СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ эпизода «Салон А.П. Шерер» (по роману Л.Толстого «Война и мир»). Идейно-художественное значение данных глав.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен анализу первых глав романа Л. Толстого "Война и мир"

Просмотр содержимого документа
«Анализ эпизода «Салон А.П. Шерер» (по роману Л.Толстого «Война и мир»). Идейно-художественное значение данных глав.»

Тема: Анализ эпизода «Салон А.П. Шерер» (по роману Л.Толстого «Война и мир»). Идейно-художественное значение данных глав.

Цель урока: рассмотреть главы романа, описывающие высший свет; учиться анализировать эпизод, определить идейно-художественное значение данных глав.

Тип урока: аналитическая беседа по тексту.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

- Расскажите историю создания романа.

- Какова композиция произведения?

- Ключевая проблема? (Роль народа в истории. «Мысль народная» звучала в признании народа единой силой, способной решать исторические судьбы нации).

- Известно, что в романе свыше 500 действующих лиц. Назовем представителей высшей знати (Шерер, Курагины, Ростовы, Болконские, Безуховы).

- Исторические деятели (Александр I, Наполеон, Сперанский, Кутузов, Багратион).

- Где происходят события романа? (Место действия переносится из Петербурга в Москву или в Смоленск, Лысые Горы, Отрадное).

- Каков метод изображения в романе? (Метод контраста)

- Какова авторская идея? ( Проповедь сближения народов, преодоление вражды; осуждение войны, осуждение тех, кто пытался возвысится над миром и людьми – Наполеона и всех тех, «глядящих в наполеоны»).

II. Аналитическая беседа.

- Ваши первые впечатления о романе?

- Кто из высшего общества появляется в салоне первым? Почему? (Князь Василий)

- Какие авторские комментарии рисуют нам манеру речи Василия Курагина и хозяйки салона?

- Каковы темы разговора в салоне?

- Как светское общество относится к Наполеону?

- Однородно ли светское общество?

- Какими показаны Андрей и Пьер? ( Пьер здесь чужой, он «медведь», как называет его князь Василий, а князь Андрей, будучи своим в салоне, сам считает всех чужими).

- О чем мечтает Андрей?

- Обратите внимание на детали, которые подчеркивают духовную близость Андрея и Пьера, их отъединенность от аристократической среды.

- На каком языке они говорят? Почему? ( Чужой язык врывается в роман там, где ложь и зло).

- Давайте сделаем вывод, каким представлен князь Андрей и каким Пьер? (Среди гостей князь Андрей и его друг Пьер Безухов, незаконный сын богатого вельможи. Они тоже принадлежат этому миру, но мыслят не так, как остальные в светском обществе. Главное, что их отличает – нравственный поиск, верность своим убеждениям, умение быть, а не казаться. Андрей мечтает о личной славе, о любви людской, мечтает завоевать свой «Тулон». Пьер сосредоточен на своем нравственном становлении, а пока ведет рассеянный образ жизни светского молодого человека).

- Каково отношение автора романа к салону? (Такое же, как у Андрея и Пьера)

- Что разоблачает автор? (Пустоту, фальшь, корыстолюбие, антипатриотизм высшего общества).

- Какой метод использует Толстой? ( Автор использует метод «срывания всех и всяческих масок»).

- Что постоянно подчеркивает автор, описывая высший свет? (Он постоянно показывает разницу между тем, что говорят и как говорят герои).

- Каким предстает салон внешне? (Внешне в салоне изящество и ум, такт, высокие политические интересы, забота о родине и друг о друге).

-А на деле? (Все фальшь, притворством «стянутые маски» людей, эгоистичных, гнусных и ничтожных, а иногда просто грубых глупых (Курагины).

- Что же кажется? (Кажется, что князя Василия волнует состояние здоровья хозяйки; кажется, что Друбецкая с интересом слушает рассказ Виконта; кажется, что Элен не только красива, но и умна).

- Почему роман открывается сценой в салоне Шерер? Определите идейно-художественные особенности этих глав. (Главы вводят в мир надвигающейся войны, в мир насилия, в мир жестокости. Жизнь петербургского общества – та отрицательная норма жизни, от описания которой отталкивается Толстой, как от главной точки в своем замысле показать неоднородность светского общества, о намечающемся конфликте с ним главных героев – князя Андрея и Пьера).

III. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Каково идейно-художественное значение описания салона А.П. Шерер в романе Л.Толстого «Война и мир»»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!