Аналитический отчет по воспитательной работе классного
руководителя БоркоТ.Н.- учителя 4 класса за 2015-2016 уч.год
Главная цель воспитательной системы класса:
создание условий, способствующих развитию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться в новых условиях жизни.
Цель работы на 2015-2016 учебный год:
формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; воспитание всесторонне развитой, творчески активной, инициативной личность, способной к самореализации; развитие сотрудничества учителя и учащихся.
Задачи воспитательной работы с классом на 2015 – 2016 учебный год
- следить за обучением и развитием учащихся;
- осуществлять психолого-педагогическое диагностирование с целью выявления основных направлений
и форм работы воспитательной деятельности в классе;
- формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;
- повышать уровень воспитанности и культуры поведения учащихся, повышать дисциплинированность;
- формировать здоровый образ жизни;
- воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательные интересы учащихся;
- развивать сотрудничество с родителями учащихся посредством включения их в организационный и
воспитательный процессы в классе;
- защищать права и интересы учащихся.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
духовно — нравственное воспитание гражданско — патриотическое воспитание эстетическое воспитание, воспитание здорового образа жизни, экологическое воспитание ,трудовое воспитание,
воспитание любви к чтению, учебно — познавательная деятельность, работа с родителями
Все эти направления воспитательной работы позволяют комплексно решать воспитательные задачи, опираясь на личностно-ориентированный подход к воспитательной работе. Воспитание рассматривается как процесс, охватывающий все сферы развития личности. Все воспитательные мероприятия были направлены на формирование у детей культуры общения, развитие коммуникативных умений.
В воспитательной работе личный пример классного руководителя положительно сказывается на отношениях, учащихся с учителем, поэтому во многих мероприятиях лично принимала участие. Каждодневно, в зависимости от ситуаций проводились различные беседы со всем классом и индивидуально.
Для реализации воспитательной работы использованы следующие формы работы: беседы, познавательные и интеллектуальные занятия, праздники, игры, путешествия, библиотечные уроки, КТД (коллективные творческие дела), спортивные соревнования, экскурсии, конкурсы, участие в общественных акциях.
Внутри каждого вида деятельности планировалось достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы. Все формы работы соответствовали интересам, запросам и потребностям личности обучающихся. Все дети активно участвуют в классных и школьных делах.
В 4 классе обучается 6 учащихся:3 девочки и 3 мальчика.
Для решения первой поставленной задачи в классе проводились совместные (родители и дети) мероприятия, некоторые из которых стали традиционными:
1 сентября – День знаний, осенний бал, День матери ,новогодний праздник. День влюблённых.
8 марта и День призывника,поздравления именинников. Участие во всех общешкольных мероприятиях.
В целях формирования доброжелательного отношения между одноклассниками были проведены классные часы: Класс.час «Ты и твоя семья. Твои обязанности в семье. История твоей семьи»
Беседа «О культуре поведения, общение среди подростков. Нецензурная брань – бич нашего общества», «Уважай свое время и время других»-беседа. Классный час «Дети ,опаленные войной» Кл. час «Мальчишки и девчонки .Дружить или ссориться?» «День именинника» (развлечение на каникулах)
Кл .час «Понятие об анекдоте» (конкурс смешных рисунков, историй ,сценок) Диспут «Что такое характер?»(тест «Конфликтная ли вы личность?», Кулинарный конкурс «Маленькие поварята» (мероприятие на каникулах) и т.д.
К сожалению, добиться того, чтобы все ребята стали по-настоящему толерантными, пока не удалось. Вспышки агрессивного поведения по отношению к одноклассникам проявляются у ПодгорногоН, Мироненко Р. Считаю, что в большинстве случаев такое поведение учащихся – это следствие агрессии, имеющей место в их семьях.
На формирование уважительного отношения к своему здоровью были направлены следующие мероприятия прошедшего учебного года:
Беседа о необходимости рационального питания.
Классные часы по дорожной и пожарной безопасности.
Беседа о профилактике ОРВИ.
Активное участие в общешкольном Дне здоровья.
Инструктажи по ТБ.
соревнования «Лыжня зовёт»
«1 - День борьбы с наркоманией»-беседа
Классный час “Осторожно: грипп!”.
