СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ деятельности образовательного учреждения по осуществлению заботы об обучающемся с особыми образовательными потребностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена феномену заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями.. Также представлен анализ деятельности образовательного учреждения по осуществлению заботы об обучающемся с особыми образовательными потребностями.. Предлагаемая статья будет полезна психологам, педагогам-дефектологам, родителям, социальным работникам и другим специалистам, работающим в образовательных учреждениях.

Просмотр содержимого документа
«Анализ деятельности образовательного учреждения по осуществлению заботы об обучающемся с особыми образовательными потребностями»

УДК 373.2

А.С Краснокутская

г. Волгоград

Научный руководитель: Е.М Сафронова, доцент пед. наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии ФГОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»



АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАБОТЫ ОБ ОБУЧАЮЩЕМСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. Статья посвящена феномену заботы о ребенке с особыми образовательными потребностями.. Также представлен анализ деятельности образовательного учреждения по осуществлению заботы об обучающемся с особыми образовательными потребностями. Предлагаемая статья будет полезна психологам, педагогам-дефектологам, родителям, социальным работникам и другим специалистам, работающим в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: ребенок с особыми образовательными потребностями, забота, анализ, образовательное учреждение

На современном этапе развития системы образования одной из приоритетных задач является создание условий для становления личности ребенка с особыми образовательными потребностями, в соответствии с его особыми возможностями и способностями. Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической поддержке и организации особых условий при их воспитании и обучении. Социализировать «особого» ребенка, это значит способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания – преодолевать его социальную недостаточность, тем самым ввести его в социум, формировать у него способности и желание жить самостоятельно.(1)

Значимость заботы в образовательном пространстве одно из условий успешного решения психолого - педагогических задач, которое способствует реализации базового принципа гуманистической системы образования, обеспечивая построение взаимовыгодных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса. Научное понимание феномена заботы - необходимый элемент в профессиональной подготовки будущих психологов, педагогов-дефектологов, социальных работников и других участников образовательной системы.

Термин «забота» употребляется не только в психологии и педагогике, но и также в таких областях знания как философия, социальная работа, юриспруденция, биология. Это доказывает не только значимость, но и многогранность данного явления.

В педагогических словарях и словарях русского языка определение заботы связано с удовлетворением потребностей человека. В психологической литературе многие авторы поддерживают данную связь. А. Маслоу указывает, что «забота родителей – это обеспечение безопасности и защиты для своего ребенка, обеспечение выполнения запланированных действий, достижения намеченных целей, создание и поддержание условий, благоприятствующих желательному развитию событий. Г.Г. Филиппова связывает заботу с созданием условий для полноценного и успешного удовлетворения потребностей и оказание всех видов помощи ребенку. Таким образом, забота, по мнению авторов, призвана обеспечить человеку состояние благополучия, психологического комфорта, счастья посредством удовлетворения его потребностей, создания условий для реализации целей.

Умение заботиться об окружающих - обязательное условие личностного роста, самореализации, а, значит, необходимо каждому человеку для гармоничного развития. Об этом пишет и Э. Эриксон, указывая на роль заботы, как о себе, так и о других, в процессе самосозидания личности.

С точки зрения философии, забота рассматривается в том, что человек является человеком, когда его что-то заботит в мире, когда ему не все равно - забота конструирует человека как человека, является источником его бытия (значимыми для нас делает объекты мира личностный смысл, который является одним из образующих сознания, то есть личности человека).

Таким образом, забота одного человека о другом совершается во имя его благополучия, предполагающего личностный рост, стремление к осуществлению смысла, в процессе которого он может достигнуть счастья, реализации, то есть состоит в содействии человеку в решении стоящих перед ним в определенный период задач. Средством достижения благополучия человека может являться удовлетворение его потребностей, помощь в реализации целей, а также действия, направленные на формирование и развитие конструктивных форм поведения, новых мотивационных образований.

Различные типы образовательных учреждений должны обеспечить комфортные педагогические условия, основываясь на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, тем самым формируя адаптивную социально-образовательной среду. Но проблема в том, что на практике в образовательных учреждений недостаточное осуществление заботы педагогов и дефектологов об обучающемся с особыми образовательными потребностями. Зачастую, работники образования не обладают в полной мере теоретическими знаниями, тем самым. Исходя их этого цель нашего исследование проанализировать деятельность образовательного учреждения, то есть выявить сильные, слабые стороны, внешние возможности, внешние угрозы.

