Сергеева А. А. учитель английского языка
Анализ и разбор типичных ошибок ОГЭ 2022
Типичные ошибки
- Общие ошибки
- Незнание формата, критериев оценки;
- Невнимательное прочтение инструкций в бланках;
- Невнимательное прочтение инструкций к заданиям;
- Неправильное распределение времени на экзаменах.
- Ошибки организационного и психологического плана
- Неправильно заносят ответы в бланк ответов (добавляют лишние символы или заносят информацию в неправильные позиции бланка)
- Забывают заполнить позиции бланка
- По одной позиции пишут 2 ответа
- Пропускают клеточки при заполнении бланков
- Пишут неразборчиво, машина не распознает ответы
5 ОБИДНЫХ ОШИБОК, НА КОТОРЫХ УЧАЩИЕСЯ ПОТЕРЯЛИ БАЛЛЫ
Употребляют слова в неправильной форме
- В основном это касается глаголов, но попадаются существительные, числительные и местоимения. Например: предлагается числительное one , в предложении оно должно стать порядковым first . Школьники употребляют все что угодно: от once (однажды) до third (третий).
Не так согласовывают времена
- Встречается много ошибок на применение страдательного залога, перфектных времен, будущего времени в прошедшем. Например: «Он спросил, когда я приду домой». Если на уроке все понимают, что идет отработка будущего в прошедшем, то на экзамене это требуется понять из контекста.
Некорректно строят слова
- Часто ученики ошибаются в словообразовании. Например, они знают суффикс -able и используют слово changeable (непостоянный, переменчивый) вместо flexible (гибкий, уступчивый). Или допускают орфографические ошибки в суффиксах и приставках. Например, в словах с -ful ( beautiful , successful ) пишут две буквы « l ».
Не понимают задание
- Самое трудное в разделе «Чтение» — это задание, в котором нужно выбрать из трех вариантов ответа: высказывание соответствует тексту, высказывание не соответствует тексту или же в тексте об этом ничего не сказано ( true, false, not stated ). Школьники путают false и not stated . Дети рассуждают так: «Если я не нашел информации об этом в тексте, значит, это неверно».
Переводят с ошибками
- Иногда школьники попадаются на «ложных друзей переводчика» или просто на устоявшиеся «неполные» переводы. Типичная ситуация, когда слово holidays они воспринимают как «каникулы», а не как «праздники», и на вопрос «How do you celebrate your favorite holidays?» отвечают неверно.
Типичные ошибки обучающихся, допускаемые в разделе «Чтение».
- Что встретилось наиболее часто?
- Невнимательное прочтение инструкции к заданию и, соответственно, неправильное занесение ответов в бланк ответов (например, экзаменуемые заносят в бланк лишние символы или заносят ответ в неправильные позиции бланка).
- Попытка дать ответ на тестовое задание, основываясь на значении отдельного слова.
- Неправильное определение ключевых слов, соответствующих теме текста.
- Попытка найти в тексте лексику, использованную в вопросе без подбора синонимов или синонимичных выражений к словам из текста.
- Выбор ответа в задании на основании только грамматической формы или только на лексическом наполнении фразы.
Примеры типичных ошибок:
- Неправильно произносят звуки [s], [θ], [ð],
- Замена звуков друг другом, неправильное произношение [f], [v], [w]
- Оглушение звонких согласных в конце слова – например, plays [z], reads [z],
- Одинаковое произношение долгих и кратких гласных [ɑː] – [ʌ], [iː] – [ɪ]; [ɔː] – [ɒ]; [u:] – [u], [ɔː] и [ɜː],
- Неиспользование «связующего r».
При выполнении заданий раздела «Чтение» следует обращать внимание на следующие аспекты:
- Следует приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации.
- Для овладения определенной стратегией чтения и контроля определенного блока умений целесообразно использовать определенные типы и жанры аутентичных текстов;
- Необходимо развивать языковую догадку учащихся.
- Следует приучать учащихся не стремиться понять каждое слово в тексте.
При выполнении заданий раздела «Чтение» следует обращать внимание на следующие аспекты:
- Следует учить учащихся находить ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и обращать их внимание на то, что даже если они не точно знают значение слов, от которых не зависит понимание основного содержания, это не повлияет на результат выполнения задания.
- Если по заданию требуется понять тему или основную идею микротекста, учащийся должен быть приучен внимательней читать первое и последнее предложения, где обычно заключена тема или идея.
Типичные ошибки обучающихся, допускаемые в разделе "Аудирование"
- 1. При выполнении задания на установление соответствия некоторые экзаменуемые:
- невнимательно читают инструкцию к заданию и соответственно неправильно заносят ответы в бланк ответов;
- неверно определяют ключевые слова, соответствующие основной мысли высказывания в микротекстах;
- осуществляют соответствие, исходя из выбранного из контекста слова, а не на основе общего понимания услышанных микротекстов.
Типичные ошибки обучающихся, допускаемые в разделе "Аудирование"
- 2. В задании с выбором ответа:
- выбирают ответ без опоры на текст, исходя из собственных представлений и общих знаний;
- исходят не из содержания текста, а из своего социального опыта, в то время как в тексте данной информации нет;
- · экзаменуемые не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах.
При выполнении заданий раздела «Аудирование» следует обращать внимание на следующие аспекты:
- следует обращать внимание обучающихся на то, что внимательное прочтение инструкции позволяет извлечь из неё всю полезную информацию;
- следует ставить задачу выделять при прослушивании аудиотекстов ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы;
- следует обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что о ней думают или знают по предложенному вопросу.
