СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ и самоанализ урока: цели и методы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описываются цели и задача взаимопосещения уроков преподавателями колледжа, даны примерные схемы проведения анализа и самоанализа урока.

Просмотр содержимого документа
«Анализ и самоанализ урока: цели и методы»


Министерство образования и науки Республики Казахстан

КГКП «Геологоразведочный колледж»







Методический доклад


на тему:


«Анализ и самоанализ урока:

цели и методы»




Разработал преподаватель

Гергерт Г.Э.

для заседания Школы

педагогического мастерства








г. Семей

2014-2015 уч. г.

Целью взаимопосещения занятий преподавателями является профессиональное сотрудничество и самосовершенствование преподавателей.

Основными задачами взаимопосещения являются:

  • изучение и заимствование передового опыта коллег;

  • методическая помощь наставников молодым преподавателям.

В целях оптимизации процесса взаимопосещения необходимо:

  • определить цели и время взаимопосещения;

  • продумать порядок наблюдения урока: оборудование урока, содержание урока, тип и структура урока, реализация принципов обучения, методы обучения, использование новых технологий, организация учебной работы на уроке, система работы преподавателя, система работы студентов, общие результаты урока;

  • провести беседу с преподавателем о посещенном уроке;

  • сделать общие выводы и внести предложения.


Программа наблюдения посещаемого урока может выглядеть следующим образом.


Общие сведения

1. группа, дата поведения.

2. тема урока, задачи урока.


Оборудование урока

1. какие средства обучения использовал преподаватель;

2. подготовлены ли наглядные пособия и технические средства.


Содержание урока

1. соответствует ли содержание программе, задачам урока;

2. как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей студентов;

3. как осуществлялись межпредметные связи;

4. осуществлялись ли внутрипредметные связи;

5. какие общенаучные и специальные умения и навыки развивались.


Тип и структура урока

1. какой тип урока избран, его целесообразность;

2. место урока в системе уроков по данному разделу;

3. как осуществлялась связь с предыдущими уроками;

4. каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;

5. соответствие структуры урока по данному типу;

6. как обеспечивалась целостность и завершенность урока.


Реализация принципов обучения

1. принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

2. в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;

3. как реализовывался принцип доступности обучения;

4. с какой целью использовался каждый вид наглядности;

5. как соблюдался принцип систематичности и последовательности;

6. как достигалась сознательность, активность и самостоятельность студентов;

7. в какой мере осуществлялось развитие студентов на уроке;

8. какой характер познавательной деятельности преобладал: (репродуктивный, поисковый, творческий).

9. как реализовывалась индивидуализация и дифференциация обучения;

10. как стимулировалось положительное отношение студентов к учению.


Методы обучения

1. в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;

2. какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;

3. какие метод способствовали активизации учения студентов;

4. как планировалась и проводилась самостоятельная работа;

5. какова эффективность использованных методов и приемов обучения.


Использование приемов новых педагогических технологий:

1. индивидуализация обучения;

2. дифференцированный подход к обучению;

3. разноуровневые задания;

4. рефлексивный подход;

5. коллективная мыследеятельность;

6. работа в малых группах.


Организация учебной работы на уроке

1. как осуществлялась постановка задач на каждом этапе;

2. как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная;

3. какие приемы использовались преподавателем для организации студентов;

4. как подводил итоги этапов и всего урока.


Система работы преподавателя

1. умение общей организации работы на уроке;

2. как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная;

3. какие приемы использовались преподавателем для организации студентов;

4. как подводил итоги этапов и всего урока.


Общие результаты урока

1. выполнение плана урока;

2. меры реализации образовательной, воспитательной и развивающей задач урока;

3. уровни освоения знаний и способов деятельности студентов;

  • усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

  • применение в аналогичной сходной ситуации;

  • применение в новой ситуации, т. е. творческое;

4. выводы и предложения.


В нашем колледже используется типовая схема анализа посещенного урока.


Анализ посещенного урока


Сведения о посещённом уроке:


преподаватель________________________________________________


предмет_______________________________________________________


дата________________ группа № _____________ курс ________


тема урока____________________________________________________________________



Цель посещения: Такими целями могут быть:

  1. Изучение методов и приёмов, используемых на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.

  2. Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке. Количество заданий, выполняемых на уроке.

  3. Реализация индивидуального подхода к учащимся на уроке.

