Анализ работы ШМО учителей начальных классов МБОУ «СОШ № 1»
за 2015/2016 учебный год
Анализ работы ШПОП проводится с целью оценки деятельности учителей начальных классов, разработки целей на 2016-2017 учебный год, для определения путей совершенствования работы ШПОП учителей начальной школы.
Методическая тема: «Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развивающейся личности младшего школьника с учетом перехода на ФГОС – стандарт второго поколения».
Цель методической работы: организовать целенаправленную деятельность для перехода на новый ФГОС для дальнейшего повышения качества успеваемости при продуманной системе организации дифференцированного учебно-воспитательного процесса..
Задачи деятельности ШО:
Совершенствование профессионального мастерства учителей начальных классов в ходе реализации инновационных технологий системно-деятельностного подхода.
Повышение качества обучения через применение инновационных технологий обучения (технологии системно-деятельностного подхода, ИКТ, проектные и исследовательские технологии).
Совершенствование рефлексивной культуры педагогов с целью видения перспективы по устранению недостатков.
Систематизация опыта педагогов с целью создания банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов технологии проектного метода обучения.
Активизация работы учителей по формированию ключевых компетенций учащихся (через семинары, лекции, мастер-классы).
Направления методической работы:
Заседания ШО.
Аттестация учителей.
Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах)
Участие учителей в конкурсах педагогического мастерства.
Управление качеством образования. Проведение мониторинговых мероприятий.
Внеурочная деятельность по предмету.
Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.
Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.
Организация работы с одаренными детьми.
Презентация опыта работы, повышение рейтинга учреждения в профессиональном сообществе.
Формы методической работы:
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Творческие группы
Круглые столы, мастер-классы
Индивидуальные консультации с учителями-предметниками
Аттестационные мероприятия
Фестивали педагогических идей
Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов
Вся работа методического объединения учителей начальных классов направлена на решение задачи повышения качества учебно-воспитательного процесса и совершенствование образовательного пространства.
В своей деятельности ШО учителей начальных классов руководствуется федеральными государственными образовательными стандартами, нормативными документами, рекомендациями, конкретными целями и задачами, стоящими перед коллективом начальной школы. Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной работе членов ШО.
Кадровое обеспечение педагогических работников ШО начальных классов на 2015-2016 учебный год:
| Ф.И.О. учителя | Образование | Категория | Стаж работы |
-
| Андрющенко Ольга Сергеевна | высшее | первая | 17 лет |
-
| Арсёнова Ольга Николаевна | среднее профессиональное | - | 4 года |
-
| Ахраменко Олеся Александровна | высшее | соответствие | 19 лет |
-
| Важенина Ольга Юрьевна | среднее профессиональное | первая | 29 лет |
-
| Герасимова Марина Владимировна | среднее профессиональное | высшая | 31 лет |
-
| Дука Елена Николаевна | высшее | первая | 33 года |
-
| Задера Наталья Максимовна | высшее | высшая | 32 год |
-
| Иванова Татьяна Алексеевна | среднее профессиональное | высшая | 35 года |
-
| Каюда Наталья Анатольевна | высшее | соответствие | 6 лет |
-
| Кривоножко Анжелика | | | |
-
| Кулебякина Ирина Васильевна | среднее профессиональное | высшая | 28 лет |
-
| Локтионова Галина Агамуратовна | среднее профессиональное | первая | 26 лет |
-
| Лунёва Светлана Викторовна | высшее | высшая | 28 лет |
-
| Недостоева Татьяна Дмитриевна | высшее | первая | 22 год |
-
| Отрубенникова Екатерина Сергеевна | высшее (бакалавриат) | соответствие | 5 года |
-
| Паньшина Наталья Юрьевна | высшее | соответствие | 11 лет |
-
| Соловьёва Тамара Анатольевна | среднее профессиональное | первая | 28 лет |
-
| Солодкова Татьяна | | соответствие | |
-
| Шаманаева Тамара Алексеевна | высшее | высшая | 31 лет |
Учителя начальной школы в 2015/2016 учебном году:
Ф.И.О. учителя | Преподавание в классе | Образовательные программы |
1. Локтионова Г. А. | ГКП | «Предшкольная пора» |
2. Важенина О. Ю. | 1 А | УМК «Школа XXI века» |
3. Соловьёва Т. А. | 1 Б | УМК «Школа России» |
4. Лунёва С. В. | 1 В | УМК «Школа XXI века» |
5. Отрубенникова Е. С. | 1 Г | УМК «Школа России» |
6. Ахраменко О. А. | 1 Д | УМК «Школа России» |
7. Герасимова М. В. | 2 А | УМК «Школа России» |
8. Арсёнова О. Н. | 2 Б | УМК «Школа России» |
9. Шаманаева Т. А. | 2 В | УМК «Школа XXI века» |
10. Каюда Н. А. | 2 Г | УМК «Школа России» |
11. Иванова Т. А. | 3 А | УМК «Школа России» |
12. Дука Е. Н. | 3 Б | УМК «Школа России» |
13. Андрющенко О. С. | 3 В | УМК «Школа XXI века» |
14. Кривоножко А. . | 3 Г | УМК «Школа России» |
15. Задера Н. М. | 4 А | УМК «Школа XXI века» |
16. Кулебякина И. В. | 4 Б | УМК «Школа России» |
17. Паньшина Н. Ю. | 4 В | УМК «Школа России» |
Повышение квалификации педагогов.
Систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов по следующей структуре, состоящая из трех направлений:
Профессиональное совершенствование: курсовая подготовка; участие в работе предметных объединений; повышение категории через аттестационные процессы и участие в различных конкурсах.
Непрерывное самообразование: целевое изучение новых стандартов, программ по предметам; изучение и апробация новых технологий; участие в методических семинарах, конференциях, конкурсах профессионального мастерства.
Освоение инновационных технологий: в ходе реализации ООП НОО были изучены и использованы на практике новые образовательные технологии.
В 2015-2016 учебном году прошли курсы повышения квалификации Задера Н. М., Кулебякина И. В., Паньшина Н. Ю. по теме «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», Герасимова М. В. по теме «Государственно-общественное управление качеством образования в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО».
Квалификационная категория педагогических работников:
Количество педагогических работников | Высшая категория | Первая категория | Без категории | Соответствие |
19 | 6 | 6 | 2 | 5 |
Вывод: 63% учителей начальных классов имеют квалификационные категории и 26% учителей прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности. В ШО ведётся работа с педагогами, не имеющими квалификацию. Предлагаются различные формы по наработке результативности в своей работе.
Творческие группы и экспертные группы:
№ п/п | Название | |
-
| «Мониторинг удовлетворённости заказчиков образовательной услугой педагогических работников МБОУ «СОШ № 1»» | Андрющенко Ольга Сергеевна Герасимова Марина Владимировна Шаманаева Тамара Алексеевна |
-
| Оргкомитет по подготовке и проведению школьного этапа олимпиады | Важенина Ольга Юрьевна Герасимова Марина Владимировна Иванова Татьяна Алексеевна Шаманаева Тамара Алексеевна Задера Наталья Максимовна |
-
| «Аттестация педагогических работников МБОУ «СОШ № 1» | Важенина Ольга Юрьевна Кулебякина Ирина Васильевна Иванова Татьяна Алексеевна Герасимова Марина Владимировна Локтионова Галина Агамуратовна |
-
| «Обеспечение введения ФГОС ОВЗ ОУ» | Лунёва Светлана Викторовна Герасимова Марина Владимировна Кулебякина Ирина Васильевна Недостоева Татьяна Дмитриевна Паньшина Наталья Юрьевна |
-
| «Профессиональный стандарт «Педагог». | Задера Наталья Максимовна |
-
| «Подготовке к конкурсу «Учитель года» | Кулебякина Ирина Васильевна Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| «Введение в пятиклассники» | Кулебякина Ирина Васильевна Задера Наталья Максимовна Паньшина Наталья Юрьевна |
-
| Экспертная группа по изучению опыта профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций в 2015-2016 учебном году | Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| Экспертный Совет по оценке результативности профессиональной деятельности учителей (инновационная деятельность) | Важенина Ольга Юрьевна |
-
| Муниципальный этап региональной олимпиады для учащихся 2-6 классов «Вперёд к успеху» | Важенина Ольга Юрьевна Иванова Татьяна Алексеевна Кулебякина Ирина Васильевна Задера Наталья Максимовна |
-
| «Проверка санитарно-гигиенического состояния учебных кабинетов» | Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| «Работа с одарёнными детьми» | Соловьёва Тамара Анатольевна |
В группах были составлены планы работы, которые предусматривали как теоретические, так и практические вопросы. Работая по данным проблемам в группах, учителя разработали анкеты, задания по отдельным темам изучаемого материала, таблицы, карточки для индивидуальной и групповой работы. В каждой группе ведется диагностическое отслеживание деятельности педагогов, где отмечается профессиональный рост каждого учителя. Работа в творческих и экспертных группах была ориентирована на профессиональные запросы, потребности, интересы его участников, все усилия были направлены на активное воплощение принципа: профессионализм педагога – источник развития современного образования.
На протяжении учебного года проводились открытые уроки и взаимопосещение уроков, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей.
Приоритетным направлением работы методического объединения начальной школы является внедрение в практику современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образования:
Технология проектного обучения.
Технология развития критического обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология совершенствования общеучебных умений.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Гуманно-личностная технология.
Технология игрового обучения.
