Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГКП «Геологоразведочный колледж»

Методический доклад
на тему:
«Анализ и самоанализ урока:
цели и методы»
Разработал преподаватель
Гергерт Г.Э.
для заседания Школы
педагогического мастерства
г. Семей
2014-2015 уч. г.
Целью взаимопосещения занятий преподавателями является профессиональное сотрудничество и самосовершенствование преподавателей.
Основными задачами взаимопосещения являются:
В целях оптимизации процесса взаимопосещения необходимо:
определить цели и время взаимопосещения;
продумать порядок наблюдения урока: оборудование урока, содержание урока, тип и структура урока, реализация принципов обучения, методы обучения, использование новых технологий, организация учебной работы на уроке, система работы преподавателя, система работы студентов, общие результаты урока;
провести беседу с преподавателем о посещенном уроке;
сделать общие выводы и внести предложения.
Программа наблюдения посещаемого урока может выглядеть следующим образом.
Общие сведения
1. группа, дата поведения.
2. тема урока, задачи урока.
Оборудование урока
1. какие средства обучения использовал преподаватель;
2. подготовлены ли наглядные пособия и технические средства.
Содержание урока
1. соответствует ли содержание программе, задачам урока;
2. как материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей студентов;
3. как осуществлялись межпредметные связи;
4. осуществлялись ли внутрипредметные связи;
5. какие общенаучные и специальные умения и навыки развивались.
Тип и структура урока
1. какой тип урока избран, его целесообразность;
2. место урока в системе уроков по данному разделу;
3. как осуществлялась связь с предыдущими уроками;
4. каковы этапы урока, их последовательность и логическая связь;
5. соответствие структуры урока по данному типу;
6. как обеспечивалась целостность и завершенность урока.
Реализация принципов обучения
1. принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
2. в чем выразилась научность обучения, связь с жизнью, с практикой;
3. как реализовывался принцип доступности обучения;
4. с какой целью использовался каждый вид наглядности;
5. как соблюдался принцип систематичности и последовательности;
6. как достигалась сознательность, активность и самостоятельность студентов;
7. в какой мере осуществлялось развитие студентов на уроке;
8. какой характер познавательной деятельности преобладал: (репродуктивный, поисковый, творческий).
9. как реализовывалась индивидуализация и дифференциация обучения;
10. как стимулировалось положительное отношение студентов к учению.
Методы обучения
1. в какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока;
2. какой характер познавательной деятельности они обеспечивали;
3. какие метод способствовали активизации учения студентов;
4. как планировалась и проводилась самостоятельная работа;
5. какова эффективность использованных методов и приемов обучения.
Использование приемов новых педагогических технологий:
1. индивидуализация обучения;
2. дифференцированный подход к обучению;
3. разноуровневые задания;
4. рефлексивный подход;
5. коллективная мыследеятельность;
6. работа в малых группах.
Организация учебной работы на уроке
1. как осуществлялась постановка задач на каждом этапе;
2. как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная;
3. какие приемы использовались преподавателем для организации студентов;
4. как подводил итоги этапов и всего урока.
Система работы преподавателя
1. умение общей организации работы на уроке;
2. как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная;
3. какие приемы использовались преподавателем для организации студентов;
4. как подводил итоги этапов и всего урока.
Общие результаты урока
1. выполнение плана урока;
2. меры реализации образовательной, воспитательной и развивающей задач урока;
3. уровни освоения знаний и способов деятельности студентов;
усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;
применение в аналогичной сходной ситуации;
применение в новой ситуации, т. е. творческое;
4. выводы и предложения.
В нашем колледже используется типовая схема анализа посещенного урока.
Анализ посещенного урока
Сведения о посещённом уроке:
преподаватель________________________________________________
предмет_______________________________________________________
дата________________ группа № _____________ курс ________
тема урока____________________________________________________________________
Цель посещения: Такими целями могут быть:
Изучение методов и приёмов, используемых на уроке: их оправданность, сбалансированность, отработанность, успешность.
Использование фронтальных, диалогических, микро групповых форм активизации познавательной деятельности на уроке. Количество заданий, выполняемых на уроке.
Реализация индивидуального подхода к учащимся на уроке.
Оказание психолого-педагогической поддержки учащихся в учебном процессе.