К сильным сторонам можно отнести:

1.Организация деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП) по развитию компетенции, необходимой для жизни человека в обществе, на основе планомерного осуществления заботы вследствие расширения повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся в доступных для них пределах;

2.Обеспечение формирования детского коллектива, активного сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности, обогащения их социального опыта, активизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками, за счет постепенного расширения заботы о ребенке с ООП;

3.Проведение специальной (коррекционной) работы по развитию познавательной активности, преодолению интеллектуальных нарушений с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с

ООП;

4.Осуществление систематического контроля и оценки достижения обучающимися планируемых результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития как один из результатов заботы;

5.Корректировка организации, содержания и технологий образовательного процесса с учетом результатов текущего и периодического контроля результатов обучения и воспитания, коррекции нарушений развития, мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов образования;

6.Планировать содержание и осуществлять непрерывную психолого-педагогическую заботу в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой, адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы;

7.Определять формы, методы, приемы и средства организации деятельности обучающихся с ООП по освоению общеобразовательных программ, адаптированных для их образования, способствующих коррекции нарушений развития, социальной адаптации;

8.Формулировать задачи обучения, воспитания, заботы и коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ООП;

9.Организовывать заботу о обучающихся с ОПП по реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;

10.Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ООП с учетом его возраста, индивидуальных возможностей;

11.Использовать технологии формирования у обучающихся мотивации к заботе, необходимой для жизни человека в обществе, социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей.

Также мы выявили слабые стороны в работе образовательного учреждения:

1.Неумение применять в общеобразовательном процессе современные образовательные технологии, информационные ресурсы для осуществления заботы;

2.Неправильное применение педагогических технологий психолого-педагогической заботы об обучающемся с ООП;

3.Недостаточная организация видов самостоятельной деятельности обучающихся с ООП;

4.Недостаточный опыт педагогического коллектива в осуществлении психолого-педагогической заботы;

5.Не в полной мере осуществляется ведение нормативной документации, включая документооборот;

6.Недостаточное соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований и профессиональной этики педагогическим коллективом;

7.Профессиональная деформация педагогов и дефектолога как негативный фактор;

8. Отсутствие материально-технической базы

9.Недостаточный учет запросов родителей детей с ООП;

10. Современные педагогические реализации деятельностно-индивидуального подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучения с ООП.

Внешние возможности в осуществлении заботы об обучающемся с особыми образовательными потребностями:

1. Взаимодействие с другими школами, организациями, имеющими опыт в осуществлении заботы об обучающем с ООП;

2. Участие в конференциях, семинарах по обмену опыта применения психолого-педагогической заботы с другими образовательными учреждениями;

3. Участие учеников с ООП в межрегиональных и международных конкурсах, посвященных теме заботы

Внешние угрозы:

1. Отсутствие материально-правовой базы для осуществления полноценной заботы об учащихся с ООП;

2. Взаимодействие со СМИ ведет к угрозе неправильной трактовки значения заботы об обучающемся с ООП;

3. Социальный статус семьи;

4. Низкий уровень активности семьи.



Список использованных источников:

  1. Наталья Юрьевна Борякова «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» М.: изд-во «АСТ, Астрель», 2010 г. - 222 с.

  2. Андреева М.В., Баранов А.А. А 655 Забота как психологический феномен: теоретические и практические аспекты: Учеб. пособие – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. – 88 с.

  3. ФГОС НОО для детей с ОВЗ

  4. Мы все в заботе постоянной... Концепция заботы о себе в истории педагогики и культуры. Материалы Международной конференции памяти философа, социолога, психолога Г.В. Иванченко (1965–2009) (НИУ ВШЭ, Москва, 9–11 сентября 2015). Под ред. М.А. Козловой и В.Г. Безрогова. Часть 2: Что-то ведет нас в глубь самих себя. – М.: Канон+, 2015. – 1442 с.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!