СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ эпизода литературного произведения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода литературного произведения.»

Анализ эпизода литературного произведения


Эпизод – следует рассматривать его как самостоятельное произведение

обладающее своей композицией, системой героев, сюжетом,

стилистической спецификой.

1. Вначале следует определить вид эпизода:

- эпизод-описание,

- эпизод-повествование,

- эпизод-диалог.

Чистых эпизодов не бывает!

2. Отметить основные особенности наиболее распространенных видов эпизодов:

- эпизод-описание – следует обращать внимание на детали,

изобразительные средства;

- эпизод-повествование – в нём на первый план выходит сюжет

(в рамках эпизода могут встретиться все

главные его элементы: завязка –

кульминация – развязка);

- эпизод-диалог – в нём ученик должен увидеть движение мыслей,

предметом анализа становится суть реплик, их

соотнесённость друг с другом.

Рассмотрение эпизода как отдельного рассказа вполне приемлемо. (но ограничиваться не надо).

3. Рассмотреть эпизод в контексте целого произведения:

- от чего эта часть?

- какие черты целого он несёт в себе?

- какими нитями с ним связан?

Эпизод, оставаясь самостоятельным и законченным изнутри, оказывается вписанным в более широкую структуру – сюжетную, идейную, композиционную и т.д. Ученику следует определить, как «работает» фрагмент в произведении, в чём его роль.

4. Определить местоположение эпизода в тексте. Анализируем эпизод может находиться в начале произведения и являться экспозицией или завязкой. Эпизод может выполнять роль развязки и стоять в финале произведения. Есть эпизоды-кульминации, являющиеся пиковыми точками сюжетных линий произведения. Ученик должен обоснованно изложить своё понимание местоположения эпизода в композиционной структуре произведения.

5. Эпизоды могут быть главными и второстепенными.

6. При анализе эпизода необходимо определить его внутреннюю структуру и присущие ей как отдельному законченному произведению особенности.

Охарактеризовать место эпизода в сюжете и композиции всего произведения, выяснить, на какие сюжетные линии он «работает», понять его в идейной структуре, проследить возможные связи и переклички с другими эпизодами, как примыкающими к нему непосредственно, так и отстоящими далеко.


Литература:

Газета «Литература», 1998, №1, С.1

Эпизод как часть целого.

Газета «Литература», 1998, №29, С.14

Материалы к сочинению по роману «Война и мир» Л. Толстого

Газета «Литература», 1998, №14, С.9

Пейзаж.

Газета «Литература», 1998, №12, С.7

Обломов и Штольц.

Газета «Литература», 1998, №12, С.8

Цитата в системе художественного текста.

Газета «Литература», 1998, №12, С.12

Предостережение Евгения Замятина.

Газета «Литература», 1998, №12, С.10

О стихотворении А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости».


Газета «Литература», 2001, №10, С.17,19

Анализ эпизода.

Газета «Литература», 2002, №12, С.8,11

Анализ эпизода.

Газета «Литература», 2002, №8, С.8

Анализ эпизода.

Газета «Литература», 2003, №3, С.7

Анализ эпизода рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Газета «Литература», 1996, №9, С.12

С. Волков. Свободная тема: проблемы и трудности.

Газета «Литература», 1998, №12, С.5-12

Весь номер посвящён анализу разных тем.

Газета «Литература», 2000, №33, С.4

А широк ли выбор? (комментарии к темам выпускных

экзаменационных сочинений).

Газета «Литература», 2000, №20, С.2,4

Внимание: медальные сочинения.

Комплексный анализ рассказа Чехова «Чёрный монах».

Газета «Литература», 2000, №9, С.4

«Метель» А.С. Пушкина: план анализа.

Газета «Литература», 2000, №12, С.14

Власть и война: Пугачёв и Хаджи-Мурат.

Газета «Литература», 2000, №13, семинарий

Чехов А.П. «Дом с мезонином».

Газета «Литература», 2000, №15, С.4

«Свет немеркнущий» (по повести Б. Екимова «Пастушья звезда»).

Газета «Литература», 2000, №15, весь семинарий посвящен сочинению.

Газета «Литература», 2000, №10, С.1, весь номер посвящён консультации по

всем темам.

Журнал «Русская словесность», 2000, №1, С.33

Сочинение как вид учебной работы и его оценка в системе

школьного филологического образования.

Журнал «Русская словесность», 2000, №5, С.52

Эссе как один из видов школьного сочинения.