Работа ШО по реализации ФГОС НОО
В связи с реализацией в школе ФГОС НОО встает проблема повышения профессионального мастерства педагогических работников. Профессиональное мастерство – это сложное комплексное образование, присущее личности учителя, формирующееся постепенно под воздействием разных факторов. Из таблицы видно как сработали педагог и обучающиеся его класса. Предстоит ещё большая работа в классах, где качество успеваемости ниже среднего показателя. Педагогам нужно перестроить свою работу для достижения более высоких показателей.
Таблица общеобразовательных классов
№ п/п | Ф. И. .О. учителя | класс | УМК | успеваемость 2015 | успеваемость 2016 | качест-во успеваемости 2015 | качест-во успеваемости 2016 |
1. | Важенина О. Ю. | 1А | «Школа XXI века» | 4 кл -100 % | | 4 кл - 54,5 % | |
2. | Соловьёва Т. А. | 1Б | «Школа России» | 4 кл - 100 % | | 4 кл - 71,4 % | |
3. | Лунёва С. В. | 1В | «Школа XXI века» | 4 кл - 100 % | | 4 кл - 68,4 % | |
4. | Отрубенникова Е. С. | 1Г | «Школа России» | 4 кл - 100 % | | 4 кл - 29,2 % | |
5. | Ахраменко О. А. | 1 Д | «Школа России» | | | | |
6. | Герасимова М. В. | 2А | «Школа России» | | 100 % | | 66,5 % |
7. | Арсёнова О. Н. | 2Б | «Школа России» | | 100 % | | 62 % |
8. | Шаманаева Т. А. | 2В | «Школа XXI века» | | 100 % | | 54,5% |
9. | Каюда Н. А. | 2 Г | «Школа России» | | 83,3 % | | 33,3 % |
10. | Иванова Т. А. | 3А | «Школа России» | 100 % | 100 % | 62,9 % | 64,2 % |
11. | Дука Е. Н. | 3Б | «Школа России» | 100 % | 100 % | 64 % | 55.5 % |
12. | Андрющенко О. С. | 3В | «Школа XXI века» | 90 % | 100 % | 35 % | 30 % |
13. | Задера Н. М | 4А | «Школа XXI века» | 100 % | 100 % | 68 % | 65 % |
14. | Кулебякина И. В. | 4Б | «Школа России» | 100 % | 100 % | 69,2 % | 65,3 % |
15. | Паньшина Н. Ю. | 4В | «Школа России» | 100 % | 95,2 % | 36,3 % | 38 % |
| | | | | | | |
Специальный класс - 7 вид. |
1. | Кривоножко А. | 3Г | «Школа России» | 100 % | 94 % | 0 % | 5,8 % |
Применяемые УМК позволяют:
обеспечивать вариативность, уровневый подход в осуществлении образовательного процесса, тем самым создавая условия для освоения программы начального общего образования всем детям, в том числе одаренным и детям с ограниченными возможностями здоровья;
развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируют основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Все УМК соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, позволяют развивать интеллектуальные способности детей, дают возможности для индивидуального выбора дополнительного материала и заданий, готовят ученика «нового типа», внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности и другим людям, способным видеть проблему и решать её самостоятельно, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельное решение.
Школа обеспечена учебниками, учебно-методической литературой для реализации ФГОС НОО.
Учителя первых классов на уроках создают условия, способствующие овладению первоклассниками социально значимой роли учеников, у которых есть социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. В процессе учебы идет формирование самооценки, положительной мотивации к ведущему виду деятельности – учебе через создание ситуации успеха. В процессе преподавания используются технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.
Все кабинеты начальной школы располагают материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение основных видов деятельности обучающихся. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для их обслуживания.
Во всех кабинетах, где осуществляется образовательный процесс по реализации ФГОС НОО, обеспечивается доступ педагогов и обучающихся к информационной среде учреждения и к глобальной информационной среде.
Данные условия обеспечены наличием в начальной школе:
современных оборудованных кабинетов, включающих наличие у учителя персонального компьютера, имеющего выход в Интернет;
кабинеты 202, 203, 205, 206, 301, 308 оснащены проекторами и экранами;
кабинеты 205 и 301 оснащены принтерами;
кабинеты 202 и 308 оснащены универсальными многофункциональными устройствами.
Материально-технические условия реализации образовательной программы отвечают характеристикам современного образования, требованиям к оснащенности учебных и административных помещений, соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся, позволяют обеспечить реализацию современных образовательных и иных потребностей и возможностей обучающихся по жизнеобеспечению и безопасности, сохранению и укреплению здоровья, развитию профессионального, социального и творческого опыта обучающихся и др.
Эффективность реализации ФГОС НОО обеспечивается системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, которые дают школе возможность входить в единую информационную среду, фиксировать ход образовательного процесса, размещать материалы, иметь доступ к любым видам необходимой для достижения целей основной образовательной программы информации, ограничивать доступ к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития, обеспечивать необходимый электронный документооборот.