Оценка знаний как психологический инструмент.
Изучение организации творческой деятельности учащихся на уроке.
Вербальное и невербальное взаимодействие учителя и учащихся.
Использование игровых моментов на уроке.
Изучение того, насколько получаемые знания носят практико-ориентированный характер.
Определение уровня усталости, тревожности и удовлетворённости учащихся на уроке.
СТРУКТУРА НАБЛЮДЕНИЯ
Анализ урока | Оценка деятельности преподавателя |
1. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д. | В какой степени преподаватель продумал вопросы оснащения урока необходимыми пособиями, приборами, методическими указаниями, другим раздаточным материалом (плакаты, стенды, интерактивная доска и т.д.). |
2. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина. | Оценка внешнего вида преподавателя (в соответствии с требованиями колледжа); вовремя ли и в каком настроении преподаватель начинает урок (очень важен его психологический настрой). Такие же моменты оценить по отношению к учащимся. Каким образом преподаватель контролирует состояние рабочей дисциплины на уроке. |
3. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость. | Каким образом был построен урок: сформулировал ли преподаватель цели урока и указал ли задачи, которые необходимо решить для их достижения (насколько четко и доступно для учащихся); были ли решены эти задачи в течение урока; в каком темпе проходил урок (этапы опроса, объяснения и закрепления нового материала, оценки знаний учащихся, выдачи домашнего задания); имел ли каждый этап логическую завершенность; насколько были логически взаимосвязаны все части урока. |
4. Выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. | Определить, какие методы обучения, стимулирования и мотивации использовались на уроке и насколько они были целесообразны: - объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа, демонстрация иллюстраций, таблиц и т.д.); - репродуктивный (выполнение упражнений практической направленности); - использовались ли познавательные игры, учебные дискуссии; - встречались ли моменты неожиданности и парадоксальности; - уделялось ли время проблемному изложению изучаемого материала; - каким образом реализовывались методы контроля со стороны преподавателя и самоконтроля со стороны учащихся. |
5. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы. | Оценить, как преподаватель организовал момент по актуализации опорных знаний учащихся (было ли это необходимо) – выполняли ли учащиеся специальные упражнения, игровые задания, разбирали ли конкретные производственные ситуации в целях лучшего усвоения нового материала. Было ли это интересно учащимся? |
6. Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. | Определить, каким образом осуществлялась учебная деятельность учащихся на уроке: акцентировал ли преподаватель внимание учащихся на следующих моментах: умение наблюдать, сопоставлять факты, грамотно, последовательно и логично излагать свои мысли. Объяснял ли преподаватель, как делать выводы и обобщения, каким образом можно устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми явлениями. Проанализировать поведение и деятельность учащихся на уроке: – порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания; – активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности; – сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока; – деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; – характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива; – отношение учащихся к преподавателю и друг к другу (доброжелательность, уважение, боязнь, взаимная помощь, подсказки и т.п.). |
7. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок. | Пронаблюдать, какими методами пользовался преподаватель для учета прошлых знаний учащихся: - устный фронтальный или индивидуальный опрос; - письменный опрос (по вариантам, по карточкам, тестирование с частичным или полным охватом учащихся). Оценить методы оценки знаний учащихся: - осуществлялось ли комментирование ответов (кто давал комментарии – преподаватель или учащиеся); - была ли объективной и обоснованной оценка знаний учащихся; - было ли проведено обобщение по опросу, были ли сделаны выводы и даны рекомендации на будущее. |
8. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность. | В какой форме и количестве учащиеся получили домашнее задание: - работа над текстом учебника, опорного конспекта; - выполнение письменных, графических, иных работ; - выполнение индивидуальных заданий (письменные, устные сообщения, рефераты, составление тестов, кроссвордов и т.д.); - комбинация разных заданий. |
9. Научно-теоретический уровень урока. Структура урока и его педагогическая целесообразность. | Определить соответствие запланированной в поурочном плане структуры урока и практической его реализации. Выявить, насколько оптимально был проведен урок; были ли достигнуты в полном объеме запланированные цели урока. Дать характеристику деловым качествам преподавателя: уровень научных знаний, подготовленность к уроку; знание теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, умение применять эти знания на уроке; педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь преподавателя; взаимоотношения учителя с аудиторией и отдельными учащимися, авторитет преподавателя. |
Замечания, предложения, рекомендации:
После завершения урока необходимо провести собеседование с преподавателем примерно следующего содержания:
1. Анализ урока самим преподавателем:
место урока в системе уроков по изученной теме;
обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение плана урока;
мотивировка выбора методов урока, оценка их соответствия целям урока;
оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов, и меры, намечаемые преподавателем по устранению недостатков.
