СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ консультативной работы

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализ консультативной работы

Просмотр содержимого документа
«Анализ консультативной работы»

Средняя школа – интернат 17 г. Верхняя Салда

Учитель – логопед: Семенова Светлана Ивановна


Анализ информационно – консультативного направления работы

Успешность коррекционной деятельности, направленной на устранение речевой патологии, в немалой степени способствует информационно - консультационная с родителями, учителями и администрацией школы, сотрудничество и наставничество с учителями-логопедами образовательных учреждений города, взаимодействие с коллегами в сети интернет.

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги, и родители. В этом направлении широко использую информационно-обучающие приемы, которые способствует повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Работа информационно – консультативного направления системы логопедического сопровождения основана на технологии консультативного сопровождения и включает в себя:

- консультации для учителей и родителей по результатам обследования и динамике коррекционной работы с детьми;

- консультации для учителей по внесению в урок элементов логопедической работы;

- выступления на семинарах, конференциях, круглых столах, методических объединениях для учителей по повышению качества логопедического сопровождения обучающихся;

- выступления на родительских собраниях по проблемам речевого развития детей, о роли семьи в развитии и воспитании детей;

- лекции и консультирование родителей будущих первоклассников;

- подготовка методических рекомендаций и памяток;

- обмен опытом с коллегами через публикации в интернет и через работу ШМО, ГМО, взаимодействие с коллегами через социальные сети: Instagram, ВКонтакте. Telegram;

- ведение сайта на образовательной площадке МультиУрок, сообщества в ВКонтакте «Я – учитель-логопед»;

- взаимодействие со школьным психолого – педагогическим консилиумом и психолого – медико – педагогической комиссией.

 Благодаря освоению технологии консультативного сопровождения, мне удаётся осуществлять постоянное взаимодействие с учителями, работающими в классе, где обучаются дети с речевыми проблемами, а также с родителями.

Анализ результатов работы по взаимодействию с родителями

Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности школы и семьи - один из важнейших факторов эффективности моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Эти условия требуют новых подходов и методов работы с семьей. В статье 26 Декларации ООН по правам человека записано, что родители отвечают за конечный результат семейного обучения и воспитания. Желательно, чтобы они могли обсуждать свои проблемы и сотрудничать с другими людьми по вопросам воспитания, развития детей, обучению их общению. Именно с таких позиций я рассматриваю педагогическое просвещение родителей нашей школы.

В содержание работы с родителями я включаю такие направления, как раскрытие и развитие способностей ребенка, помощь ребенку в достижении жизненного успеха, формирование у детей уверенности в своих силах и способностях, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими.

Для эффективной работы логопеду необходимо наладить тесный контакт с родителями детей, зачисленных на логопедические занятия. Поэтому, после первичного обследования ребенка, приглашаю родителей для сбора анамнеза и уточнения раннего развития ребенка. Это позволяет мне более грамотно составить перспективный план работы.

При первой встрече подчеркиваю, что пребывание ребенка на логопедических занятиях имеет определенные сроки. Следовательно, для достижения хорошего результата родители должны стать активными помощниками логопеда. Родители делают отметку, что с условиями коррекционной работы в условиях ознакомлены и согласны на проведение логопедических занятий с ребенком.

«Организация коррекционно-речевой работы с ребенком в домашних условиях» - это первая тематическая консультация для родителей, которую я провожу. Я объясняю родителям, почему их детям необходимо посещать логопедические занятия, провожу сравнительный анализ речевого развития в норме с нарушениями в речевом развитии, рассказываю о специфики проведения логопедических занятий. Также разъясняю, что нарушения устной речи ребенка могут привести к нарушениям письменной речи в школе, а так же повлечь к отставанию по другим предметам. Именно поэтому и возникает необходимость проведения коррекционных логопедических занятий. Каждый родитель получает памятку о правилах проведения домашних занятий по коррекции речевого развития.

Если у ребенка выявлено сложное речевое нарушение, я информирую об этом родителей, советую им обратиться на консультацию к невропатологу.

Для родителей учеников 1-4 класс я провожу консультации по темам:

- Как помочь ребенку усвоить письменный образ букв.