  4. Оказание психолого-педагогической поддержки учащихся в учебном процессе.

  5. Оценка знаний как психологический инструмент.

  6. Изучение организации творческой деятельности учащихся на уроке.

  7. Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.

  8. Использование игровых моментов на уроке.

  9. Изучение того, насколько получаемые знания носят практико-ориентированный характер.

  10. Определение уровня усталости, тревожности и удовлетворённости учащихся на уроке.


СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ


Анализ урока

Оценка деятельности преподавателя

1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

В какой степени преподаватель продумал вопросы оснащения урока необходимыми пособиями, приборами, методическими указаниями, другим раздаточным материалом (плакаты, стенды, интерактивная доска и т.д.).

2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

Оценка внешнего вида преподавателя (в соответствии с требованиями колледжа); вовремя ли и в каком настроении преподаватель начинает урок (очень важен его психологический настрой). Такие же моменты оценить по отношению к учащимся. Каким образом преподаватель контролирует состояние рабочей дисциплины на уроке.

3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

Каким образом был построен урок: сформулировал ли преподаватель цели урока и указал ли задачи, которые необходимо решить для их достижения (насколько четко и доступно для учащихся); были ли решены эти задачи в течение урока; в каком темпе проходил урок (этапы опроса, объяснения и закрепления нового материала, оценки знаний учащихся, выдачи домашнего задания); имел ли каждый этап логическую завершенность; насколько были логически взаимосвязаны все части урока.

4. Выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Определить, какие методы обучения, стимулирования и мотивации использовались на уроке и насколько они были целесообразны:

- объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц и т.д.);

- репродуктивный (выполнение упражнений практической направленности);

- использовались ли познавательные игры, учебные дискуссии;

- встречались ли моменты неожиданности и парадоксальности;

- уделялось ли время проблемному изложению изучаемого материала;

- каким образом реализовывались методы контроля со стороны преподавателя и самоконтроля со стороны учащихся.

5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

Оценить, как преподаватель организовал момент по актуализации опорных знаний учащихся (было ли это необходимо) – выполняли ли учащиеся специальные упражнения, игровые задания, разбирали ли конкретные производственные ситуации в целях лучшего усвоения нового материала. Было ли это интересно учащимся?

6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

Определить, каким образом осуществлялась учебная деятельность учащихся на уроке: акцентировал ли преподаватель внимание учащихся на следующих моментах: умение наблюдать, сопоставлять факты, грамотно, последовательно и логично излагать свои мысли. Объяснял ли преподаватель, как делать выводы и обобщения, каким образом можно устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями.

Проанализировать поведение и деятельность учащихся на уроке:

порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;

активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;

сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;

деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;

характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

отношение учащихся к преподавателю и друг к другу (доброжелательность, уважение, боязнь, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок.

Пронаблюдать, какими методами пользовался преподаватель для учета прошлых знаний учащихся:

- устный фронтальный или индивидуальный опрос;

- письменный опрос (по вариантам, по карточкам, тестирование с частичным или полным охватом учащихся).

Оценить методы оценки знаний учащихся:

- осуществлялось ли комментирование ответов (кто давал комментарии – преподаватель или учащиеся);

- была ли объективной и обоснованной оценка знаний учащихся;

- было ли проведено обобщение по опросу, были ли сделаны выводы и даны рекомендации на будущее.

8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность.

В какой форме и количестве учащиеся получили домашнее задание:

- работа над текстом учебника, опорного конспекта;

- выполнение письменных, графических, иных работ;

- выполнение индивидуальных заданий (письменные, устные сообщения, рефераты, составление тестов, кроссвордов и т.д.);

- комбинация разных заданий.

9. Научно-теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность.

Определить соответствие запланированной в поурочном плане структуры урока и практической его реализации. Выявить, насколько оптимально был проведен урок; были ли достигнуты в полном объеме запланированные цели урока. Дать характеристику деловым качествам преподавателя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь преподавателя; взаимоотношения учителя с аудиторией и отдельными учащимися, авторитет преподавателя.




Замечания, предложения, рекомендации:


После завершения урока необходимо провести собеседование с преподавателем примерно следующего содержания:

1. Анализ урока самим преподавателем:

  • место урока в системе уроков по изученной теме;

  • обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение плана урока;

  • мотивировка выбора методов урока, оценка их соответствия целям урока;

  • оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов, и меры, намечаемые преподавателем по устранению недостатков.

