АВТОР РАБОТЫ – ТИМОШЕНКО ДИАНА АНАТОЛЬЕВНА
Беседа по изобразительному искусству на основе анализа художественного произведения
Беседы об изобразительном искусстве воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире. Учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин, формируется представление о богатстве и разнообразии изобразительного искусства.
Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»
Алгоритм беседы об изобразительном искусстве:
1. Автор картины: русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900).
2. Название картины: «Золотая осень».
3. Год создания: написана в 1895 году.
4. Вид и жанр изобразительного искусства: живопись, пейзаж.
5. Техника выполнения: холст, масло; размер картины- 82 × 126 см.
6. Объект изображения (сюжет): считается, что на картине изображена река Съежа в Тверской губернии.
7. Замысел, идея в картине: Левитан любил рисовать осенние пейзажи - у него было более сотни картин, связанных с этим временем года.
8. Эмоциональная и эстетическая оценка от картины: эта картина «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы».
Беседа по картине:
1. Что изображено на картине?
На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, река окружёна деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте - осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим - голубое небо, по которому плывут светлые облака. Небо на горизонте сходится с линией леса. Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево.
2. Что передал автор в картине?
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал: «это торжественный, радостный в своём спокойствии образ осени, это пышное природы увяданье». "Художник воспел красоту природы", картина наполнена любовью к родной природе.
3. Какие чувства и эмоции передаются в картине? С помощью чего?
Пышность, яркость, торжественность, необыкновенная красота природы.
Несмотря на то, что изображена осень, казалось бы, природа увядает, но в пейзаже нет грусти, наоборот, настроение, умиротворенное, спокойное.
4. Как автор работает кистью? (Мазки короткие, длинные, разные по цвету, играют, переливаются).
Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.
5. Какие цвета автор выбрал для данного настроения? Какие смешал краски?
Яркий, охристый цвет, сочетающийся с красным и оранжевым. Зеленый, голубой, белый. Но все же главный цвет, остающийся в памяти- золотой.
Выбранная яркая палитра в этой картине не свойственна живописцу – слишком яркие и насыщенные цвета, но продвигаясь вглубь картины, можно заметить, как колорит становится более спокойным и привычным.
Сперва кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.
6. Какой смысл картины Вы видите и что значит он для Вас?
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, созданный в этой картине образ «несёт в себе глубокое и многогранно выраженное содержание», которое «раскрывается по мере всматривания в изображённое, по мере его лирического сопереживания». В процессе такого всматривания можно понять, что целью художника была не только передача нарядных осенних красок, но и показ «таких драгоценных черт, которые помогают нам за этой нарядной, несколько декоративной формой видеть образ большой цельности и поэтичности».