Анализ характера главного героя сказки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»
Проектная работа
Выполнили:
учащиеся 7 класса
Данилов Никита и
Артёмова Дарья
Руководитель:
Караева Сания Атавовна
Реутов, 2023
Содержание 1. Введение 2. Аннотация проекта 3. Экспериментальное выявление знаний учащихся 4. Рекомендации, выводы 5. Список использованных источников
Аннотация проекта
1
Цель исследования:
2
Исследовать характер главного героя сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», выявить его основные черты, мотивацию и отношение к окружающему миру, а также анализировать влияние его характеристик на развитие сюжета и сказочную мораль.
Задачи исследования:
3
4
1. Описать биографию и особенности жизни главного героя сказки - пескаря. 2. Проанализировать поведение пескаря в различных ситуациях и выявить его характерные черты. 3. Исследовать взаимодействие пескаря с другими персонажами сказки. 4. Рассмотреть философские и социальные аспекты, отраженные в характере пескаря. 5. Подготовить выводы о том, как характер пескаря определяет его судьбу и уроки, которые он извлекает.
Методы
5
и приемы исследования:
Основные результаты исследования:
1. Литературный анализ: Изучение текста сказки с целью выявления характеристик героев и их взаимодействия. 2. Контекстуальный анализ: Исследование исторического и культурного контекста, в котором создана сказка. 3. Сравнительный анализ: Сравнение характера пескаря с другими персонажами Салтыкова-Щедрина и с аналогичными персонажами в мировой литературе. 4. Интерпретация: Анализ философских и социальных тем, освещаемых в рассказе через призму характера главного героя.
1. Характер главного героя сказки «Премудрый пескарь» является многогранным и включает в себя как положительные, так и отрицательные черты, что делает его реалистичным и близким к читателю. 2. Пескарь представляет собой аллегорию человечества, склонного к трусости и самопожертвованию, и его история является предупреждением о последствиях пассивности и уклонения от активной жизненной позиции. 3. Изучение характера пескаря позволяет глубже понять философские и социальные идеи, заложенные в самой сказке, и подчеркивает важность смелости, активной позиции и готовности к изменениям.
Выводы, рекомендации:
1. Продолжить исследование творчества М.Е. Салтыкова–Щедрина и его критики различных социальных явлений через призму других персонажей. 2. Рассмотреть влияние сказок на формирование моральных и этических норм и их актуальность в современном обществе. 3. Проводить обсуждения и дискуссии по мотивам сказок для стимулирования критического мышления и практического применения литературных уроков.
Введение Актуальность Сказка М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь» является важным элементом русской литературы, содержащим глубокие социальные и философские идеи. Анализ характера главного героя позволяет лучше понять не только художественные методы автора, но и социальные проблемы своего времени, что актуально для современного читателя, стремящегося к осмыслению ценностей и жизненных позиций. Цели: 1. Раскрыть характер главного героя сказки – пескаря, его особенности и социальную роль в контексте произведения. 2. Анализировать, как поведение и мышление пескаря отражают идеи, заложенные автором. Задачи: 1. Провести сравнительный анализ поведения пескаря с другими персонажами сказки. 2. Изучить стиль и язык повествования, используемые для характеристики главного героя. 3. Исследовать, как обозначенные черты характера пескаря связаны с моралью и философией, выраженной в сказке. 4. Оценить, какую роль играет общественное мнение в жизни пескаря и как оно формирует его действия. Степень изученности данного вопроса Вопросы, связанные с анализом литературных персонажей, в частности, главного героя Салтыкова-Щедрина, активно исследуются в литературоведении. Таким образом, множество научных исследований посвящены как анализу психологии персонажей, так и их социальным ролям. При этом, несмотря на наличие публикаций, многие аспекты характера пескаря требуют более глубокого и многогранного подхода, что делает данный анализ актуальным. Личный вклад автора в решение избранной проблемы В данной проектной работе будет представлен оригинальный анализ характера главного героя, основанный на интерпретации текстов и изучении контекста произведения. Автор также планирует внести новые взгляды на социальные и философские аспекты, которые чаще всего остаются в тени, подчеркивая влияние окружения на пескаря. В результате работы будет предложена оригинальная трактовка поведений пескаря, что может послужить основой для дальнейшего изучения тематики и идей Салтыкова-Щедрина.
.