В качестве информационного освещения МБОУ «СОШ № 1» имеет официальный сайт. На сайте в доступной форме с целью обеспечения ознакомления общественности с ФГОС размещена следующая информация:
материалы ФГОС НОО,
информация об основных и дополнительных образовательных программах,
учебные планы, годовой календарный учебный график,
расписание занятий и иные документы, регламентирующие образовательную, воспитательную и административную деятельность Учреждения.
На информационных стендах школы дана информация о материалах ФГОС, результатах его реализации, информация для родителей.
Согласно школьного плана были проведены следующие мероприятия:
разработан инструментарий для определения мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий, системы оценки достижений планируемых результатов,
проведены открытые уроки и мастер-классы по использованию технологии личностно – ориентированного, проектного обучения и системно-деятельностного подхода в обучении как основы реализации ФГОС НОО,
проведён педагогический Совет по теме «Презентация проектов АООП НОО МБОУ «СОШ№1» в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ»;
проведены пять заседаний ШО начальных классов по темам «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2015-2016 учебный год», «Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе», «Стандарты нового поколения. Оценивание достижений обучающихся в рамках ФГОС», «Развитие личности детей на основе универсальных учебных действий».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Методическая работа учителей начальных классов
Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
В методическом объединении на протяжении 2015-2016 учебного года использовались следующие формы повышения профессионального мастерства учителей:
разработка собственной программы самообразования (изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес);
рефлексия и анализ собственной деятельности;
накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию,
создание базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке;
разработка собственных средств наглядности;
самостоятельное проведение исследований;
постоянная работа над методической темой, представляющей профессиональный интерес для педагога;
изучение, обобщение и ретрансляция педагогического опыта (открытый урок, мастер-класс, участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства, участие в работе методического объединения, педсоветов и семинарах в рамках школы, посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег, публикации);
прохождение плановой курсовой подготовки.
В течение всего учебного года учителя принимали активное участие в методической работе объединения школы и города.
В 2015-2016 учебном году было проведено 5 заседаний МО в различных формах: презентаций педагогического опыта, методических диалогов, тренингов, методических посиделок, мастер-классов, деловых игр, семинаров-практикумов, учебы педагогических кадров.
Заседания ШО, мероприятия, контроль | Ответственные |
Заседание № 1 (август ) |
Утверждение календарно-тематических планов на 2015/2016 учебный год | Важенина О. Ю. |
Анализ работы ШМОП начальных классов за 2014/2015 учебный год | Важенина О. Ю. |
Утверждение плана методической работы на 2015/2016 учебный год | Важенина О. Ю. |
Обсуждение нормативных, программно-методических документов. Ознакомление с базисным планом | Шипулина М. А. |
Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году | учителя нач. кл |
Утверждение тем по самообразованию | учителя нач. кл |
Составление и утверждение графика проведения малых олимпиад | Важенина О. Ю. |
Подготовка диагностических материалов и диагностика первоклассников, вновь прибывших учащихся на выявление одарённых детей | учителя нач кл |
Текущая работа (сентябрь-октябрь) |
Вводный контроль по русскому языку и математике во 2-4 классах. Цель: проверить уровень ЗУН обучающихся 2-4 классов после летних каникул и прочность усвоения программного материала в сравнении с предыдущим годом. | учителя нач. кл |
Стартовая диагностика в 1-х классах. Цель: проверить уровень ЗУН обучающихся, поступивших в 1-ый класс | учителя 1-ых кл |
Подготовка участников к проведению малой олимпиады и проведению конкурса по языкознанию «Русский медвежонок» Цель: выявление способностей учащихся по русскому языку с целью дальнейшего развития их познавательного потенциала. | учителя 2-4 кл |
Взаимопосещение уроков по проблеме формирования у обучающихся основных УУД. Цель: изучить и распространить опыт учителей по проблеме формирования у обучающихся УУД. | учителя нач кл |
Заседание № 2 (ноябрь) «Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе» |
Инновационный подход к контрольно-оценочной деятельности в начальной школе | Иванова Т. А. |
Активизация познавательных интересов посредством применения ЦОР | Задера Н. М. |
Нетрадиционные формы урока с использованием ЦОР как способы активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы | Лунёва С. В. Соловьёва Т. А. |
Итоги школьных предметных олимпиад начальной школы | Важенина О. Ю. |
Проведение консультаций для родителей, воспитывающих одаренных детей | учителя нач. кл. |
Текущая работа (ноябрь-декабрь) |
Адаптация первоклассников к УВП | Шипулина М. А., Недостоева Т. Д., Кузовкина Т. С., учителя 1-ых кл |
Проверка выполнения рабочих программ | Шипулина М. А. |
