СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа на тему"Анализ характера главного героя сказки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Данная презентация посвящена глубокому и всестороннему анализу образа главного героя сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь". Она предназначена для использования на уроках литературы в старших классах и нацелена на формирование у учащихся навыков анализа литературного текста, критического мышления и понимания сатирических приемов.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа на тему"Анализ характера главного героя сказки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»"»

Анализ характера главного героя  сказки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»   Проектная работа   Выполнили: учащиеся 7 класса Данилов Никита и Артёмова Дарья Руководитель: Караева Сания Атавовна   Реутов, 2023

Анализ характера главного героя сказки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»

Проектная работа

Выполнили:

учащиеся 7 класса

Данилов Никита и

Артёмова Дарья

Руководитель:

Караева Сания Атавовна

Реутов, 2023

Содержание    1. Введение  2. Аннотация проекта  3. Экспериментальное выявление знаний учащихся  4. Рекомендации, выводы  5. Список использованных источников   

Содержание 1. Введение 2. Аннотация проекта 3. Экспериментальное выявление знаний учащихся 4. Рекомендации, выводы 5. Список использованных источников  

Аннотация проекта

1

Цель исследования:

2

Исследовать характер главного героя сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», выявить его основные черты, мотивацию и отношение к окружающему миру, а также анализировать влияние его характеристик на развитие сюжета и сказочную мораль.

Задачи исследования:

3

4

1. Описать биографию и особенности жизни главного героя сказки - пескаря. 2. Проанализировать поведение пескаря в различных ситуациях и выявить его характерные черты. 3. Исследовать взаимодействие пескаря с другими персонажами сказки. 4. Рассмотреть философские и социальные аспекты, отраженные в характере пескаря. 5. Подготовить выводы о том, как характер пескаря определяет его судьбу и уроки, которые он извлекает.

Методы

5

и приемы исследования:

Основные результаты исследования:

1. Литературный анализ: Изучение текста сказки с целью выявления характеристик героев и их взаимодействия. 2. Контекстуальный анализ: Исследование исторического и культурного контекста, в котором создана сказка. 3. Сравнительный анализ: Сравнение характера пескаря с другими персонажами Салтыкова-Щедрина и с аналогичными персонажами в мировой литературе. 4. Интерпретация: Анализ философских и социальных тем, освещаемых в рассказе через призму характера главного героя.

1. Характер главного героя сказки «Премудрый пескарь» является многогранным и включает в себя как положительные, так и отрицательные черты, что делает его реалистичным и близким к читателю. 2. Пескарь представляет собой аллегорию человечества, склонного к трусости и самопожертвованию, и его история является предупреждением о последствиях пассивности и уклонения от активной жизненной позиции. 3. Изучение характера пескаря позволяет глубже понять философские и социальные идеи, заложенные в самой сказке, и подчеркивает важность смелости, активной позиции и готовности к изменениям.

Выводы, рекомендации:

 

1. Продолжить исследование творчества М.Е. Салтыкова–Щедрина и его критики различных социальных явлений через призму других персонажей. 2. Рассмотреть влияние сказок на формирование моральных и этических норм и их актуальность в современном обществе. 3. Проводить обсуждения и дискуссии по мотивам сказок для стимулирования критического мышления и практического применения литературных уроков.

Введение Актуальность Сказка М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь» является важным элементом русской литературы, содержащим глубокие социальные и философские идеи. Анализ характера главного героя позволяет лучше понять не только художественные методы автора, но и социальные проблемы своего времени, что актуально для современного читателя, стремящегося к осмыслению ценностей и жизненных позиций. Цели: 1. Раскрыть характер главного героя сказки – пескаря, его особенности и социальную роль в контексте произведения. 2. Анализировать, как поведение и мышление пескаря отражают идеи, заложенные автором. Задачи: 1. Провести сравнительный анализ поведения пескаря с другими персонажами сказки. 2. Изучить стиль и язык повествования, используемые для характеристики главного героя. 3. Исследовать, как обозначенные черты характера пескаря связаны с моралью и философией, выраженной в сказке. 4. Оценить, какую роль играет общественное мнение в жизни пескаря и как оно формирует его действия. Степень изученности данного вопроса Вопросы, связанные с анализом литературных персонажей, в частности, главного героя Салтыкова-Щедрина, активно исследуются в литературоведении. Таким образом, множество научных исследований посвящены как анализу психологии персонажей, так и их социальным ролям. При этом, несмотря на наличие публикаций, многие аспекты характера пескаря требуют более глубокого и многогранного подхода, что делает данный анализ актуальным. Личный вклад автора в решение избранной проблемы В данной проектной работе будет представлен оригинальный анализ характера главного героя, основанный на интерпретации текстов и изучении контекста произведения. Автор также планирует внести новые взгляды на социальные и философские аспекты, которые чаще всего остаются в тени, подчеркивая влияние окружения на пескаря. В результате работы будет предложена оригинальная трактовка поведений пескаря, что может послужить основой для дальнейшего изучения тематики и идей Салтыкова-Щедрина.

