В течение 2014 - 2015 года работала над следующей проблемой:
Проблема школы: Создание мотивационной среды как основного компонента развития интеллектуальной творческой и профессиональной компетентности участников учебно-воспитательного процесса.
Проблема социально-педагогической службы СОШ:
Создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт, социальную адаптацию и успешность всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- способствовать коммуникативной адаптации учащихся 1-5 классов;
-формирование, потребности в здоровом образе жизни, профилактика негативных явлений среди детей и подростков;
-консультационная работа с родителями и учащимися по правовому воспитанию и предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
-содействие, оказание помощи учащимся 9 и 11 классов в выборе профессии;
-организация тренингов по преодолению конфликтных ситуаций по программе «Равный равному» (волонтёрское движение).
-организация работы школьного центра «Милосердие» (оказание помощи нуждающимся учащимся школы).
- сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями.
В своей деятельности социально-психологическая служба руководствуются Конвенцией о правах детей, Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Уставом ОУ и положением «о социально-психологической службе муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ№1».
Деятельность осуществляется в соответствии с нормативными актами МОН РФ, МОНМС РФ, РК, регламентирующих функционирование социально - психологической службы. В МБОУ «СОШ №1» есть планы работы практического психолога и социального педагога на учебный год и помесячное планирование, предусмотренное планами работы школы на учебный год, реализуются в полной мере.
В связи со сложившейся ситуацией в начале каждого учебного года составляются социальные паспорта классов, ведение которых помогает проводить целенаправленную работу с учащимися, семьёй, выявлять семьи, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах, ассоциальные семьи, оказывать необходимую помощь. В социальном паспорте определены все социально - незащищенные категории детей. Анализ социальных паспортов классов МБОУ «СОШ №1» показывает, что
Всего в школе обучается – 487 (2 сем. - 493)
1- 4 классы – 152
5–8 классы – 158
9-11 классы –78
Вечерние классы – 72
Всего мальчиков - 269
Всего девочек по УВК - 216
Детей-сирот и детей, лишённых родительского попечения – 22
Из них
в приёмных семьях – 11
Детей с инвалидностью – 14
Детей из семей ликвидаторов аварии на ЧАЭС – 3
Детей из многодетных семей – 123
Малообеспеченных семей, состоящих на учёте в управлении труда и социальной защиты населения – 2
Детей, чьи семьи оказались в трудных жизненных обстоятельствах в ОПДН и ЗИП – 3
Дети, чьи родители являются гражданами другой страны – 6
Дети, состоящие на внутришкольном учёте – 1 сем. – 12; 2 сем. – 56 на конец года - 45
Из них на учёте в милиции (ОПДН) - 2/1
На учёте у нарколога – 2
На «Д»- учёте фтизиатра – 18
В УВК 19 класс - комплектов дневного обучения,
9 заочная вечерняя группа – 15 учащихся,
10 класс (заочная группа) – 24,
11 (вечерний) класс – 18,
12 (вечерний) класс – 15, всего - 72 уч-ся.
4 класса выравнивания (коррекции), где обучается – 38 учащийся
На надомной форме обучения – 10
На инклюзивном обучении по программе вспомогательной школы – 7.
Учащиеся начальных классов обеспечены ежедневными бесплатными завтраками в школе.
Бесплатные завтраки получают:
1 – 4 классы – 152 уч-ся,
из них:
- сироты – 6 уч-ся;
- малообеспеченные – 0 уч-ся;
- чернобыльцы – 1 уч-ся;
- многодетные – 40 уч-ся;
- дети с инвалидностью - 7 уч-ся.
Поставлены на льготное, бесплатное питание 50 учащихся,
Бесплатные обеды получают:
- приказом по школе учащиеся 5 – 11 классов - 50 уч-ся:
из них:
- сироты - 15 уч-ся;
- малообеспеченные - 1 уч-ся;
- чернобыльцы - 0 уч-ся;
- многодетные - 33 уч-ся;
- ребенок с инвалидностью - 1 уч-ся.
Сегодня происходит нарастание среди детей и подростков таких негативных явлений как общее недоразвитие детей дошкольного возраста, задержка психического развития, ослабленное здоровье. Средний возраст начала употребления алкоголя составляет 12,5 лет.
В связи с этим возникает настоятельная необходимость увеличить активность в области охраны детей и подростков от негативного влияния.
Работа социального педагога осуществлялась по таким направлениям: выявление учащихся группы риска, работа с семьей, аналитическая работа, работа с классными руководителями, организация постановки на бесплатное питание детей льготной категории, изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей.