Ответы на вопросы по адаптации пятиклассников | Пожиданова И. В., учителя нач кл, предметники, классные руководители 5-х кл |
Проверка ведения тетрадей обучающихся 1-4 классов. Соблюдение единого орфографического режима. | взаимоконтроль уч нач кл |
Проведение итоговых контрольных работ. Итоги контрольных работ. Выводы и предложения. | учителя нач кл |
Участие школьников в историческом конкурсе «Золотое Руно» | учителя нач кл |
Принять участие в предметной недели по литературе «Там, на неведомых дорожках…» | учителя нач кл |
Заседание № 3 (февраль) «Стандарты нового поколения. Оценивание достижений обучающихся в рамках ФГОС» |
Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания обучающихся | Герасимова М. В. |
Контроль и самоконтроль обучающихся | Кулебякина И. В. |
Самооценка младших школьников: - что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте; - самооценка младших школьников с разной успеваемостью; - самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости; - внедрение правила самооценки при использовании технологии оценивания учебных успехов. | Паньшина Н. Ю. Отрубенникова Е. С. Ахроменко О. А. Авдеева Н. А. |
Текущая работа (январь - март) |
Проверка ведения тетрадей обучающихся 2-4 классов. Дозировка объёма домашней, классной работы. Система работы над ошибками. | |
Проверка ведения и оформления ученических дневников 2-+4 классов | |
Проверка ведения портфолио в 1-х классах | |
Подготовка обучающихся к участию в олимпиаде на муниципальном уровне | Важенина О. Ю., Иванова Т. А., Кулебякина И. В. |
Участие педагогов в городской методической неделе | |
Участие школьников в 2-4 классов в математическом конкурсе «Кенгуру», конкурсе по окружающему миру «ЧИП» | |
Принять участие в методической неделе по теме: «Педагогическое мастерство. Педагогический опыт. Педагогическое новаторство». | |
Заседание № 4 (май) «Развитие личности детей на основе универсальных учебных действий» |
Пути формирования учебно- познавательных компетенций обучающихся | Шаманаева Т. А. |
Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС | Дука Е. Н. |
О составлении рабочих программ на 2016/2017 учебный год | Важенина О. Ю. |
Индивидуальная методическая работа учителя (отчёт по самообразованию) | Каюда Н. А. |
Организация и систематизация внеурочной работы с одаренными детьми | Арсёнова О. Н.. |
Текущая работа (апрель - май) |
Проведение итоговых контрольных работ за год 1 – 3 кл. Итоги контрольных работ. Выводы и предложения. | |
Проведение комплексных работ в 4-ых классах | |
Проверка выполнения рабочих программ | |
Составление рабочих программ на 2016/2017 учебный год | |
Все заседания проведены своевременно, на них рассматривались не только теоретические вопросы, но и проводились практические семинары, во время которых учителя обменивались своим опытом, что позволило заинтересовать учителей проводимой работой, способствовало проявлению инициативы, творчества.
Вывод: вопросы, рассматриваемые на заседаниях ШО, находят отражение в педагогической деятельности педагогов, что даёт возможность расширять свою профессиональную компетентность по различным аспектам преподавания.
Однако, перед учителями стоят две проблемы, которые требуют более глубокого осмысления и изучения с целью внедрения в образовательный процесс:
дальнейшая реализация программы деятельности педагогов ШО учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий;
формирование концептуальных критериев системно-деятельностного подхода к содержанию образования в школе 1 ступени;
разработка индивидуальных маршрутов обучающихся.
С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока, изучения опыта работы коллег, обмена опытом по вопросам преподавания было организовано взаимопосещение уроков.
В 2015-2016 учебном году методическая работа учителей начальных классов была направлена на освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся, повышение уровня общедидактической, методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом между членами педагогического коллектива.
Коллектив учителей начальных классов очень энергичный, все учителя, принимая активное участие в освоении новых педагогических технологий и совершенствовании своего педагогического мастерства, развивают навыки педагогического анализа, творческих и экспериментальных исследований.
В декабре 2015 учебного года проходила предметная неделя «Там на неведомых дорожках…», где все учителя начальных классов приняли активное участие: Соловьёва Т. А., Важенина О. Ю., Лунёва С. В. провели литературный журнал, посвящённый творчеству С. Михалкова, Андрющенко О. С. – кл. час «В гостях у С. Я. Маршака», 48 обучающихся приняли участие в конкурсе стихов «Литературный звездопад», в конкурсе рисунков «В гостях у сказки» приняли участие 103 обучающихся, Иванова Т. А. – кл. час «А. С. Пушкин – великий поэт», Задера Н. М. – защита проекта «Творчество А. С. Пушкина», Шаманаева Т. А. «В гостях у сказки».
Всеми учителями соблюдается здоровьесберегающий режим: на уроках проводятся физминутки с достаточной двигательной активностью обучающихся, используются различные варианты проведения упражнений, направленных на снятие напряжения для глаз, учителя постоянно следят за правильной осанкой школьников. В содержание учебного материала включаются сведения, формирующие у детей навыки здорового образа жизни. На всех уроках уделяется достаточное внимание учителей начальных классов формированию универсальных учебных действий обучающихся.