.

.

Экспериментальное выявление знаний учащихся   На данном этапе исследования нами были проведены: опрос, ознакомление, описание, сравнение, практическое моделирование. Для выявления актуальности данной темы, мы провели опрос, состоящий из 12 вопросов среди учащихся 7-х классов МБОУ «СОШ №1» г. Реутов. В нем приняли участие 50 человек. По его результатам видно, насколько учащиеся школы знают характер главного героя с казки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь». Учащимся были заданы следующие вопросы: 1. Каковы основные черты характера премудрого пескаря? Чем он отличается от других рыб в сказке? 2. Какие мотивы движут пескарем в его стремлении к мудрости и знанию? 3. Каковы его отношения с отдельными персонажами? Как он влияет на них? 4. Почему пескарь предпочитает идти на конфликт и сохранение нейтралитета в сложной обстановке? 5. В чем заключается внутренний конфликт пескаря? Какие предложения терзают его? 6. Как пескарь воспринимает окружающий мир? Как это влияет на его выборы и действия? 7. Какие жизненные уроки он извлек из своих встреч и общения с другими персонажами? 8. Как автор показывает противоречие между мудростью и практическим опытом пескаря? 9. Каковы последствия поведения премудрого пескаря для него самого и для других персонажей сказки? 10. Как пескарь справляется с возникающими трудностями и преградами на своем пути? 11. В чем заключаются слабости пескаря, несмотря на его ум и проницательность? 12. Как изменить характер пескаря во всех сказках? Какие важные моменты влияют на его развитие?

Нами были получены следующие результаты (см. Таблица 1), (см. Диаграмма 1):  Таблица 1 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (до эксперимента)          Вопрос Ответили правильно 1 8 Ответили правильно % 2 10 Ответили неправильно 16% 3 4 5 20% 42 Ответили неправильно % 40 6 10% 84% 5 45 80% 12% 9 6 90% 44 7 18% 3 88% 8 0 6% 41 9 82% 0% 47 4 25 10 94% 8% 50 46 50% 100 7 11 92% 5 25 14% 12 2 50% 10% 43 45 86% 4% 90% 48 96%

Нами были получены следующие результаты (см. Таблица 1), (см. Диаграмма 1): Таблица 1 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (до эксперимента)

Вопрос

Ответили правильно

1

8

Ответили правильно %

2

10

Ответили неправильно

16%

3

4

5

20%

42

Ответили неправильно %

40

6

10%

84%

5

45

80%

12%

9

6

90%

44

7

18%

3

88%

8

0

6%

41

9

82%

0%

47

4

25

10

94%

8%

50

46

50%

100

7

11

92%

5

25

14%

12

2

50%

10%

43

45

86%

4%

90%

48

96%

.

.

Диаграмма 1 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (до эксперимента).  Далее мы ознакомили участников эксперимента с материалом по данной теме (чтение произведения и анализ характера главного героя с казки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь») (Приложения 1,2,3)  На основе информации, которую участники проекта получили, был проведен повторный (итоговый) опрос, в котором приняли участие все те же 50 человек. Опрос показал, что участники эксперимента успешно усвоили информацию о характере премудрого пескаря.  Нами были получены следующие результаты (см. Таблица 2), (см. Диаграмма 2):  Таблица 2 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (после эксперимента)                   Вопрос Ответили правильно 1 2 Ответили правильно % 35 Ответили неправильно 32 3 70% 4 42 64% Ответили неправильно % 23 40 19 5 30% 46% 45 38% 36% 31 6 44 20 64% 62% 7 8 17 40% 62% 41 47 33 9 34% 38% 50 60% 66% 45 10 46 39 11 90% 66% 25 12 78% 34% 27 43 36 10% 54% 45 22% 72% 48 46% 28%

Диаграмма 1 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (до эксперимента). Далее мы ознакомили участников эксперимента с материалом по данной теме (чтение произведения и анализ характера главного героя с казки М.Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь») (Приложения 1,2,3) На основе информации, которую участники проекта получили, был проведен повторный (итоговый) опрос, в котором приняли участие все те же 50 человек. Опрос показал, что участники эксперимента успешно усвоили информацию о характере премудрого пескаря. Нами были получены следующие результаты (см. Таблица 2), (см. Диаграмма 2): Таблица 2 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (после эксперимента)

Вопрос

Ответили правильно

1

2

Ответили правильно %

35

Ответили неправильно

32

3

70%

4

42

64%

Ответили неправильно %

23

40

19

5

30%

46%

45

38%

36%

31

6

44

20

64%

62%

7

8

17

40%

62%

41

47

33

9

34%

38%

50

60%

66%

45

10

46

39

11

90%

66%

25

12

78%

34%

27

43

36

10%

54%

45

22%

72%

48

46%

28%

.