Выявление учащихся группы риска
В данную работу входило изучение детей в адаптационный период посредством посещения уроков, наблюдения за детьми во время перемен, в случаях необходимости посещение семей, знакомство с дворовым окружением. Данный вид работы осуществляется совместно с классными руководителями, учителями - предметниками, затем корректируются социальные списки. Постоянное наблюдение и своевременная помощь детям возможна во время проведения индивидуальных и групповых бесед, проведения тестов. Профилактическая работа, которая проводится с целью знакомства с азами правовой культуры, осуществляется путем ведения индивидуальных бесед «Твои права и твои обязанности», "Правила поведения в школе" практически каждым учащимся школы в режиме добровольного посещения кабинета психолога, социального педагога.
Также постоянно проводятся индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися о вреде курения, выполнении правил учащегося, занятости во внеурочное время, участии в школьных мероприятиях.
Родители обращаются в социально-психологическую службу и получают консультации на темы:
«Об организации питания для детей из семей льготных категорий»,
«Почему младший школьник особенно нуждается в поддержке со стороны родителей?»,
«Почему любой пропуск учебных занятий должен быть подтвержден справкой или объяснительной запиской?»,
«Как наладить отношения с сыном, который стал больше доверять друзьям?»,
"Моего сына обижают одноклассники", «
Об организации оздоровления для детей из семей льготных категорий»,
"Где оздоровить ребёнка и что для этого нужно?",
"Мой ребёнок меня не слушает", «Как перейти в вечерний класс?», «Почему мой ребёнок не может отвечать у доски?»,
«Моего ребёнка обижают старшеклассники»,
«Интернет - конфликты между одноклассниками, как найти выход?»,
«Мой ребёнок не хочет идти в школу, помогите выяснить»,
«Нецензурная брань со стороны друзей» и т.д.
Аналитическая работа
Данная работа осуществляется в форме проведения анкетирования, анализа состава обучающихся школы, классов с целью выявления интересов и потребностей учащихся, трудностей, проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде.
Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей осуществляется посредством бесед с учащимися, работами в индивидуальных тетрадях и осуществления индивидуальной работы с учащими, требующими особого внимания с целью осуществления плана работы по реабилитации.
Работа с классными руководителями заключается в проведении консультаций для учителей по их запросам, помощи в организации проведения классных часов, совместных посещения семей, совместного проведения классных родительских собраний, посещение уроков по запросу классного руководителя, учителей-предметников.
Тесно сотрудничаю со службами: ОПДН и ЗИП, ОПДН, ЦСССДМ, врачом – наркологом. Имеются совместные планы работы.
Большое внимание в школе уделяется правовому воспитанию и профилактике негативных явлений в молодежной среде:
- В рамках правового месячника по профилактике негативных явлений в молодежной среде (2 раза в год: апрель, октябрь) проводятся расширенные советы профилактики, индивидуальные беседы, проводимее врачом-наркологом, начальником ОПДН и ЗИП Мироновой Т. П., представителями ОПДН, начальником ОПДН Пересунько В. Е., начальником УИИ Чипенко Т. П. с учащимися «группы риска», учащимися, состоящими на учете ОПДН, ОПДН и ЗИП, внутришкольном учете, учете у нарколога. Также проводятся родительские лектории с приглашением специалистов служб города (21.10.14). Классные часы: "Как не стать жертвой преступления", "Противостоять насилию"; «Алкоголь и его негативное влияние на организм подростка»; анкетирование «Слабоалкогольные и энергетические напитки»; беседа «Терроризм» ЦСССДМ. В этом году тесно сотрудничаем с представителями общественной организации «Гармония» центра развития личности. Учащимся среднего и старшего звена школы были показаны тематические фильмы о вреде курения, алкоголизма. Проведены викторины и познавательные, профилактические, предупредительные беседы здоровьесберегающей направленности.
- Социальнй педагог оформляет и ходатайствует в ОПДН, ОПДН и ЗИП (по необходимости) о привлечении к обучению, о привлечении к административной ответственности родителей за невыполнение своих родительских обязанностей (оформлено 49 ходатайств и информаций в службы города).
- Ежемесячно проводится Советы профилактики, где заслушиваются учителя, администрация, социально-психологическая служба с вопросами, касающимися пропусков занятий учащимися, нарушения Устава СОШ, нецензурной лексики, неподготовленности к занятиям, несоответствующему внешнему виду с нарушением санитарно-гигиенических требований и др. С учащимися и родителями этих семей проводится работа администрацией СОШ, социально-психологической службой, классными руководителями. Проведено 9 Советов профилактики, где заслушано 75 учащихся с родителями. Семьи учащихся школы посещены на дому классными руководителями, по необходимости с социальным педагогом. Всего социальным педагогом посещено 32 семьи.