Особое внимание при самоанализе и анализе уроков уделялось выполнению требований к организации и проведению уроков в рамках системно-деятельностного подхода с использованием ИКТ.
При подготовке учителя стремятся, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать методы, которые создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Учителя стараются вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался.
В этом учебном году часть педагогов приняли участие в вебинарах, видеоконференциях по следующим темам:
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. В условиях модернизации российского образования одной из важнейших задач методической работы школы является повышение квалификации учителей, определение основных направлений формирования и развития профессионализма, уровень профессионально-педагогической компетентности.
С целью накопления, систематизации материала по своей методической теме каждый учитель ведет «портфолио», где отражаются результаты педагогической деятельности. Так раздел «Научно-методическая деятельность» учителя пополняют изученным теоретическим материалом по своей теме, диагностическими методиками и результатами исследований, разрабатывают на их основе практические материалы. Здесь же отражена серьезная работа учителей по диагностическому отслеживанию умений и навыков учащихся.
Работа ШО по развитию интеллектуальных способностей
и творческого потенциала учащихся
Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность. Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, что как раз и предусматривают на сегодняшний день примерные программы начального общего образования - ФГОС НОО.
В 2015-2016 учебном году в рамках ШО начальных классов велась целенаправленная системная работа с одарёнными детьми и детьми, имеющими высокий уровень учебной мотивации.
Вывод: продолжить работу ШО по развитию познавательной активности и воспитанию интереса к предметам у учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Подводя общие итоги по всем предметам, следует сделать вывод, что значительное число победителей и призёров обучается в классах развивающего обучения, что объясняется преимущественной численностью обучающихся с высоким учебным потенциалом, определяемой при комплектовании данных классов.
Нижеприведенные таблицы наглядно демонстрируют этот факт.
Итоги школьной предметной олимпиады по русскому языку
для обучающихся начальных классов в 2015/2016 учебном году
№ п/п | Ф.И.О. участника | Класс | Место | Ф.И.О. учителя |
-
| Санников Вадим | 2 А | 1 | Герасимова Марина Владимировна |
-
| Тарантаева Софья | 2 В | 2 | Шаманаева Тамара Алексеевна |
-
| Дымова Ангелина | 2 В | 2 | Шаманаева Тамара Алексеевна |
-
| Бесхмельницина Полина | 2 А | 3 | Герасимова Марина Владимировна |
-
| Черненко Анна | 3 А | 1 | Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| Жиганов Артём | 3 А | 2 | Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| Фёдорова Анна | 3 А | 3 | Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| Ковтуненко Милана | 4 А | 1 | Задера Наталья Максимовна |
-
| Позднякова Елена | 4 Б | 2 | Кулебякина Ирина Васильевна |
-
| Казакова Екатерина | 4 А | 3 | Задера Наталья Максимовна |
Итоги школьной предметной олимпиады по математике
для обучающихся начальных классов в 2015/2016 учебном году
№ п/п | Ф.И.О. участника | Класс | Место | Ф.И.О. учителя |
-
| Жиганов Михаил | 2 А | 1 | Герасимова Марина Владимировна |
-
| Бесхмельницина Полина | 2 А | 2 | Герасимова Марина Владимировна |
-
| Дунаевва Анастасия | 2 А | 2 | Герасимова Марина Владимировна |
-
| Ощепков Сергей | 2 В | 3 | Шаманаева Тамара Алексеевна |
-
| Комарова Дарья | 3 А | 1 | Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| Фёдорова Анна | 3 А | 2 | Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| Бутакова Виктория | 3 Б | 3 | Дука Елена Николаевна |
-
| Казакова Екатерина | 4 А | 1 | Задера Наталья Максимовна |
-
| Баранова Елена | 4 А | 2 | Задера Наталья Максимовна |
-
| Мазненко Алина | 4 Б | 3 | Кулебякина Ирина Васильевна |
-
| Красноносов Данил | 4 Б | 3 | Кулебякина Ирина Васильевна |
Итоги школьной предметной олимпиады по окружающему миру
для обучающихся начальных классов в 2015/2016 учебном году
№ п/п | Ф.И.О. участника | Класс | Место | Ф.И.О. учителя |
-
| Исько Виктория | 2 А | 1 | Герасимова Марина Владимировна |
-
| Санников Вадим | 2 А | 2 | Герасимова Марина Владимировна |
-
| Трефилов Иван | 2 Г | 2 | Каюда Наталья Анатольевна |
-
| Чуфистова Диана | 2 А | 3 | Герасимова Марина Владимировна |
-
| Голдобин Илья | 2 Г | 3 | Каюда Наталья Анатольевна |
-
| Комарова Дарья | 3 А | 1 | Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| Фёдорова Анна | 3 А | 2 | Иванова Татьяна Алексеевна |
-
| Важенин Тимофей | 3 Г | 3 | Кривоножко Анжелика |
-
| Ковтуненко Милана | 4 А | 1 | Задера Наталья Максимовна |
-
| Ряшенцев Дмитрий | 4 А | 2 | Задера Наталья Максимовна |
-
| Дикарева Александра | 4 В | 2 | Паньшина Наталья Юрьевна |
-
| Антонюк Александра | 4 Б | 3 | Кулебякина Ирина Васильевна |
-
| Рябуха Виктория | 4 В | 3 | Паньшина Наталья Юрьевна |
В целом анализ результатов олимпиад показал, что учителя начальных классов используют в работе проблемные, исследовательские методы, групповые формы работы с учащимися, задания повышенной сложности, творческие задания.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Учителями школы 1-й ступени ведётся целенаправленная работа с обучающимися, имеющими высокую учебную мотивацию.