Экспериментальное выявление знаний учащихся На данном этапе исследования нами были проведены: опрос, ознакомление, описание, сравнение, практическое моделирование. Для выявления актуальности данной темы, мы провели опрос, состоящий из 12 вопросов среди учащихся 7-х классов МБОУ «СОШ №1» г. Реутов. В нем приняли участие 50 человек. По его результатам видно, насколько учащиеся школы знают характер главного героя с казки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь». Учащимся были заданы следующие вопросы: 1. Каковы основные черты характера премудрого пескаря? Чем он отличается от других рыб в сказке? 2. Какие мотивы движут пескарем в его стремлении к мудрости и знанию? 3. Каковы его отношения с отдельными персонажами? Как он влияет на них? 4. Почему пескарь предпочитает идти на конфликт и сохранение нейтралитета в сложной обстановке? 5. В чем заключается внутренний конфликт пескаря? Какие предложения терзают его? 6. Как пескарь воспринимает окружающий мир? Как это влияет на его выборы и действия? 7. Какие жизненные уроки он извлек из своих встреч и общения с другими персонажами? 8. Как автор показывает противоречие между мудростью и практическим опытом пескаря? 9. Каковы последствия поведения премудрого пескаря для него самого и для других персонажей сказки? 10. Как пескарь справляется с возникающими трудностями и преградами на своем пути? 11. В чем заключаются слабости пескаря, несмотря на его ум и проницательность? 12. Как изменить характер пескаря во всех сказках? Какие важные моменты влияют на его развитие?
Нами были получены следующие результаты (см. Таблица 1), (см. Диаграмма 1): Таблица 1 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (до эксперимента)
Вопрос
Ответили правильно
1
8
Ответили правильно %
2
10
Ответили неправильно
16%
3
4
5
20%
42
Ответили неправильно %
40
6
10%
84%
5
45
80%
12%
9
6
90%
44
7
18%
3
88%
8
0
6%
41
9
82%
0%
47
4
25
10
94%
8%
50
46
50%
100
7
11
92%
5
25
14%
12
2
50%
10%
43
45
86%
4%
90%
48
96%
.
Диаграмма 1 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (до эксперимента). Далее мы ознакомили участников эксперимента с материалом по данной теме (чтение произведения и анализ характера главного героя с казки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь») (Приложения 1,2,3) На основе информации, которую участники проекта получили, был проведен повторный (итоговый) опрос, в котором приняли участие все те же 50 человек. Опрос показал, что участники эксперимента успешно усвоили информацию о характере премудрого пескаря. Нами были получены следующие результаты (см. Таблица 2), (см. Диаграмма 2): Таблица 2 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (после эксперимента)
Вопрос
Ответили правильно
1
2
Ответили правильно %
35
Ответили неправильно
32
3
70%
4
42
64%
Ответили неправильно %
23
40
19
5
30%
46%
45
38%
36%
31
6
44
20
64%
62%
7
8
17
40%
62%
41
47
33
9
34%
38%
50
60%
66%
45
10
46
39
11
90%
66%
25
12
78%
34%
27
43
36
10%
54%
45
22%
72%
48
46%
28%
.
Диаграмма 2 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (после эксперимента) Таким образом, мы видим, что знания учащихся о характере премудрого пескаря после эксперимента стали лучше. Основные результаты исследования: 1. Пескарь предстает как символический человек, стремящийся к самосохранению и избеганию риска. Он проявляет осторожность и умение лавировать в затрудненных установках. 2. Характерные черты пескаря - трусость, эгоизм и ищущая мудрость природы, что служит метафорой человеческой слабости и ошибок. 3. Взаимодействие пескаря с другими персонажами показывает его желание найти компромисс, однако емкие ситуации подчеркивают его ограниченность и беспомощность. 4. Сказка отражает критику социальных порядков и легкой природы, демонстрируя через характер главного героя, что прямая зависимость от общественного мнения может быть разрушительной.
Рекомендации: 1. Продолжить исследование творчества М.Е. Салтыкова–Щедрина и его критика различных социальных взглядов через призму других персонажей. 2. Рассмотреть влияние сказок на моральные и этические нормы и их актуальность в современном обществе. 3. Проводить дискуссии и обсуждения по мотивам сказок для стимулирования критического мышления и практического применения литературных уроков. Выводы: 1. Характер главного героя сказки «Премудрый пескарь» многогранен и включает в себя как положительные, так отрицательные и отрицательные черты, что делает его реалистичным и близким к читателю. 2. Пескарь представляет собой аллегорию человечества, склонного к трусости и самопожертвованию, и его история является предупреждением о последствиях пассивности и уклонения от активной жизненной позиции. 3. Изучение характера пескаря позволяет глубже понять философские и социальные идеи, заложенные в самой сказке, и придает смелость, активную позицию и помощь к изменениям.
Список использованных источников 1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 2000. 2. Бредихин И. Литература и общество: Салтыков-Щедрин. – М., 2002. 3. Ильин И. Русская сказка в литературе и культуре. - М., 1996. 4. Салтыков-Щедрин, М. Е. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки / М.Е. Салтыков-Щедрин. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - 192 c.
Спасибо за внимание!