровень квалификационной подготовки:
Школа | 1 категория | 2 категория | Высшая категория | специалист | Звания |
ГБОУ «Медвежанская» | 9 | 3 | 0 | 5 | Старший учитель 2 |
На основании выше изложенного рекомендовано:
Всем учителям продолжить развивать познавательную активность учащихся, интерес к уроку, используя инновационные технологии, ИКТ, наглядность.
Разнообразить виды деятельности, развивать навыки групповой работы и работы в парах, проектную деятельность, технологию достижения прогнозируемых результатов.
На уроках продолжить применять проблемно-поисковый, проблемно-диалогические методы. Изучение материала проводить не на основемонолога учителя, а на основе эвристических бесед, дискуссий, диспутов, исследований.
Дифференцировать задания по уровню сложности на уроках и в домашней работе.
Отработать на практике систему оценивания в рамках ВГОС
Анализ урока проводить по технологии ВГОС
Состояние методической работы в ОУ
Методическая работа определяется планом работы школы, анализом работы школы за прошлый и задачами на предстоящий год. Имеются отдельные анализы методической работы ШМО, отчеты о проделанной работе и общий анализ работы школы. Методическая работа реализуется на заседаниях методсовета и школьных методических объединений. В ходе проверки была изучена документация и установлено следующее.
В школе имеются следующие виды планирования методической работы: годовой план школы, план работы методсовета, утвержденный директором школы, планы и анализы работы ШМО, приказ об организации методической работы в ОУ, положение об организации методической работы, план методической работы, план курсовой подготовки педагогов, положение о школьных методических объединениях, разработан и утвержден план методического совета на 2015 -2016 уч. год, ведутся протоколы заседаний. На заседаниях ШМО рассматривались вопросы нормативно-правового обеспечения преподавания предметов, реализация ВГОС на уроках. Имеется индивидуальный план работы педагога-наставника с молодым специалистом. Каждый учитель имеет тему по самообразованию и работает по ней самостоятельно, обозначены сроки реализации тем самообразования педагогов, что даёт возможность отследить качество работы по совершенствованию педагогического мастерства. Основными формами индивидуальной и коллективной методической работы в школе являются: - работа педагогического и методического советов; - работа методических объединений. Методическая служба школы базируется на основе взаимодействия методических объединений учителей естественно — математического цикла, МО учителей начальных классов, МО учителей историко-филологических дисциплин. В планы МО включена работа по изучению нормативных документов, организации изучения передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков, использование инновационных технологий. По итогам проверки можно сделать вывод: в целом аналитические материалы соответствуют требованиям, однако выявлен ряд недостатков: недоработана организация работы со слабоуспевающими учащимися, с одаренными учащимися. Не проработан должным образом график целевых взаимных посещений.
Рекомендации по итогам проведенного мониторинга.
Разработать в школах мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков и совершенствование положительного опыта.
Максимально использовать педагогический потенциал через:
ориентацию на самообразование;
формирование и развитие УУД;
обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
интеграцию внеурочной и урочной деятельности;
организацию коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества (постоянно).
ШМО при планировании работы на 2016-2017 учебный год учесть недочеты в организации методической работы. Планирование осуществлять только на диагностической основе. Усилить практическую направленность различных форм методической работы.
Администрации школы последовательно и системно осуществлять контроль полноценного внедрения ВГОС. Систему внутришкольного контроля и руководства акцентировать на ряде мер, направленных на устранение названной проблемы.
Зам.директора по УВР Сухорукова Л.Ю.
7