Классный час “Режим дня и здоровье”.
Классный час “Компьютер: за и против”.
Беседа “Наркотики: жизнь или смерть?”.
Классный час “Курить – здоровью вредить”.
Классный час “Мифы о пивном алкоголизме”.
Третья задача предполагала развитие классного самоуправления. В коллективе существует совет класса. Его сектора курируют деятельность в разных направлениях. Совет класса участвует в обсуждении плана работы, назначает ответственных, заслушивает отчеты секторов, организует участие класса в КТД, участвует в проведении классных часов, решает вопросы о поощрениях и наказаниях. В прошедшем году руководили советом класса РязанцеваА(1 полугодие) и Кузбакова Л.(2 полугодие). В их обязанности входило: организация и контроль дежурства по классу и по школе, распределение обязанностей при КТД, помощь классному руководителю. Считаю, что девочки с этим справились, хотя порой им было нелегко, и хотелось всё бросить.
Учебные сектора в течение года менялись, наиболее удачно это направление вела Тюренок А. Девочка контролировала успеваемость и посещаемость , проверяла дневники, готовила информацию для классных часов и родительских собраний. По итогам года победителями в номинации “Лучший дневник класса” стали РязанцеваА, Тюренок А, Кузбакова Л
Однако деятельность в этом направлении была недостаточно эффективной, что подтверждают результаты учебного года. Порадовали Кузбакова Л и Рязанцева А, которые закончили учебный год на “отлично”. Не имеет “3” Тюренок А., учебная деятельность которой является действительно стабильной. Немного сдали свои позиции Мироненко Р , Подгорный Н. Эти ребята не работают в полную силу своих способностей Причины низкой успеваемости класса, на мой взгляд, следующие:
Низкий уровень учебной мотивации.
Отсутствие систематического контроля со стороны родителей.
Низкий уровень дисциплины на некоторых уроках.
Отсутствие должного взаимопонимания педагогами.
Обязанности спортивного сектора исполнял Подгорный Николай.,. Сам являлся активным участником спортивных соревнований в школе, Николай старался привлечь к этому и своих одноклассников. Он доводил до классного руководителя информацию о посещаемости, форме, успеваемости, проводил физкультминутки на уроках, Лучшими спортсменами класса по итогам года признаны: Подгорный Н,Мироненко Р,Кузбакова Л,Рязанцева А..
За работу культмассового сектора отвечали ТюренокАи Рязанцева А. Девочки помогали организовывать все классные праздники, участие класса в общешкольных мероприятиях, отслеживали внешний вид учащихся, поздравляли одноклассников с Днём рождения. Традиционными праздниками стали:
День рождения класса.
Осенний бал.
День матери.
Новогодние посиделки.
День святого Валентина.
23 февраля и 8 марта.
Итоговый праздник “Вот и стали мы на год взрослей”.
Трудовой сектор в течение года возглавлял Мироненко Р.
Он организовывал генеральные уборки в кабинете, следил за состоянием мебели, контролировал наличие сменной обуви.
Таким образом, совет класса есть, он функционирует, но порой активу не хватает самостоятельности, настойчивости в преодолении трудностей, проявления инициативы.
Выполнение четвертой задачи является самым проблемным направлением в моей деятельности, хотя и очень значимым.
В течение года мы с советом класса собирали сведения об участии учащихся и их родителей в делах класса и школы. По итогам была составлена рейтинговая карта, содержание которой использовано для награждения на итоговом празднике.
Все учащиеся и родители были отмечены в разных номинациях.
В рамках выполнения данной задачи велся учёт детей социально незащищённых категорий, осуществлялся контроль за поведением детей “группы риска”. К данной группе можно отнести Подгорного Н, Мироненко Р. Эти ребята вовлекаются в жизнь класса и школы, секции и кружки. Наибольшую тревогу вызывает Никита К , который категорически не хочет заниматься ни в секциях, ни в кружках; правда, в классных мероприятиях почти всегда участвует. Осуществлялся постоянный контроль успеваемости и посещаемости этих детей, их работы на уроках, выяснялись причины пропусков и опозданий. С родителями поддерживается тесный контакт. В целом, работа с “трудными” детьми , правовое воспитание являются одним из видов деятельности в плане воспитательной работы.
