СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ баллады "Светлана" 6 класс (Меркин)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ баллады "Светлана" 6 класс (Меркин)»

Анализ баллады «Светлана»

Анализ баллады «Светлана»

ЦЕЛИ рассмотреть сюжет, найти в нем традиции, свойственные русскому народу выявить лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини

ЦЕЛИ

  • рассмотреть сюжет, найти в нем традиции, свойственные русскому народу
  • выявить лейтмотив баллады и особенности мировосприятия героини
Жуковский считался одним из отцов русского романтизма. Благодаря его замечательным переводам отечественным читателям стали известны творения европейских романтиков. В 1808 г. Жуковский перевёл балладу немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора», переименовав главную героиню в Людмилу. Перевод имел успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.

Жуковский считался одним из отцов русского романтизма. Благодаря его замечательным переводам отечественным читателям стали известны творения европейских романтиков. В 1808 г. Жуковский перевёл балладу немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора», переименовав главную героиню в Людмилу. Перевод имел успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.

ВСПОМИНАЕМ Баллада – это… Какие бывают виды баллад? Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с фантастическим колоритом. Виды баллад: героические, бытовые, любовные.

ВСПОМИНАЕМ

  • Баллада – это…
  • Какие бывают виды баллад?

Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с фантастическим колоритом. Виды баллад: героические, бытовые, любовные.

В основе содержания «Светланы» (1808-1812 гг.) лежит немецкая баллада. Однако можно смело считать произведение Жуковского оригинальным. Используя романтический сюжет, автор создаёт глубоко национальное творение, близкое к фольклору. Безнадежная мистика превращается в страшный сон, и на первое место выходит жизнеутверждающее начало. Наверное, Жуковский так долго перерабатывал немецкую балладу, потому что обладал светлым взглядом на мир и хотел передать его своим читателям.

В основе содержания «Светланы» (1808-1812 гг.) лежит немецкая баллада. Однако можно смело считать произведение Жуковского оригинальным. Используя романтический сюжет, автор создаёт глубоко национальное творение, близкое к фольклору. Безнадежная мистика превращается в страшный сон, и на первое место выходит жизнеутверждающее начало. Наверное, Жуковский так долго перерабатывал немецкую балладу, потому что обладал светлым взглядом на мир и хотел передать его своим читателям.

Какое настроение задаёт заглавие баллады? Значение имени Светлана. Светлана – русское имя, обозначает «светлая». Светозарность была основным свойством характера Саши Протасовой в восприятии Жуковского. Имя Светлана создаёт совсем не мрачное настроение. После опубликования баллады Жуковского это имя стало очень популярным. Составьте ассоциативный ряд со словом «свет». Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность. Что всегда противопоставляется свету? Составьте ассоциативный ряд со словом «тьма». Тьма – горе, несчастье, рок и др.
  • Какое настроение задаёт заглавие баллады? Значение имени Светлана.

Светлана – русское имя, обозначает «светлая». Светозарность была основным свойством характера Саши Протасовой в восприятии Жуковского. Имя Светлана создаёт совсем не мрачное настроение. После опубликования баллады Жуковского это имя стало очень популярным.

  • Составьте ассоциативный ряд со словом «свет».

Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.

  • Что всегда противопоставляется свету? Составьте ассоциативный ряд со словом «тьма».

Тьма – горе, несчастье, рок и др.

Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась» Найдите в тексте образы, противопоставленные друг другу. Что обозначает это противопоставление? Образ белоснежного голубя с светлыми глазами и мертвец-призрак . В народе существовало поверье о светлой силе голубя. Именно в этом образе на русских иконах предстает Дух Святой. Белоснежный голубь поворачивает движение баллады от мрака к свету, радостному финалу.

Выразительное чтение от слов «Смолкло всё опять кругом…» до слов «Ах!.. и пробудилась»

  • Найдите в тексте образы, противопоставленные друг другу. Что обозначает это противопоставление?

Образ белоснежного голубя с светлыми глазами и мертвец-призрак . В народе существовало поверье о светлой силе голубя. Именно в этом образе на русских иконах предстает Дух Святой. Белоснежный голубь поворачивает движение баллады от мрака к свету, радостному финалу.

Балладе присущи ярко выраженные национальные черты. О какой народной традиции напоминают первые же строчки баллады? Первые же строчки баллады напоминают нам о традиции гадать накануне Крещения. У русского народа существовал такой обычай, как гадать в Святочную неделю (неделю между Рождеством, 7 января, и Крещением, 19 января). Святки – волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о любви и счастливом замужестве. И, конечно, хочется знать заранее, какой она будет, эта любовь.
  • Балладе присущи ярко выраженные национальные черты. О какой народной традиции напоминают первые же строчки баллады?

Первые же строчки баллады напоминают нам о традиции гадать накануне Крещения. У русского народа существовал такой обычай, как гадать в Святочную неделю (неделю между Рождеством, 7 января, и Крещением, 19 января). Святки – волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о любви и счастливом замужестве. И, конечно, хочется знать заранее, какой она будет, эта любовь.