2. Анализ урока посещающим:
анализ целей урока;
анализ структуры и организации урока;
анализ содержания урока;
анализ методики проведения урока;
анализ работы и поведения студентов на уроке;
анализ домашнего задания, полученного студентами;
оценка санитарно-гигиенических условий урока;
общая оценка степени достижения учебной и воспитательной целей урока;
элементы творчества;
недостатки урока;
общие выводы и предложения.
3. Стиль беседы с преподавателем:
доброжелательность, уважительность и тактичность, опора на положительное, учет индивидуальных особенностей преподавателя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция.
Подпись и должность лица, посетившего урок: ___________________________________
Подпись преподавателя: ____________________
Самоанализ урока – средство самосовершенствования педагога.
Совершенствование мастерства педагога и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Нередко педагог испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, поэтому именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Самоанализ урока дает возможность:
правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
План самоанализа урока
Характеристика студенческой аудитории:
Место урока в изучаемой теме:
Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.
Характеристика плана урока:
Как был построен урок в соответствии с планом:
разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.
Структурный аспект самоанализа урока:
анализ каждого элемента урока;
его вклад в достижение результата;
доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
Функциональный аспект:
насколько структура урока соответствовала общей цели;
соответствие возможностям класса;
анализ стиля отношений учителя и учащихся;
влияние на конечный результат урока.
Аспект оценки конечного результата урока:
Для, начинающего учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что педагог, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь станет настоящим Учителем, мастером своего дела.
Схема самоанализа урока
№ | Вопросы для преподавателя |
1 | Соответствует ли мой урок рабочей учебной программе и КТП? |
2 | Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими темами, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? |
3 | Правильно ли мной были определены обучающие, развивающие и воспитательные цели урока? |
4 | Как были спланированы и поставлены цели урока перед студентами? |
5 | Способствует ли достижение этих целей приобретению необходимых базовых и профессиональных компетенций? |
6 | Удачно ли была разработана структура урока, сумели ли Вы её выдержать? |
6 | Как Вы оцениваете качество проведённого опроса домашнего задания? |
7 | В каких формах и какими методами осуществлялся опрос пройденного материала? Считаете ли Вы их оптимальными для данного урока? |
8 | Каков был охват студентов при опросе домашнего задания? Считаете ли Вы количество опрошенных студентов достаточным для данного урока? |
9 | Объективно ли была проведена оценка знаний студентов, комментировали ли Вы ответы при выставлении оценок? |
10 | Проводили ли Вы актуализацию прошлых знаний студентов, достигли ли поставленных при этом целей? |
11 | Какие методы обучения были использованы при объяснении нового материала? Считаете ли Вы их удачными? |
12 | Какие формы обучения (массовые, групповые, индивидуальные) доминировали на уроке? |
13 | Обеспечивали ли выбранные формы обучения дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным студентам? |
14 | Насколько рационально использовались на уроке средства наглядности, раздаточные материалы, ЦОР? |
15 | Как был организован контроль усвоения студентами новых знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами он осуществлялся? |
16 | Правильно ли был определен объем и сложность домашнего задания? Было ли оно дифференцированным? |
17 | Соблюдались ли на уроке необходимые санитарно-гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности студентов? |
18 | Как можно оценить стиль общения преподавателя со студентами на уроке, соблюдение педагогического такта? |
19 | Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему? |
20 | Предусмотрел ли преподаватель запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации? |
21 | Какие были недостатки в ходе урока и почему? |
22 | Как использовалось время урока? Были ли потери времени на уроке, и что послужило их причиной? |
23 | Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности студента? |
24 | Какие изменения в структуру и содержание урока Вы внесли бы, если бы этот урок пришлось повторить? |
Список литературы.
1. www.chinaeva-elena.ucoz.ru
2. https://edu.tatar.ru
3. www.kvarsosh.ucoz.com