ФГОС НОО | Содержание раздела | Применение в КМО и УМК |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обеспечивает различные элементы, например: единство образовательного пространства Российской Федерации преемственность образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования вариативность содержания образовательных программ начального общего образования и т.д. ФГОС не применяется для обучения обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью. ФГОС разработан с учетом особенностей народов Российской Федерации В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом | Применяют при разработке образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования |
II. Требования к структуре программы начального общего образования | Структура программы начального общего образования включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений | Применяется при разработке структуры программ. |
30.1. Пояснительная записка | Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации программы начального общего образования; принципы формирования и механизмы реализации программы начального общего образования; общую характеристику программы начального общего образования. | Применяется при реализации программы начального общего образования. |
30.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования | В данном пункте расписаны требования к планируемым результатам ООП НОО | Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования должны: 1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы начального общего образования; 2) являться содержательной и критериальной основой для разработки |
30.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования | освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное). | Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования отражает содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности и др. |
31. Содержательный раздел программы начального общего образования | Содержательный раздел программы начального общего образования включает различные программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов. | Включает в себя разработку учебно-методической документации для организации обучения |
31.1. Содержание рабочих программ учебных предметов, учебных курсов | Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования В пункте описано, что должно содержаться в рабочих программах | Применяется в рабочих программах, учебных курсах. |
31.2. Содержание программы формирования универсальных учебных действий | Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна содержать: описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования. | Формирование УУД. |
31.3. Структура рабочей программы воспитания | 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. | 2 этап - методический - включает в себя разработку учебно-методической документации для организации обучения: КТП учебных предметов на год. |
32. Организационный раздел программы начального общего образования | Организационный раздел программы начального общего образования должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включать различные элементы. | Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса и способы реализации всех компонентов основной образовательной программы. |
32.1. Учебный план программы начального общего образования | Учебный план программы начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, | 1 этап - нормативно-аналитический - предусматривает анализ документов: ФГОС НОО, ООП НОО школы. |
32.2. План внеурочной деятельности | План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации. | 2 этап - методический - включает в себя разработку учебно-методической документации для организации обучения: КТП учебных предметов на год. |
32.3. Календарный учебный график | Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении начального общего образования для отдыха и иных социальных целей : даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации. Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. | Определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года |
III. Требования к условиям реализации программы начального общего образования | Представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования. | 1 этап - нормативно-аналитический - предусматривает анализ документов: ФГОС НОО, ООП НОО школы. |
34. Общесистемные требования к реализации программы начального общего образования | Результатом выполнения требований к условиям реализации программы начального общего образования должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды. При реализации программы начального общего образования каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации. | Реализация программы начального общего образования. |
35. Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы начального общего образования | Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности Материально-технические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать: 1) возможность достижения обучающимися результатов освоения программы начального общего образования, требования к которым установлены ФГОС; 2) соблюдение различных условий. ) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. | Материально-технические условия реализации программы начального общего образования |
36. Учебно-методические условия реализации программы начального общего образования | Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников. Дополнительно Организация может предоставить учебные пособия в электронной форме. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам Библиотека Организации должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана и иметь фонд дополнительной литературы. | Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности |
37. Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования | Психолого-педагогические условия реализации программы начального общего образования должны обеспечивать: 1) преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности 2) социально-психологическую адаптацию обучающихся к условиям Организации 3) формирование и развитие психолого-педагогической компетентности работников Организации и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 4) профилактику формирования у обучающихся девиантных форм поведения, агрессии и повышенной тревожности; 5) психолого-педагогическое сопровождение квалифицированными специалистами участников образовательных отношений: | Реализация программы начального общего образования |
38. Требования к кадровым условиям реализации программы начального общего образования | Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая программы начального общего образования, должна быть укомплектована квалифицированными кадрами. | Реализация программы начального общего образования |
39. Требования к финансовым условиям реализации программы начального общего образования | Финансовые условия должны: обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность возможность исполнения требований Стандарта; обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательных отношений вне зависимости от количества учебных дней в неделю; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. | Реализация программы начального общего образования |
IV. Требования к результатам освоения программы начального общего образования | Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. | 1 этап - нормативно-аналитический. Предусматривает анализ нормативных документов: ФГОС НОО, ООП НОО школы, примерных программ учебных предметов НОО учебно-методических комплектов (УМК) НОО.. |
41. Личностные результаты освоения программы начального общего образования | Всего 10 личностных результатов, они направлены на формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности | Освоение программы начального общего образования |
42. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования ия. | Всего 16 пунктов метапредметных результатов, они представляют собой обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. | Освоение программы начального общего образования |
43. Предметные результаты освоения программы начального общего образования: | Предметные результаты направлены на получение новых знаний по определенному предмету, его преобразования и применения Содержат в себе такие учебные предметы: русский язык и литературное чтение, родной язык и литературное чтение на родном языке, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (Окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура | Освоение программы начального общего образования |
Общее заключение: | В ходе выполнения практической работы мы пришли к следующим выводам. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - сложный инновационный процесс. | |
Рекомендации по применению ФГОС НОО | | |