В прошедшем году работа по изучению учащихся велась. Изучены личные дела учащихся, посещались семьи всех детей, проведено анкетирование родителей (см. план). Составлен социальный паспорт класса, поддерживается постоянный контакт с учителями – предметниками, написаны характеристики на проблемных ребят, посещались уроки в 4 классе математики, труда, физкультуры, литературы, контролировалось посещение элективных курсов. По итогам года создан слайд-фильм “По страницам классного альбома”, представленный на прощальном празднике.
Для выявления творческих, физических способностей учащихся, их отношений в семье, в школе, хотелось бы проводить больше социометрических срезов, диагностических методик, опросов, но времени на это катастрофически не хватает.
Успех воспитания заложен в триединстве: учитель – ученик – родитель. Поэтому одной из главных задач считаю формирование из родителей коллектива единомышленников. Проведенное среди родителей анкетирование (анкеты в плане) позволило составить социальный паспорт класса и определить социальный статус родителей (см. план), собрать сведения о семьях детей. Эти сведения помогли составить характеристику класса в целом и отдельных учащихся.
Из 6 семей – 2 семьи неполные, 5 – благополучных, 2– в разводе, эмоционально-конфликтных – 2, злоупотребляют алкоголем – в двух семьях. 2 родителей имеют высшее образование, 4 – только среднее. Обеспеченных семей в классе – 4, низкий уровень доходов – в 2 семьях.
Мне кажется, цифры говорят сами за себя. Статус семьи, родителей не может не отразиться на детях, их личностном развитии, их социализации, самореализации. Поэтому необходимым считаю доводить до сознания родителей педагогические советы, формировать готовность к их реализации. С этой целью было проведено 5 родительских собраний (тематика собраний в плане), каждое из которых начиналось с вопросов педагогики, психологии, родителям предлагались памятки, советы, рекомендации по воспитанию детей. Проводились индивидуальные встречи с родителями по вопросам учебы и поведения их детей, организовывались консультации учителей, работающих в классе, проводились совместные мероприятия. Рейтинг участия родителей в делах класса и школы, показал, что у нас в коллективе сложился родительский актив Кузбакова Ш.К., Фризоргер Е.В., Беленец Т.П. Это родители, которые интересуются жизнью класса, помогают и поддерживают классного руководителя, участвуют во всех наших мероприятиях.
Крайне редко бывала в школе Подгорная О., объясняя это своей занятостью. Родители посещают уроки в классе. Конечно, и здесь не всё у нас гладко. Хотелось бы больше инициативы и активности родителей на собраниях, адекватной их реакции на просьбы классного руководителя, систематического контроля за успеваемостью своих детей и… любви по отношению к своим детям.
Анализируя воспитательную работу с классом в 2015-2016учебном году, хочется сделать следующие выводы:
Задачи, поставленные на учебный год, в целом реализованы, хотя достигнуть всего намеченного не удалось.
Наиболее удачными формами воспитательной деятельности оказались:
– классные часы;
– классные праздники;
– трудовые дела;
– день рождения класса.
Наибольший интерес у учащихся вызвали общешкольные мероприятия:
– творческий тур олимпиады;
– день здоровья
– легкоатлетическая эстафета.
Выбор тем классных часов был обусловлен преимущественно общешкольным планом и задачами, поставленными на год. Наиболее приняты ребятами классные часы “Компьютер: за и против”, “О толерантности”, “Курить – здоровью вредить”, “Мифы о пивном алкоголизме”. Неинтересными оказались классные часы, посвященные правилам поведения.
В прошедшем учебном году больше всего проведено ситуационных и организационных классных часов.
Самый большой успех 4 класса– окончание учебного года без неуспевающих и две “круглых” отличницы Кузбдкова Л и Рязанцева А..
Проблемы, возникающие при работе с коллективом класса:
1) Проявление агрессивного поведения детей по отношению друг к другу.
2) Сохранение здоровья и понимание его ценности для каждого.
3) Повышение учебной мотивации.
4) Формирование ценности семьи и семейных отношений.
5) Развитие системы самоуправления.
6) Диагностика и мониторинг деятельности.
На решение этих выявленных проблем и будет направлена воспитательная работа в будущем году.
Отчет составила : Борко Т.Н.