1. Беседа по вопросам. – Каковы ваши ощущения, впечатления после первого прочтения главы? – Что хотел сказать Салтыков-Щедрин, живописуя легендарную историю Глупова? – Какие параллели с современностью вы можете провести? Мы уже выяснили, что сатира направлена на общественный строй. Но на что именно в этом общественном строе направлена эта глава? В этом и пытались разобраться наши исследователи, опираясь на уже изученную басню Крылова «Лягушки, просящие Царя», отрывок из II главы «Истории государства Российского» Карамзина, предисловие «Русской летописи для первоначального чтения» профессора Соловьева и книгу В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». «Сатирическое изображение появляется в произведении в том случае, когда объект сатиры осознается автором как непримиримо противоположный его идеалу, находящийся с ним в антагонистических отношениях. Ф. Шиллер писал, что «в сатире действительность, как некое несовершенство, противополагается идеалу как высшей реальности». Сатира направлена на те явления, которые активно препятствуют установлению или бытию идеала, а иногда прямо опасны для его существования», – пишет А. Б. Есин в книге «Принципы и приемы анализа литературного произведения» (М.: Флинта; Наука, 2002, с. 68). Из этого вытекает второй вопрос: каков идеал автора, если он противоположен объекту сатиры? Итак, вопроса два: 1) Что является объектом сатиры Салтыкова-Щедрина в названной главе? 2) Какой идеал противопоставляет автор действительности? 2. Обучение анализу эпизода 1) План работы над анализом: - Установить границы эпизода - Определить основное содержание и то, какие персонажи там участвуют - Проследить смену настроений, чувств, мотивированность поступков - Рассмотреть композиционные особенности эпизода - Проследить логику развития авторской мысли - Отметить художественные средства - Показать роль эпизода в произведении - Как общий идейный смысл произведения отражается в эпизоде? 2) Определение понятия «эпизод» Эпизод – та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа Эпизод – часть художественного произведения, имеющая относительную законченность и предоставляющая отдельный момент развития темы 3) Роль эпизода в тексте: - Какие функции эпизода могут быть в тексте? (характерологическая – эпизод раскрывает характер героя; психологическая – душевное состояние; поворотная; оценочная – автор дает оценку персонажа или события) 4) Эпизод как часть сюжета - Назовите сюжетные элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, падение действия, развязка, эпилог) - Внесюжетные элементы – пейзаж, портрет, интерьер, авторские отступления, вставные эпизоды - В какой элемент сюжета входит этот эпизод? 5) Место эпизода: - Почему этот эпизод расположен именно здесь? Какие эпизоды идут до и после? Какая с ними связь? - Какие темы, идеи, проблемы отражены в этом эпизоде? 6) Расстановка персонажей 7) Предметный мир 8) Мотивы 9) повествование - От чьего лица ведется повествование? Почему? 10) Организация речи и языковые средства |