СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» . И.С.Тургенев «Голуби».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку . И.С.Тургенев «Голуби».

Просмотр содержимого документа
««Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» . И.С.Тургенев «Голуби».»











Конспект урока русского языка в 9 классе на тему:

«Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» . И.С.Тургенев «Голуби».





Подготовила:

Черкасская Е.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Нижне-Калиновская СОШ.













сл.Кашары 2017г.

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Анализ художественного текста в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку . И.С.Тургенев «Голуби».



Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся. Развивать умение анализировать текст.

Задачи :



1)закрепить полученные знания;

2) обучать школьников лингвистическому анализу текста.

3)формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

4)развивать навыки исследовательской деятельности.

5) воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка.

Тип урока: комбинированный .

Форма проведения урока - урок-практикум



Ход урока.

1. Организационный момент. Объявление темы урока, постановка цели урока.

2. Чтение стихотворения учителем.
Стихотворение И.С.Тургенева « Голуби».
1.Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.
2.Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
3.Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
4.Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. 5. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. 6.Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
7.Как сильно пахнет полынь на межах! 8.Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе.9. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
10.Но туча не двигалась. 11.Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.
12.И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. 13.То летел со стороны деревни белый голубь.
14.Летел, летел — всё прямо, прямо... и потонул за лесом.
15.Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... 16.Но глядь! 17.Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.
18.И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
19.Я едва домой добежал. 20.Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...
21.Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
22.Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...
23.Хорошо им! 24.И мне хорошо, глядя на них... 25.Хоть я и один... один, как всегда.
                                                                                             Май, 1879
3. Беседа по тексту. Составление плана.

Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме: обладает такими признаками лирического стихотворения,как небольшой объем,повышенная эмоциональность.

- О чем это произведение? Какова его тема?
(Это произведение о переживаниях лирического героя,вызванных наблюдениями за парой голубей.)
- На какие смысловые части можно разделить текст?

1.Назревала гроза великая.

2.Голуби летели домой.

3.Сорвалась буря - и пошла потеха!

4.Хорошо и грустно…

План записывается в тетрадях.

- К какому типу и стилю речи можно отнести этот текст?

Тип речи – описание.
Обильное употребление эпитетов(душный воздух,гроза великая,зловещий блеск,одинокий лист,тоскливое томление,злая туча ит.д.)

Стиль речи – художественный, так как здесь происходит воздействие на воображение и чувства читателя, передаются мысли и чувства автора...

3.Читаем первую часть текста.
После чтения на доске записываются толкования незнакомых или малопонятных слов.
- Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее основное содержание первой части.
(«Назревала гроза великая».)
- На какие два мира делится пространство для лирического героя?
( На «около меня» и «за рожью». На доске записываются эти слова.)
- Что же видит лирический герой « там, за рожью»?
( «Темно-синяя туча».)
- Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию.
( Грузная громада; злая туча; синяя громада).

Запись на доске в конце работы должна представлять собой примерно следующее:
«около меня»
то золотое, то посеребренное море;
спелая рожь;
солнце светило горячо и тускло;
зловещий блеск последних солнечных лучей;
безмолвная земля.
«за рожью»
темно-синяя туча;
грузная громада;
синяя громада;
злая туча;
туча давила землю, пахла, темнела;
тьма.
Посмотрите на запись и скажите, на каком приеме строится эта часть текста.
(Противопоставление, антитеза.)
4. Читаем и анализируем вторую часть текста.
- Какие главные образы вы увидели в этой части текста?
(Сначала один белый голубь, потом два белых голубя.)
- Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте.
(Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь; два платка-два комочка-два белых голубя.
Оба ряда записываем на доске.)

- Какая часть речи преобладает в этой части текста?
(Глаголы: замелькало-летел-летел-потонул; мелькают-несутся.)
- Что подчеркивается при помощи глаголов?
(Движение.)
5. Третья часть текста.
- Каким опорным сочетанием можно передать происходящее здесь?
(«сорвалась буря - и пошла потеха!»)
- Какая часть речи преобладает? Почему?
( Глаголы, потому что автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется ветер; мчатся облака; все закрутилось, смешалось; захлестал, закачался ливень.)
6. Читаем четвертую часть.
- Как соотносится заключительная часть с предыдущей?
( Они противопоставлены. Прием контраста.)
Докажите это.
(Третья часть: движение, смятение, разрушение;
четвертая часть: умиротворение, согласие, добро.)

- Что сразу указывает на эти смысловые отношения?
(Противительный союз НО, с которого начинается четвертая часть, и многоточие, которым заканчивается третья часть.)
- Какими лексическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста?
(Лексический повтор слова « хорошо» передает чувство гармонии. А лексический повтор слова «один» подчеркивают острое ощущение собственного одиночества.)
- Почему стихотворение названо «Голуби»?
( Именно с образом двух голубей, олицетворяющих гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека. Именно поэтому оно и названо «Голуби».)
Автор глубоко переживает свое одиночество, тоскует по кому-то, кто мог быть ему верным другом, кто понял бы его и разделил с ним и радости и тревоги. Ему недостает в жизни ощущения спокойствия и гармонии, образ которых он видит в паре белых голубей, сидящих « рядышком». И именно этот образ примиряет его с собственной его жизнью и делает его печаль светлой.


Синтаксические конструкции, использованные в тексте

1. Среди предложений 1-9 наидите сложное(ые) бессоюзное(ые).
2.Среди предложений 18-23 найдите предложения с вводными словами.
3.Среди предложений 18-25 найдите сложные,в состав которых входят односоставные безличные.
4.Среди предложений 11-16 найдите предложение,связанное с предыдущим контекстуальными синонимами и указательным местоимением.

5.Какое средство выразительности автор использует в 20 предложении?
6.Как синтаксический прием используется в предложении 2?
7.В предложении 4 замените словосочетание «солнечных лучей»,построенного на основе согласования,синонимичным словосочетанием на основе управления.
8.Укажите количество грамматических основ в 20 предложении.

8.В приведенном ниже предложении укажите все цифры,обозначающие запятые при обращении.

Ну скорей же,(1) скорей! — думалось мне,(2) — сверкни, (3)золотая змейка,(4) дрогни, (5)гром! двинься,(6) покатись,(7) пролейся,(8) злая туча,(9) прекрати тоскливое томленье!





Домашнее задание.

-Ребята, используя прочитанный текст и полученную информацию на уроке, напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Одиночество». Обязательно приведите примеры из жизни, из художественной литературы, подтверждающие ваши рассуждения.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!