В балладе Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы. «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви. «Снег полоть» - подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом.

В балладе Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы. «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви. «Снег полоть» - подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом.

Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» - быть несчастью. Кормили курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы.
  • Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла» - быть несчастью.
  • Кормили курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы.
«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.
  • «Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.
Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый…

Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый…

Сюжет баллады построен на народно-поэтической и религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. В своей героине Жуковский, и художник Брюллов хотели изобразить национально-русский женский тип.

Сюжет баллады построен на народно-поэтической и религиозной основе. Народные поверья составляют романтическую сущность души русской девушки. В своей героине Жуковский, и художник Брюллов хотели изобразить национально-русский женский тип.

Выразительное чтение отрывка от слов «Тускло светится луна…» до слов «Ангел-утешитель» Какие черты присущи характеру Светланы? Душевный мир героини полон колебаний : она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть. Светлана, ожидающая жениха целый год, «молчалива и грустна», но душа её ясна, согрета добрым чувством к сегодняшнему дню, верой в день завтрашний: «Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель».

Выразительное чтение отрывка от слов «Тускло светится луна…» до слов «Ангел-утешитель»

  • Какие черты присущи характеру Светланы?

Душевный мир героини полон колебаний : она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть. Светлана, ожидающая жениха целый год, «молчалива и грустна», но душа её ясна, согрета добрым чувством к сегодняшнему дню, верой в день завтрашний: «Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель».

Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчёркивает эти народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от неё самой, от её внутреннего мира, от заложенных в нём нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным невзгодам и верить в благую волю Провиденья. Почему гадание у зеркала считалось самым страшным и опасным? Зеркало – способ связи с потусторонним миром.

Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчёркивает эти народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от неё самой, от её внутреннего мира, от заложенных в нём нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным невзгодам и верить в благую волю Провиденья.

  • Почему гадание у зеркала считалось самым страшным и опасным? Зеркало – способ связи с потусторонним миром.
Выразительное чтение от слов «Где ж?... У зеркала одна…» до слов «Радость иль кручину?» Найдите в прочитанном отрывке строчку, являющуюся лейтмотивом баллады. Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив. Светлому мотиву беспечной юности , радующейся жизни, с любопытством и верой заглядывающей в будущее, противостоит , дополняя и усложняя его, контрастный мотив печального знания жизни , «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада драматична. Её лейтмотив – тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?»

Выразительное чтение от слов «Где ж?... У зеркала одна…» до слов «Радость иль кручину?»

  • Найдите в прочитанном отрывке строчку, являющуюся лейтмотивом баллады. Лейтмотив – ведущий, иногда повторяющийся мотив.

Светлому мотиву беспечной юности , радующейся жизни, с любопытством и верой заглядывающей в будущее, противостоит , дополняя и усложняя его, контрастный мотив печального знания жизни , «горькой судьбины» «тайного мрака грядущих дней». Баллада драматична. Её лейтмотив – тревожный вопрос, обращённый к судьбе: «Что сулишь душе моей,/ Радость иль кручину?»

Выразительное чтение от слов «Что же твой Светлана сон…» и до конца баллады Почему против всех законов жанра Жуковский делает конец баллады оптимистичным? Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и всё сразу меняется. Все страхи влюблённой Светланы развеялись. Вера в провидение означает веру в возможность счастливой жизни . Отступление от веры, живущей в душе, несёт гибель, а преданность ей, несмотря на все испытания и искушения, дари победу над тёмными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.

Выразительное чтение от слов «Что же твой Светлана сон…» и до конца баллады

  • Почему против всех законов жанра Жуковский делает конец баллады оптимистичным?

Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и всё сразу меняется. Все страхи влюблённой Светланы развеялись. Вера в провидение означает веру в возможность счастливой жизни . Отступление от веры, живущей в душе, несёт гибель, а преданность ей, несмотря на все испытания и искушения, дари победу над тёмными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ В годы работы над «Светланой» Жуковский пережил и надежду, и разочарование. Ему казалось, что брак Саши с Воейковым смягчит её мать, приблизит его собственную женитьбу. У поэта были также все основания тревожиться за судьбу своей любимицы Саши. Он опасался, что его ученица будет несчастлива в замужестве. Таким образом, любовь поэта к Маше проявляется в балладе глубоким меланхолическим мотивом, противостоящим оптимистическому звучанию темы беспечности юности, кажущейся простоты бытия.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В годы работы над «Светланой» Жуковский пережил и надежду, и разочарование. Ему казалось, что брак Саши с Воейковым смягчит её мать, приблизит его собственную женитьбу. У поэта были также все основания тревожиться за судьбу своей любимицы Саши. Он опасался, что его ученица будет несчастлива в замужестве.

Таким образом, любовь поэта к Маше проявляется в балладе глубоким меланхолическим мотивом, противостоящим оптимистическому звучанию темы беспечности юности, кажущейся простоты бытия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Прочитать вступительную статью, посвященную А.С. Пушкину.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать вступительную статью, посвященную А.С. Пушкину.