Предложения:
Считать уровень работы учителей начальных классов с обучающимися, имеющими высокую учебную мотивацию удовлетворительным.
Отметить положительные результаты по развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Учителям начальных классов систематически проводить работу с учащимися, имеющими высокий учебный потенциал, по развитию их интеллектуального уровня через:
реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода в обучении;
организацию дополнительных занятий с группой одаренных детей;
усилить контроль за формированием у учащихся универсальных учебных действий.
регулярно включать в содержание уроков и индивидуальных домашних заданий упражнения, требующие нестандартного подхода к их решению.
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Работа строится по разным направлениям:
- спортивно-оздоровительное;
- художественно-эстетическое;
- научно-познавательное;
- военно-патриотическое;
- общественно-полезная деятельность;
- проектная деятельность.
По этим направлениям продолжили работу такие кружки как «Забавное оригами», «Подвижные игры», «Кукольный театр», «Театральный», «Музыкальная шкатулка», «Спортивные игры», «Занимательная математика», «Говорун». Были созданы новые кружки – это «Познавайка», «Чудо тесто», «Мастерилка», «Художественное слово».
Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделили реализации программ художественно-эстетической направленности. Содержание их деятельности формирует у ребят правильное отношение к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
Наши ребята плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. На занятиях велась работа по профилактике переутомления учащихся, поэтому дети не проявляли признаков усталости, были активны, с удовольствием занимались творческими видами деятельности. 100 % обучающихся были задействованы во внеурочной деятельности,
а 81 % детей посещали 2-3 кружка.
Родители положительно относятся к внеурочной деятельности, а дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности.
Обучающиеся 1-4 классов приняли активное участие в городских, краевых, российских и международных конкурсах, играх, олимпиадах.
Сведения об участии обучающихся в конкурсах различного уровня
Название конкурса | Количество участников | Из них лауреатов, дипломантов, победителей, призеров |
Муниципальный уровень |
«Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой» | 55 | Ковалёва Ю. (Лунёва С. В.)-1 м Тихова Д. (Лунёва С. В.)-1 м Квашина И. (Герасимова М. В.) – 1 м Воронцова У. (Герасимова М. В.) – 1 м Ольховская (Иванова Т. А.) – 1м Аксёнова Ж. (Кулебякина И. В.)-1 м Тамбовцева (Иванова Т. А.)-2 м Сульженко Л. (Задера Н. М.)-2 м Косолапова (Иванова Т.А.)-2 м Макаров Н. (Лунёва С. В.)-2 м Казадаев А. (Лунёва С. В.)-2 м Баранова Е. (Задера Н. М.)-2 м Борисевич А. (Шаманаева Т. А.) – 2 м Смирнова Е. (Кулебякина И. В.)-2 м Астанина С. (Герасимова М. В.) – 2 м Неустроев Д. (Герасимова М. В.) – 2 м Медникова Т. (Лунёва С. В.)-3 м Исько В. (Герасимова М. В.) – 3 м Ряшенцев Д. (Задера Н. М.)- 3м Жиганов А. (Иванова Т. А.)-3 м Блюм И. (Герасимова М. В.) – 3 м |
«День рождения Деда Мороза» | 63 | Неустроев Д. (Герасимова М. В.) – 1 м Тихова Д. (Лунёва С. В.)-1 м Красноносов Д. (Кулебякина И. В.)-1 м Бендер В. (Кулебякина И. В.)-1 м Павлович В. (Кулебякина И. В.)-1 м Паньшина О. (Кулебякина И. В.)-1 м Исько В. (Герасимова М. В.) – 2 м Сульженко Л. (Задера Н. М.)-2 м Романенко К. (Лунёва С. В.)-2 м Улыбышева Д. (Герасимова М. В.) – 3 м Казадаев А. (Лунёва С. В.)-3 м Кузьмин В. (Кулебякина И. В.)-призёр Шишкина А. (Кулебякина И. В.)-призёр |
| | |
«Рождественская звезда» | 16 | Бутакова Д. (Соловьёва Т. А.) – 1 м Тамбовцева (Иванова Т. А.)-3 м |
«Дорога глазами детей» | 2 | |
«Технический вернисаж» | 25 | Тамбовцева (Иванова Т. А.)-1м Красноносов Д. (Кулебякина И. В.)- 1м Холтобин В. (Соловьёва Т. А.) – 2 м |