.

     Диаграмма 2 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (после эксперимента)  Таким образом, мы видим, что знания учащихся о характере премудрого пескаря после эксперимента стали лучше.    Основные результаты исследования:  1. Пескарь предстает как символический человек, стремящийся к самосохранению и избеганию риска. Он проявляет осторожность и умение лавировать в затрудненных установках.  2. Характерные черты пескаря - трусость, эгоизм и ищущая мудрость природы, что служит метафорой человеческой слабости и ошибок.  3. Взаимодействие пескаря с другими персонажами показывает его желание найти компромисс, однако емкие ситуации подчеркивают его ограниченность и беспомощность.  4. Сказка отражает критику социальных порядков и легкой природы, демонстрируя через характер главного героя, что прямая зависимость от общественного мнения может быть разрушительной.

Диаграмма 2 – Знания учащихся о характере премудрого пескаря (после эксперимента) Таким образом, мы видим, что знания учащихся о характере премудрого пескаря после эксперимента стали лучше. Основные результаты исследования: 1. Пескарь предстает как символический человек, стремящийся к самосохранению и избеганию риска. Он проявляет осторожность и умение лавировать в затрудненных установках. 2. Характерные черты пескаря - трусость, эгоизм и ищущая мудрость природы, что служит метафорой человеческой слабости и ошибок. 3. Взаимодействие пескаря с другими персонажами показывает его желание найти компромисс, однако емкие ситуации подчеркивают его ограниченность и беспомощность. 4. Сказка отражает критику социальных порядков и легкой природы, демонстрируя через характер главного героя, что прямая зависимость от общественного мнения может быть разрушительной.

  Рекомендации:  1. Продолжить исследование творчества М.Е. Салтыкова–Щедрина и его критика различных социальных взглядов через призму других персонажей.  2. Рассмотреть влияние сказок на моральные и этические нормы и их актуальность в современном обществе.  3. Проводить дискуссии и обсуждения по мотивам сказок для стимулирования критического мышления и практического применения литературных уроков.    Выводы:  1. Характер главного героя сказки «Премудрый пескарь» многогранен и включает в себя как положительные, так отрицательные и отрицательные черты, что делает его реалистичным и близким к читателю.  2. Пескарь представляет собой аллегорию человечества, склонного к трусости и самопожертвованию, и его история является предупреждением о последствиях пассивности и уклонения от активной жизненной позиции.  3. Изучение характера пескаря позволяет глубже понять философские и социальные идеи, заложенные в самой сказке, и придает смелость, активную позицию и помощь к изменениям.

Рекомендации: 1. Продолжить исследование творчества М.Е. Салтыкова–Щедрина и его критика различных социальных взглядов через призму других персонажей. 2. Рассмотреть влияние сказок на моральные и этические нормы и их актуальность в современном обществе. 3. Проводить дискуссии и обсуждения по мотивам сказок для стимулирования критического мышления и практического применения литературных уроков. Выводы: 1. Характер главного героя сказки «Премудрый пескарь» многогранен и включает в себя как положительные, так отрицательные и отрицательные черты, что делает его реалистичным и близким к читателю. 2. Пескарь представляет собой аллегорию человечества, склонного к трусости и самопожертвованию, и его история является предупреждением о последствиях пассивности и уклонения от активной жизненной позиции. 3. Изучение характера пескаря позволяет глубже понять философские и социальные идеи, заложенные в самой сказке, и придает смелость, активную позицию и помощь к изменениям.

 Список использованных источников   1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 2000.  2. Бредихин И. Литература и общество: Салтыков-Щедрин. – М., 2002.  3. Ильин И. Русская сказка в литературе и культуре. - М., 1996.  4. Салтыков-Щедрин, М. Е. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки / М.Е. Салтыков-Щедрин. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - 192 c.

Список использованных источников 1. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. - М., 2000. 2. Бредихин И. Литература и общество: Салтыков-Щедрин. – М., 2002. 3. Ильин И. Русская сказка в литературе и культуре. - М., 1996. 4. Салтыков-Щедрин, М. Е. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки / М.Е. Салтыков-Щедрин. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - 192 c.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!