2. Анализ урока посещающим:

  • анализ целей урока;

  • анализ структуры и организации урока;

  • анализ содержания урока;

  • анализ методики проведения урока;

  • анализ работы и поведения студентов на уроке;

  • анализ домашнего задания, полученного студентами;

  • оценка санитарно-гигиенических условий урока;

  • общая оценка степени достижения учебной и воспитательной целей урока;

  • элементы творчества;

  • недостатки урока;

  • общие выводы и предложения.

3. Стиль беседы с преподавателем:

  • доброжелательность, уважительность и тактичность, опора на положительное, учет индивидуальных особенностей преподавателя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.



Подпись и должность лица, посетившего урок: ___________________________________


Подпись преподавателя: ____________________

























Самоанализ урока – средство самосовершенствования педагога.


Совершенствование мастерства педагога и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Нередко педагог испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, поэтому именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока дает возможность:

  • правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

  • развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

  • формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

  • формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

План самоанализа урока
  1. Характеристика студенческой аудитории:

  • межличностные отношения;

  • недостатки биологического и психического развития;

  • недостатки подготовленности учащихся.

  1. Место урока в изучаемой теме:

  • характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

  1. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

  2. Характеристика плана урока:

  • содержание учебного материала;

  • методы обучения;

  • приёмы обучения;

  • формы организации познавательной деятельности.

  1. Как был построен урок в соответствии с планом:

  • разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

  1. Структурный аспект самоанализа урока:

  • анализ каждого элемента урока;

  • его вклад в достижение результата;

  • доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

  1. Функциональный аспект:

  • насколько структура урока соответствовала общей цели;

  • соответствие возможностям класса;

  • анализ стиля отношений учителя и учащихся;

  • влияние на конечный результат урока.

  1. Аспект оценки конечного результата урока:

  • формирование универсальных учебных действий на уроке;

  • определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

  • причины разрыва;

  • выводы и самооценка

Для, начинающего учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что педагог, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь станет настоящим Учителем, мастером своего дела.





Схема самоанализа урока


Вопросы для преподавателя

1

Соответствует ли мой урок рабочей учебной программе и КТП?

2

Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими темами, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы?

3

Правильно ли мной были определены обучающие, развивающие и воспитательные цели урока?

4

Как были спланированы и поставлены цели урока перед студентами?

5

Способствует ли достижение этих целей приобретению необходимых базовых и профессиональных компетенций?

6

Удачно ли была разработана структура урока, сумели ли Вы её выдержать?

6

Как Вы оцениваете качество проведённого опроса домашнего задания?

7

В каких формах и какими методами осуществлялся опрос пройденного материала? Считаете ли Вы их оптимальными для данного урока?

8

Каков был охват студентов при опросе домашнего задания? Считаете ли Вы количество опрошенных студентов достаточным для данного урока?

9

Объективно ли была проведена оценка знаний студентов, комментировали ли Вы ответы при выставлении оценок?

10

Проводили ли Вы актуализацию прошлых знаний студентов, достигли ли поставленных при этом целей?

11

Какие методы обучения были использованы при объяснении нового материала? Считаете ли Вы их удачными?

12

Какие формы обучения (массовые, групповые, индивидуальные) доминировали на уроке?

13

Обеспечивали ли выбранные формы обучения дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным студентам?

14

Насколько рационально использовались на уроке средства наглядности, раздаточные материалы, ЦОР?

15

Как был организован контроль усвоения студентами новых знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

16

Правильно ли был определен объем и сложность домашнего задания? Было ли оно дифференцированным?

17

Соблюдались ли на уроке необходимые санитарно-гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности студентов?

18

Как можно оценить стиль общения преподавателя со студентами на уроке, соблюдение педагогического такта?

19

Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему?

20

Предусмотрел ли преподаватель запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации?

21

Какие были недостатки в ходе урока и почему?

22

Как использовалось время урока? Были ли потери времени на уроке, и что послужило их причиной?

23

Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности студента?

24

Какие изменения в структуру и содержание урока Вы внесли бы, если бы этот урок пришлось повторить?



Список литературы.

1. www.chinaeva-elena.ucoz.ru

2. https://edu.tatar.ru

3. www.kvarsosh.ucoz.com