«Вместо ёлки праздничный букет» | 16 | Бутакова Д. (Соловьёва Т. А.) – 1 м Кибанов П. (Иванова Т. А. )-1 м Холтобин В.(Соловьёва Т. А.) – 2 м Медиков С. (Лунёва С. В.)-2 м Ващенкова Н. (Лунёва С. В.)-3 м |
«В объективе - семья» | 21 | |
«Парад техники» | 2 | Чуфистова Д. (Герасимова М. В.) – 1 м Блюм И. (Герасимова М. В.) – 2 м |
«Планета дорожной безопасности», «Дорожный сувенир» | 10 | Тамбовцева (Иванова Т. А.)-1м Красноносов Д. (Кулебякина И. В.)-призёр Мазненко А.(Кулебякина И. В.)-призёр Борисюк Н.(Кулебякина И. В.)-призёр |
| | |
«Время творить и удивляться» | 10 | Перепёлкин В. (Кулебякина И. В.)-1м Аксёнова Ж. (Кулебякина И. В.)-1м Кузьмин В. (Кулебякина И. В.)-призёр |
«Я- исследователь» | 3 | |
Окружные, региональные конкурсы |
«Русский медвежонок» | 65 | Бесхмельницина П. (Герасимова М. В.) -1 м по шк Лебедева А. (Задера Н. М.)-1м по шк Шелепова В. (Герасимова М. В.) -2 м по шк Санников В. (Герасимова М. В.) -3 м по шк Комарова Д. (Иванова Т. А.)-3 м по шк Шишкина (Кулебякина И. В.) –3 м по шк Бендер В. (Кулебякина И. В.) –2 м по шк |
«Зелёная математика» | 19 | Судник В. (Соловьёва Т. А.)-2 м по шк Шелепов С. (Соловьёва Т. А.)-2 м по шк Исаков М. (Соловьёва Т. А.)-2 м по шк Сажина Н. ( Соловьёва Т. А.)-3 м по шк Коноводов П. ( Соловьёва Т. А.)-3 м по шк |
«Технический вернисаж» | 1 | Тамбовцева (Иванова Т. А.)-свидетельство |
«Зёрнышки добра» | 5 | |
«Я - исследователь» | 3 | |
«Поиск и творчество» | 1 | |
«Голуби России» | 1 | |
«Пусть всегда буду я!» | 2 | |
Международный уровень |
Международная олимпиада по математике «Кенгуру». Начальная школа | 36 | Санников В. (Герасимова М. В.)- 2 м по шк Казакова (Задера Н. М.1 м по шк |
«Человек и природа» | 43 | |
«Мир безопасности» | 16 | Борисевитч А. (Шаманаева Т. А.) – диплом 1 степени Дымова А.(Шаманаева Т. А.) – диплом 1 степени |
«Математический сундучок» | 3 | |
Выводы:
Участие учащихся в конкурсах и других мероприятиях различного уровня свидетельствует о систематической работе учителей с детьми, имеющими творческий и интеллектуальный потенциал, реализации развития познавательной среды и творческих способностей учащихся.
В 2015-2016 учебном году следует продолжить работу по совершенствованию системы раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей, создавая им режим особого благоприятствования как на уроках через индивидуализацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков и индивидуальную работу.
Задачи, поставленные перед ШО реализованы. Методическая работа позволила выявить затруднения учителей, положительные и отрицательные моменты. Анализируя работу ШО, необходимо отметить, что все учителя вели работу на профессиональном уровне.
Были выделены положительные моменты:
Общение и оказание методической помощи в работе со стороны опытных педагогов, своевременная критика и помощь.
Рассмотрение теоретического материала на уроках.
Система открытых уроков и заседаний ШО.
Обсуждение новых технологий обучения и контроля, поиск нового.
Работа по накоплению методической копилки в ШО, способствующая повышению профессионализма.
Теоретическое выступление имело практическую направленность.
Слаженная работа учителей, атмосфера сопереживания.
Отрицательные:
Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов, работа ШПОП способствует совершенствованию и профессиональному росту.
Выводы:
По сравнению с прошлым учебным годом результативность работы учителей в целом повысилась. Поэтому работу ШО можно признать удовлетворительной.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
слабая вовлеченность педагогов в исследовательскую и проектную деятельность;
недостаточное количество открытых мероприятий и уроков отдельными учителями;
недостаточный уровень самоанализа у отдельных учителей;
недостаточная активность участия в дистанционных конкурсах, отсутствие публикаций у многих педагогов;
недостаточная работа по обобщению и применению передового педагогического опыта.
26