Филиал Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Петелинская средняя общеобразовательная школа «Хохловская СОШ»
ул. Ленина, д. 25, с. Петелино, Ялуторовский район, Тюменская область, 627047 тел./факс 47-3-35
[email protected], ИНН/КПП 7228001043/720701001 ОГРН 1027201463728
Анализ итогового собеседования учащихся 9 класса
Дата: 10.02.2021 г.
Учащихся по списку- 6
Сдавали- 6-100%
Справились- 6 уч-ся – 100%
Не справились – 0%
| Чтение | Кол-во | % справившихся |
ИЧ | Интонация. | 6 | 100 |
ТЧ | Темп | 6 | 100 |
| Пересказ | | |
П1 | Сохранение основных микротем (2 б) | 1 | 17 |
П1 | Сохранение основных микротем (1 б) | 4 | 67 |
П2 | Отсутствие фактических ошибок | 4 | 67 |
| Высказывание | | |
П3 | Высказывание приведено в текст логично и уместно | 2 | 33 |
П4 | Безошибочное цитирование | 2 | 33 |
Г | Грамматические нормы | 4 | 67 |
О | Орфоэпические нормы | 0 | 0 |
Р | Речевые нормы | 6 | 100 |
ИСК | Искажения слов | 0 | 0 |
| Монолог | | |
М1 | Уч-ся справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме. | 4 | 67 |
М2 | Учёт условий речевой ситуации. | 6 | 100 |
М3 | Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. | 5 | 83 |
| Диалог | | |
Д1 | Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы | 4 | 67 |
Д2 | Условия речевой ситуации | 5 | 83 |
| Критерии оценивания правильности речи | | |
Г | Грамматические нормы | 1 | 17 |
О | Орфоэпические нормы | 6 | 100 |
Р | Речевые нормы | 6 | 100 |
РО | Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции | 2 | 33 |
Выводы: 1 задание «Чтение» - все учащиеся учли интонацию (в соответствии с пунктуационным оформлением), темп чтения.
2 задание «Пересказ» - оказалось для учащихся 9 класса самым сложным заданием, только 1 уч-ся отразил в пересказе все микротемы, 4 учащихся упустили 1 микротему, 1 уч-ся упустил 2 микротемы.
Только 2 уч-ся уместно вставили в пересказ высказывание, объясняется это сложностью текстов, сложностью цитат, которые не соответствуют уровню сформированности восприятия текста данными учащимися 9 класса, также сказывается общий уровень читательской грамотности и развития уч-ся класса. Этим же объясняется и низкий уровень цитирования: уч-ся допускали ошибки в чтении фамилий и имен автора цитаты, чтении самой цитаты (искажения).
При выполнении 1 и 2 заданий все учащиеся допускают ошибки в произношении (числительные в косвенных падежах, нормы ударения в именах собственных и нарицательных) и искажении слов (в окончаниях, имена собственные, слова с неясным значением, путают мн. и ед ч.).
3 задание «Монолог» – только 4 уч-ся справились с коммуникативной задачей, привели в описании 10 и больше предложений, при этом все уч-ся учитывали речевую ситуацию. Почти у всех уч-ся высказывание характеризуется последовательностью изложения, высказывание соответствует теме высказывания, отступления от темы нет, есть небольшие нарушения логики изложения.
4 задание «Диалог» - 4 уч-ся из 6 смогли полно ответить на все вопросы диалога, 2 уч-ся отвечали на вопросы односложно (одним словом) или не смогли ответить на вопрос. При этом почти все уч-ся допустили грамматические ошибки (нарушения морфологических, синтаксических норм). Речь почти всех уч-ся отличается бедностью словаря, использованием однотипных синтаксических конструкций (простые неосложненные предложения).
Результаты итогового собеседования по русскому языку в 9 классе дают возможность выявить круг проблем в развитии коммуникативных навыков учащихся, которые формируются на всех предметах, начиная с 1 класса. Решение этих проблем требует особого внимания в процессе подготовки учащихся к ОГЭ. В первую очередь, сюда относятся задание 2 части: пересказ текста (не отрабатывается пересказ на предметах всех циклов, уч-ся не знакомы с фамилиями и именами художников, писателей, названиями русских городов, известных музеев, исторических событий; отсюда искажения в именах собственных); цитирование (уч-ся не умеют соотносить содержание приведенной цитаты с содержанием одного из абзацев, отсюда неуместное цитирование; уч-ся применяют не все виды цитирования, только прямую речь, есть еще косвенная речь, вводные слова; работа с цитированием должна проводиться не только на уроках русского языка, но и литературы, истории, обществознания, музыки, искусства, а также уроках естественно-научного цикла). При пересказе и цитировании уч-ся допускают много грамматических ошибок и искажений слов (причина: уч-ся мало читают, от этого словарь бедный, не понимают значения трудных слов, имен собственнных).
Хорошо работают девятиклассники с монологом.
Необходимо усилить работу над отработкой второго задания (пересказ и включение цитаты), грамматическими нормами русского языка, отрабатывать речевые ошибки: не допускать в речи учащихся просторечных слов, слов иной стилевой окраски, тавтологии. Продолжить работу над обогащением словарного запаса уч-ся. Своевременно на данном этапе включение всех педагогов, работающих в 9 классе в подготовку 2 задания (пересказ и цитирование).
Рекомендации: при подготовке к ИС в 9 классе подключать к работе с учащимися психолога и службу сопровождения, т.к. некоторые уч-ся не были психологически готовы к одному из трудных и первых испытаний в школьной жизни, что тоже оказало влияние на результаты экзамена.
Учитель русского языка и литературы: Терентьева Т.В.