Анализ
диагностической работы в формате ОГЭ по химии обучающихся 9 класса МБОУ Первомайская школа № 2
Класс: 9-А
Учитель: Сергеев С.С.
Дата проведения: 093марта 2023 года
Форма работы: диагностическая работа в формате ОГЭ
Цель проведения:
- отработать процедуру проведения экзамена, заполнения бланков;
- диагностика уровня знаний учащихся для планирования работы по подготовке к ОГЭ
Продолжительность: на выполнение работы отводится 3 часа (180 минут).
Распределение заданий по уровням сложности: диагностическая работа содержит задания только базового уровня сложности.
Характеристика работы
Модель ОГЭ по химии предназначена для государственной итоговой аттестации выпускников, планирующих продолжение образования в профессиях, предъявляющих специальные требования к профельному уровню подготовки по химии. Так как в настоящее время существенно возрастает роль общебиологической подготовки в повседневной жизни, в массовых профессиях, в модели ОГЭ по химии общего основного уровня усилены акценты на контроль способности применять полученные знания на практике, развитие логического мышления, умение работать с информацией.
Включённые в работу задания выявляют достижение метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. При выполнении заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также универсальные учебные познавательные, коммуникативные и регулятивные (самоорганизация и самоконтроль) действия.
В модели единого государственного экзамена (ОГЭ) по химии особый акцент сделан на реализацию системно-деятельностного подхода и обеспечение разнообразия практико-ориентированных заданий. В КИМ ОГЭ включены также включены задания, предусматривающие проверку умения прогнозировать возможность протекания химических реакций и состав образующихся продуктов реакций, описывать признаки их протекания или определять реактивы, необходимые для проведения качественных реакций.
Поскольку на ОГЭ по хими используется реальное лабораторное оборудование, то задания направлены на анализ одного из методов или результатов эксперимента, либо проверяют умение самостоятельно планировать последовательность действий по проведению эксперимента, наблюдения, делать выводы на основании анализа полученных результатов.
Работа направленная на проверку освоения выпускниками тем:«Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ», «Экспериментальная химия»
Структура диагностической работы
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности цифр.
Часть 2 содержит 5 заданий: 3 задания этой части подразумевают запись развёрнутого ответа, 2 задания этой части предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.
Распределение заданий по частям КИМ представлено в таблице 1..
Таблица 1 Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 48 | Тип заданий |
Часть 1 | 19 | 24 | 60 | С кратким ответом |
Часть 2 | 5 | 16 | 40 | С развернутым ответом |
Итого | 24 | 40 | 100 | |
Распределение заданий варианта КИМ ОГЭ по содержанию, видам умений и способам действий
Диагностическая работа ориентированных на проверку усвоения учебного материала отдельных содержательных блоков / линий, учитывался прежде всего занимаемый ими объём в содержании курса химии. Например, был принят во внимание тот факт, что в системе подготовки обучающихся основной школы наибольший объём знаний, определяющих уровень их подготовки, относится к таким содержательным блокам, как «Многообразие химических реакций» и «Многообразие веществ». По этой причине суммарная доля заданий (от общего количества всех заданий), проверяющих усвоение их содержания, составила 30% по каждому из разделов. Значительная доля заданий, включённых в вариант, относится также к разделу «Экспериментальная химия». Распределение заданий по содержательным разделам отражает
таблица
Распределение заданий экзаменационной работы
по содержательным разделам курса биологии
Содержательные разделы | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
«Основные понятия химии (уровень атомномолекулярных представлений)» | 2 | 2 |
«Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» | 3 | 4 |
«Строение вещества» | 2 | 2 |
«Многообразие химических реакций» | 6 | 9 |
«Многообразие веществ» | 6 | 14 |
«Экспериментальная химия» | 5 | 9 |
Итого | 24 | 40 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Правильное выполнение каждого из заданий 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18, 19 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
Правильное выполнение каждого из заданий 4, 9, 10, 12 и 17 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Проверка выполнения заданий 20–23 части 2 осуществляется предметной комиссией в соответствии с критериями оценивания выполнения. При оценивании выполнения каждого из заданий эксперт на основе предоставленных критериев оценивания выявляет в ответе экзаменуемого оцениваемые элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за выполнение каждого из заданий 20 и 22 – 3 балла; за выполнение каждого из заданий 21 и 23 – 4 балла.
Оценивание выполнения задания 24 осуществляется непосредственно при выполнении участником экзамена задания в аудитории двумя членами предметной комиссии (экспертами), оценивающими выполнение лабораторных работ, независимо друг от друга. Максимальный балл за выполнение задания 24 – 2. Результаты оценивания выполнения задания 24 вносятся в отдельную ведомость и не доводятся до сведения участника ЕГЭ в день экзамена.
Задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены экзаменуемым разными способами. Поэтому приведённые в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа. Это относится прежде всего к способам решения расчётных задач.
Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 40.
Шкала пересчета суммарного балла за выполнение экзаменационной работы в целом в отметку по химии
После подсчета общего количества первичных баллов результат переводится в школьную оценку по шкале, разработанной ФИПИ для 2023 года
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | « 2 » | « 3 » | « 4 » | « 5 » |
Первичные баллы | 0 - 9 | 10-20 | 21 – 30 | 31 – 40 |
Дополнительные материалы и оборудование
Перечень дополнительных материалов и оборудования, использование которых разрешено при проведении ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора.
Необходимые справочные материалы выдаются вместе с текстом экзаменационной работы. При выполнении заданий разрешается пользоваться линейкойнепрограмируемым калькулятором
Результаты выполнения диагностической работы
В 9-А ОГЭ по биологии выбрали сдавть 2 человека.
Работу выполняли 2 человек ( 100 %),
Количество:
«5» - ______0_______Качество ____50_______ %
«4» - _______1______Успеваемость __100%_________ %
«3» - ________3_____
«2» - _______0______
Подтвердили оценку за 2 четверть в класс ___1____ чел. ___50____ %
Оценка за диагностическую выше, чем в 2 четверти ___0____ чел. ___0_____ %
Оценка за диагностическую ниже, чем в 2 четверти __1_____ чел. __50______ %
Максимальный балл работы – 40 (не набрал никто)
Максимальное количество баллов – 21 (4 обучающейся: Моргунов Кирилл)
Минимальное количество баллов – 15 (1 обучающийся Боровик Анна)
Средний балл диагностической работы– 18
Средний балл по пятибалльной шкале диагностической работы– 3,5
Средний балл по пятибалльной шкале обучающихся за 2 четверть– 4,5
Результаты выполнения работы
№ п/п | Фамилия Имя | Номер задания | Всего баллов | Оценка за работу | Оценка за 2 четверть |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | | | |
1 | Боровик Анна | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | х | 15 | 3 | 5 |
2 | Моргунов Кирилл | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Х | 21 | 4 | 4 |
Правильно выполнившие | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | | | |
Обозначения:
1 – задание выполнено правильно;
0 – задание выполнено неверно;
х – не приступил к выполнению задания.
Таблица. Анализ выполненных заданий
Номер задания | Основные проверяемые требования к математической подготовке | Количество выполнивших | Процент выполнивших |
1 | Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества | 2 | 100 |
2 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента | 2 | 100 |
3 | Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д. И. Менделеева. | 2 | 100 |
4 | Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов | 2 | 100 |
5 | Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая | 2 | 100 |
6 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе Д. И. Менделеева. | 2 | 100 |
7 | Классификация и номенклатура неорганических веществ | 1 | 50 |
8 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных | 0 | 0 |
9 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ | 1 | 50 |
10 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ | 2 | 100 |
11 | Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии | 2 | 100 |
12 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях | 1 | 50 |
13 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щёлочей и солей (средних) | 1 | 50 |
14 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления | 0 | 0 |
15 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | 1 | 50 |
16 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | 1 | 50 |
17 | Определение характера среды раствора кислот и щёлочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) | 1 | 50 |
18 | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе | 0 | 0 |
19 | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | 1 | 50 |
20 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель | 1 | 50 |
21 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления | 1 | 50 |
22 | Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисления массовой доли растворённого вещества в растворе | 1 | 50 |
23 | Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа) | 1 | 50 |
24 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов | 0 | 0 |
Таким образом, подводя итоги выполнения заданий необходимо отметить, что обучающиеся уверенно выполняют задания 1-6 и 10,11.
50% учащихся в разной степени на 50% справляются с заданиями 7, 9, 12, 13 15-17, 19-23.
Анализ типовых ошибок
Больше всего у обучающихся вызвали затрудения следующие задания:
Задание № 8 – 100% учащихся не ответили (Химические свойства простых веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных)
Задание №14 – 100 % учащихся не ответили (Реакции ионного обмена и условия их осуществления)
Задание №18 – 100% учащихся не ответили Вычисление массовой доли химического элемента в веществе)
Задание №24 – проводилось теоретически и в расчет оценки не включалось
Выводы и рекомендации:
Провести анализ допущенных ошибок.
Ознакомить родителей учащихся с результатами районной диагностической работы по биологии (до 19.04.2023 г.)
Проводить систематические групповые и индивидуальные консультации с целью устранения пробелов в знаниях по предмету.
Обеспечить систематическое повторение пройденного материала в целях прочного овладения всеми выпускниками 9 класса основных элементов содержания курса химии для успешной сдачи экзамена.
Проводить регулярные срезы знаний, основная цель которых получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.
По результатам тренировочного экзамена провести коррекцию мероприятий по повышению качества подготовки выпускников 9 класса к ОГЭ.
Обратить особое внимание на выполнение практических заданий и решению задач.