- В УВК идет работа по выявлению, кризисных семей, семей оказавшихся в ТЖО постоянно, с привлечением служб города ЦСССДМ, ОПДН, ОПДН и ЗИП. Представители служб оказывают посильную помощь также при посещении семей на дому, проведении совместных бесед. За 1 семестр 2014-2015 года при посещении семей, выявлены семьи, оказавшиеся в ТЖО: семья Децик Дмитрия, Децик Кристины, Кроколь Руслана, Ковальчук Никита, Ковальчук Антон, Приходько Руслана, Горбушин Бориса, Чернобривец Дениса, семья Алтуниных, Довбыш Дмитрия, Горбуновых Олега и Екатерины, Задорожней Ольги, Учащийся из приёмной семьи Бочаров Денис (8-А). Новых семей ТЖО во 2 семестре не выявлено, сведений от классных руководителей не поступало. В 2014-2015 учебном году некоторые учащиеся били временно устроены в Армянский межрегиональной центр реабилитации детей и подростков: Зырянский Андрей (6-Б), Приходько Руслан (5-А), Солобчук Дарья (5-В), Солобчук Даниил (8-Б), Горбушин Борис (6-Б), Довбыш Дмитрий (8-А). На конец года в центре находятся Солобчук Дарья, Солобчук Даниил.
- В школе функционирует «Центр милосердие» детской юношеской организации «Вертикаль». Центр осуществляет социальную поддержку детей и семей из разных социальных категорий. Центром проводится постоянно действующая акция «Окажи помощь другу» с 01.09. - 31.05. в каждом учебном году. В рамках этой акции ребята, взрослые оказывают помощь канцтоварами, одеждой, обувью, продуктами питания.
Помощь оказана учащимся специальных классов, а также семьям и учащимся, нуждающимся в социальной поддержке среднего и старшего звена: в 2014-2015 учебном году оказана адресная вещевая помощь следующим учащимся: Зырянский Андрей (6-Б), Горбушин Борис (6-Б), Кроколь Руслан (6-Б), Байгушев Виталий (6-Б), Ковальчук Никита (7-А) и Ковальчук Антон (4-А), Жумалиева Виктория (5-А), многодетная семья Токаревых, учащимся начальной школы (4-Б класс, 2-Б, 3 класс).
Проведены следующие акции милосердия:
- Акция милосердия «Подари тепло души своей»,
- Благотворительная акция для детей из малообеспеченных семей «Подари игрушку мне – улыбнусь в ответ тебе!»,
- «Окажи помощь другу - повяжи тёплый шарф!»,
- "Если не мы, то кто же?" - благотворительные акции поддержки для детей, нуждающихся социальных категорий;
- «Подарки Святого Николая» - сладкие подарки детям - сиротам ко дню Святого Николая.
- Собраны посылки с новогодними подарками, продуктовыми наборами, одеждой и другими товарами первой необходимости для детей ДНР и ЛНР к Новому году. В акции приняли участие все работники школы, родители, дети.
Ребята различных социальных категорий бесплатно посещают цирк, театры, спектакли.
Социально-защитное; медико-социальное направление:
В школе проводятся мероприятия направленные на сохранение здоровья школьников: КВН по ЗОЖ для уч-ся старших классов, беседы, лектории, видеолектории, в рамках месячника по профилактике негативных явлений в молодежной среде (октябрь, апрель) совместно со службами города. Профилактическая беседа врача-нарколога ЦРБ с учащимися 9-11 классов: "О вреде психотропных веществ, алкоголя, никотина". Школьная акция «Обменяй сигарету на конфету»; Акция ко дню борьбы с туберкулёзом "Белая ромашка - символ чистого дыхания", оформляются информационные стенды, конкурсы рисунков, плакатов: «Мое здоровье в моих руках», «Главное в имидже это - здоровье», практикум для уч-ся среднего звена «Заблуждение о безвредности пива», семинар для старшеклассников «Насилие. Не допустить беды», Проведение акции и оформление стенда ко Дню борьбы со СПИДом, флеш-моб "Толерантность - путь к добру и любви", тематические классные часы, участие в военно-патриотической игре «Победа», спортивном конкурсе «Президентские игры», "Малые Олимпийские игры" и др. спортивные мероприятия. На базе школы созданы волейбольные команды юношей и девушек под руководством Шпака В. В., где занимаются учащиеся из семей разных социальных категорий. Ежегодно проводится праздник: «Папа, мама, я – спортивная семья».
