В современных условиях главной целью общего образования, в том числе и биологического, является формирование разносторонне развитой личности, способной в динамичных социально-экономических условиях реализовывать свой творческий потенциал, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества, государства. В связи с этим стоит отметить, что содержание учебно-методического пособия соответствует требованиям государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования Донецкой Народной Республики, содержанию и структуре основных образовательных программ.
Учебное пособие Биологическое краеведение Донбасса. Животный мир. 7 (8) класс использовалось на уроках биологии в 7 классе, географии в 6 классе, природоведении в 5 классе. Одним из важных аспектов пособия является доступность языка учебника для данной возрастной категории обучающихся. Впрочем, стиль изложения материала часто меняется. Наряду с простым, лёгким, почти «детским» слогом встречаются сложные и глубокие термины, фразы, предусматривающие глубокую подготовленность ученика в данном вопросе. Однако, данная особенность стала мотивационно-стимулирующей для учащихся с высокими учебными достижениями. Логика изложения материала поддерживает интерес у учащихся к изучаемому предмету на протяжении всего учебного года. Анкетирование показало, что в 7-х классах повысился интерес к изучению предмета. Семиклассники объясняют это тем, что, изучая биологию «узнают много нового и интересного».
Изучение интересного материала делает предмет более привлекательным для учащихся, они видят перспективу использования знаний в практической жизни, а это изменяет мотивацию к обучению, улучшает усвоение материала. Изложение большинства тем является привлекательным для самостоятельного чтения. Высоки возможности организации учебного процесса. При работе с учебником возможно использование современных педагогических технологий: технологии личностно-ориентированного подхода, технологии развития критического мышления, игровые технологии, проблемное обучение, технология мастерских и другие.
В данном учебном пособии отражены такие процедуры обучения, как выяснение смысла изучаемого предмета и каждой отдельной темы, постановка задач, организация образовательной ситуации, предъявление необходимой информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, рефлексивное осознание образовательной деятельности и ее результатов. В методическом аппарате учебника заложена организация учебного процесса. Формируются приемы умственной деятельности: анализ, сравнение, систематизация, обобщение, умение выделить главное. Включение в учебник материалов оприродных особенностях родного края играет немаловажные воспитательные и мировоззренческие функции, реализуются и задачи духовно- нравственного воспитания. Реализован личностно ориентированный подход: в содержании большинства тем включены вопросы, значимые для самого ученика, востребованные в его повседневной жизни для объяснения окружающей действительности. Работа с учебником позволяет учащимся формировать и ряд общеучебных умений: распознавать, описывать, сравнивать, анализировать, оценивать.
Очень важно и то, что в конце каждого параграфа для учащихся дается четкая информация о том, что необходимо прочитать, что запомнить и выучить. Эта информация позволяет заострить внимание школьников на важнейших вопросах текста.
Яркий, красивый учебник, умело подобранные наглядные материалы способны увлечь школьников изучаемым предметом. Это в свою очередь поможет решить поставленные предметам задачи воспитания.
Положительная сторона учебника – его логическая связь с курсом биологии в 7 классе. Это говорит о реализации принципа преемственности в обучении и методически грамотном подходе к формированию и развитию системы биологических понятий, что служит основой для усвоения содержания о разнообразных живых организмов в курсе «Биология 7 класс».
Учебный материал ориентирован на формирование навыков самостоятельной поисковой деятельности учащихся, экологического и патриотического мышления, имеет мощный мотивационный аспект. Особого внимания заслуживает структура изложения материала, а именно практически-прикладная часть, которая, несомненно, даёт возможность активного использования данного учебного материала во внеурочной деятельности, способствует формированию заинтересованности учащимися предметом изучения, развитию познавательной деятельности и творческих способностей. Аппарат организации усвоения учебного материала представлен в учебнике системой вопросов и заданий. Вопросы охватывают проверкой основное содержание, ориентируют учащихся на воспроизведение знаний и на их применение в той или иной ситуации. Контроль интеллектуальных умений школьников осуществляется через сравнение объектов, установление причинно- следственных связей, объяснение особенностей строения и процессов жизнедеятельности организмов, их обобщение. К каждому параграфу предложены вопросы для обсуждения, актуализации ранее усвоенных знаний.
Особую роль в заинтересованности пособием учащихся играл и иллюстративный материал, используемый к тексту. Возможно, иллюстрациям не хватает единого полиграфического стиля, однако они сыграли положительно мотивационную роль в процессе обучения и формирования патриотических аспектов воспитания на уроках биологии и географии.
Особо актуальным именно на уроках биологии стало использование отдела «Фауна Донбасса». Занимательного содержания информация о насекомых, как о группе животных, проиллюстрированная редкими видами нашей местности способствует более яркому и участливому восприятию общего материала урока. Материал о водных обитателях широко и успешно использовался учащимися при подготовке индивидуальных творческих заданий, как доступно изложенный и разнообразный по содержанию.
Важно отметить также целесообразность межпредметных связей с географией для общего представления учащимися природы родного края среди мирового разнообразия. Особого внимания также заслуживает экологический аспект изложения материала, например, о секретах выживания степных животных, что позволяет учащимся ответственно задумываться о сохранности природы родного края, бережного отношения к ней.
Новый учебно-методический комплект отличается по структуре, отбору содержания, методическому аппарату и направлен на реализацию новых образовательных стандартов при изучении биологии. Учебные достижения учащихся при обучении по данному учебнику в целом лучше обычно достигаемых результатов.
Учитель ______________ А.В. Назарова
(подпись)
И.о. директора МОУ «Школа № 126 г. Донецка» ______________ Л.В. Дидык
(подпись)