Типичные ошибки обучающихся, допускаемые в разделе «Грамматика и лексика "
- Невнимание к контексту, и, как следствие, неправильное использование видовременных форм и форм страдательного залога
- Незнание форм неправильных глаголов
- Подмена причастием I причастием II и наоборот
- Неправильное употребление неличных форм глагола
- Образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту
- Заполнения пропуска опорным словом без изменения его
- Употребление несуществующих слов
- Использование неправильного отрицательного префикса
- Неправильное написание слов
- Неумение правильно подобрать слова из ряда предложенных
- Незнание устойчивых выражений, идиом и фразовых глаголов
Что вызвало наибольшие трудности в этом разделе?
- Наибольшую трудность для учащихся представляет форма страдательного залога в Past и Present Indefinite. Типичной ошибкой также является использование активной формы Past и Present Indefinite вместо пассивной формы (asked вместо was asked; invited вместо was invited).
- Встречается также ошибочное употребление вместо Past и Present Indefinite Passive форм глаголов в Present или Past Perfect Active, Past или Present Progressive Active. Есть ошибки, вызванные незнанием того, как образуется форма Past Indefinite Passive, когда учащиеся вместо 3-ей формы глагола употребляли 2-ую (was wrote вместо was written).
Трудности возникли и с этим
- Другая разновидность ошибок при образовании Past и Present Indefinite Passive связана с неправильным употреблением формы вспомогательного глагола to be (are printed вместо is printed). Эта же ошибка встречается в использовании глагола to be для образования видовременных форм группы Progressive и даже в простейшем случае его использования в качестве глагола-связки в составном именном сказуемом.
- Использование неличных форм глагола (given, giving) вместо соответствующих личных форм активного и страдательного залогов говорит о том, что некоторые тестируемые не видят структуры предложения, в соответствии с которой в пропуск после подлежащего должна быть вписана соответствующая форма сказуемого.
С чем связано наибольшее количество ошибок?
- Наибольшее количество ошибок связано с использованием вместо Present Perfect – Present и Past Indefinite. По-видимому, это обусловлено незнанием случаев употребления соответствующих видовременных форм и недостаточной сформированностью навыков их употребления.
- Некоторые ошибки обусловлены неправильным выбором формы вспомогательного глагола (has grown вместо have grown и наоборот) из-за неумения согласовать подлежащее со сказуемым.
- В отношении употребления неличных форм глагола большое количество ошибок было допущено экзаменуемыми в употреблении причастий. Эти ошибки состоят в употреблении вместо необходимой формы причастия I (taking) причастия II (taken) и наоборот, а также в употреблении вместо причастия II (taken) личных форм глагола (took) или слов, образованных от опорного с помощью суффиксов (takeness), часто не существующих в языке.
Кроме того, учащиеся допускают типичные словообразовательные ошибки:
- - наибольшую трудность представляет употребление суффиксов -er, -ly, -ness, -ency, -ion, -ation, -able, -ive, а также префиксов dis- и in-;
- - образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту (вместо protection – protective, proteced или protectly);
- - заполнение пропуска опорным словом без изменения его;
- - употребление несуществующих слов (difficultness вместо difficulty, scientifics вместо scientists);
- - вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом, употребление или опорного слова без изменения, или слова, образованного с помощью суффикса (honestly, honesty вместо dishonest);
- - использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем (unhonest, inhonest);
- - неправильное написание слов (valueable, importent).
При выполнении заданий раздела «Грамматика и лексика» следует обращать внимание на следующие аспекты:
- Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся.
- При обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом.
- Использовать при обучении достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении.
При выполнении заданий раздела «Грамматика и лексика» следует обращать внимание на следующие аспекты:
- Особое внимание уделять формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам.
- При обучении словообразованию английского языка уделять особое вниманию использованию суффиксов –ic, -ful, -ly, , -able, -ion, -tion, -al, -er, - ity, -ive, вызвавших наибольшее число затруднений у выпускников .
- Использовать для отработки грамматических навыков задания, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен.
- Обращать внимание учащихся на структуру и смысл предложений и соблюдение порядка слов, соответствующих построению предложений в английском языке.
При выполнении заданий раздела «Грамматика и лексика» следует обращать внимание на следующие аспекты:
- При обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0.
- При обучении лексике уделять внимание вопросам сочетаемости лексических единиц.
- Показывать, как грамматическая конструкция влияет на выбор лексической единицы, учить видеть связь между лексикой и грамматикой. -
Типичные ошибки при выполнении заданий в разделе «Письмо»
- учащиеся допустили следующие ошибки:
- - не определили стиль письма (официальный, неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания. Не смогли придерживаться выбранного стиля на протяжении всего задания
- - неполное и/или неточное выполнение задания.
- - невнимательно прочли инструкции к заданию, не сумели извлечь из инструкции максимум информации.
- - не соблюли требований по объёму, указанному в тестовом задании. Имеет место недостаточный объем письменного высказывания, как и значительное превышение заданного объема, которые привели к снижению баллов.
При выполнении заданий раздела «Письмо» следует обращать внимание на следующие аспекты:
- Необходимо научить учащихся внимательно читать инструкцию к заданию, извлекать из нее максимум информации, видеть коммуникативную задачу и формальные ограничения (рекомендуемое время выполнения, требуемый объем).
- Формировать у учащихся умение писать различные виды письменных продуктов с учетом специфики коммуникативной задачи определенного типа и вытекающие из этой коммуникативной задачи особенности каждого вида, в частности, стиль (официальный, неофициальный).
При выполнении заданий раздела «Письмо» следует обращать внимание на следующие аспекты:
- Формировать умение делить текст на абзацы, которые отражают логическую и содержательную структуру текста, использовать средствам логической связи текста, как внутри предложений, так и между предложениями.
- - Совершенствовать умение учащихся планировать, анализировать и редактировать свое письменное высказывание.
Спасибо за внимание!