При школе ежегодно функционирует пришкольный льготный лагерь (ДОЗДП «Радуга») с 2-ух разовым бесплатным питанием для учащихся из семей льготных категорий. В 2014-2015 году в лагере планируется оздоровить 100 учащихся школ города, из них - 36 учащихся нашей школы. В санаториях Крыма в 2014-2015 учебном году на июнь месяц оздоровлено 57 учащихся.
Принимаю участие во всех городских мероприятиях, проводимых для социальных педагогов:
Семинар-практикум: «Психологические методы и приёмы взаимодействия с родителями учащихся «Группы риска».
Обучающий семинар для социальных педагогов, психологов: «Социально-психологическая помощь учащимся с девиантным поведением»;
Семинар-тренинг: "Психология насилия, как фактор пртивоправного поведения" (11.11.14);
Семинар: "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Школьная медиация"
Семинар: «Работа с приёмными, опекунскими семьями. Сопровождение приёмных семей»;
Совещание: «По итогам мониторинга деятельности социально-психологической службы УВК».
М/О: "Нормативно-правовая документация социального педагога" (09.09.14).
М/О: "Социально-педагогическая технология работы социального педагога с детьми группы риска. Профилактическая работа социального педагога с детьми группы риска".
М/О социальных педагогов: "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми" (26.02.15);
М/О «Формы и методы работы социального педагога с приёмной семьёй» (10.05.15).
Для учащихся УВК проведены следующие мероприятия:
Беседы, тренинги на классных часах в 7-А, 7-Б классах (мини-тренинг «Планета толерантности»), в рамках недели толерантности.
Волонтёрами УВК, совместно с представителями УИИ, проведено мероприятие, посвящённое Дню памяти жертв голодомора и политических репрессий (21-22 ноября). Проведен цикл мероприятий в рамках недели толерантности, согласно плана разработанного в школе.
Проведен малый педсовет в 6- Б классе, 9 классе (уч-ся с родителями) с приглашением начальников ОПДН, ОПДН и ЗИП, по вопросу успеваемости, поведения; 9 советов профилактики.
С учащимися и родителями проведены анкетирования, тесты, беседы социально психологической службой УВК по вопросу контроля за выполнением домашних заданий, занятостью во внеурочное время. Ученики были посещены на уроках с целью выявления учащихся не выполняющих д/з. С учащимися проведена профилактическая работа, информация доведена до сведения родителей. Оформлены ходатайства в службы города.
Социальная служба СОШ в своей работе ставит следующие задачи:
- диагностировать социальную ситуацию в микросреде, определить пути решения социальных проблем;
- оказывать посильную помощь социального плана учащимся и их родителям;
- выступать посредником между личностью ребенка и его окружением;
- влиять на общественное мнение, формируя у детей, родителей чувства ответственности за свои поступки, семью, воспитание детей;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- представлять интересы учащихся в органах законодательной и исполнительной власти;
- способствовать устранению конфликтных ситуации;
- пропагандировать педагогические и правовые знания среди родителей и учащихся;
- способствовать первичной социализации личности школьника;
- осуществлять активную работу с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете в ОПДН, ОПДН и ЗИП, врача-нарколога (тренинги, беседы, индивидуальная работа).
Заключение
Формирование гуманных отношений в социуме — цель и духовно-нравственная основа социально-педагогической деятельности. Деятельность социального педагога основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог обеспечивает допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодежи.
Социальный педагог направляет свою работу на предотвращение проблемы, своевременное выявление и устранение причины, порождающий ее; обеспечение профилактики различного рода проявлений отклонений в поведении, в общении и отношениях людей, т.е. социальный педагог способствует созданию такой ситуации, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался.
Социальный педагог формирует условия для социального и профессионального саморазвития обучающихся, организуя деятельность педагогов и родителей на основе принципов гуманизма.
Социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Семейным кодексом РФ.
В качестве важнейшего компонента педагогического процесса рассматривается стремление самого учащегося к росту и развитию. Школе надлежит помочь довести эту тенденцию всеми естественными средствами до оптимального ее выражения. Сформированная в таких условиях личность сможет лучше охватить внутреннюю и внешнюю целостность мира и отразить ее в своем мышлении, чувствах и действиях. И благодаря этому личность будет лучше подготовлена к жизни в духе современных требований и в согласии с природой.
Таким образом, образовательное учреждение обретает новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.
Система социально-педагогической работы школы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне.
Социальный педагог Скрыпник В. Н.