- Развитие фонетико - фонематических процессов.

- Приемы работы по развитию мелкой и артикуляционной работы.

- Развитие лексико – грамматического строя речи.

- Как развивать связную речь ребенка.

- Роль зрительных и тактильных опор (схем) в обучении письму ребенка с речевым недоразвитием.

- Логопедические приемы улучшения навыков письма и чтения.

- Развитие психологической базы речи.

За последние пять лет мною было проведено более 150 консультаций для родителей (в том числе и родителей будущих первоклассников).

Я реализую цикл бесед для родителей будущих первоклассников «Советы логопеда» в рамках взаимодействия с родителями детей, посещающих школу будущего первоклассника. https://videouroki.net/razrabotki/tsikl-besed-dlya-roditeley-na-temu-sovety-logopeda-roditelyam-budushchikh-pervoklassnikov.html

Этот цикл состоит из четырёх бесед:

1. «Если ребенок плохо говорит». Рекомендации по проведению дыхательной, артикуляционной гимнастик и логопедического массажа в домашних условиях.

2. «Научитесь слышать звуки». Комплекс упражнений для развития фонематических процессов у детей.

3 .«Общаемся играя». Рекомендации по развитию словарного запаса и связной речи детей.

    1. «Играем пальчиками, развиваем речь». Комплекс упражнений для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.

Приложением к беседам являются буклеты из серии «Советы логопеда. Готовимся к школе»:

  • Развитие артикуляции;

  • Развитие фонетико – фонематических процессов;

  • Развитие словарного запаса и связной речи;

  • Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.

https://vk.com/topic-199959819_46552568?post=2

Мной систематически обновляется рубрика «Советы логопеда для детей и их родителей» на цифровой образовательной платформе «Дневник.ру».

Ежегодно выступаю на родительских собраниях. Мной разработан цикл родительских собраний по теме: «Логопедическое сопровождение ребенка в школе».

Я разработала памятки – рекомендации для родителей:

  • Как помочь ребенку правильно писать буквы;

  • Рекомендации по организации речевого режима дома;

  • Игры по развитию речи;

  • Этапы развития речи детей;

  • Предпосылки готовности детей к овладению письмом и чтением;

  • Правила красивой речи;

  • Артикуляционная гимнастика: советы по проведению;

  • Зрительные опоры для речевых детей;

  • Памятка по работе со слоговыми таблицами.

Таким образом, проводимая работа повышает компетенцию родителей в вопросах воспитания и развития детей (Таблица 1).


Таблица 1

Результативность работы с родителями

Мероприятия по взаимодействию с родителями

Тема, название

Результат

Консультации

-Как помочь ребенку усвоить письменный образ букв.

-Развитие фонетико - фонематических процессов.

-Приемы работы по развитию мелкой и артикуляционной работы.

-Развитие лексико – грамматического строя речи.

-Как развивать связную речь ребенка.

-Роль зрительных и тактильных опор (схем) в обучении письму ребенка с речевым недоразвитием.

-Логопедические приемы улучшения навыков письма и чтения.

-Развитие психологической базы речи.

- Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс и организация преемственной деятельности школы и семьи


- Повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей

Рубрика «Советы логопеда для детей и их родителей» на цифровой образовательной платформе «Дневник.ру»

- Игровые приемы по развитию речи и других психических функций детей

- Логопедические приемы для развития речи и других психических функций детей


Цикл бесед для родителей будущих первоклассников «Советы логопеда».

1.«Если ребенок плохо говорит». Рекомендации по проведению дыхательной, артикуляционной гимнастик и логопедического массажа в домашних условиях.

2.«Научитесь слышать звуки». Комплекс упражнений для развития фонематических процессов у детей.

3.«Общаемся играя». Рекомендации по развитию словарного запаса и связной речи детей.

4.«Играем пальчиками, развиваем речь». Комплекс упражнений для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.

Буклеты для

родителей «Готовимся к школе»

  • Развитие артикуляции;

  • Развитие фонетико – фонематических процессов;

  • Развитие словарного запаса и связной речи;

  • Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук.

Памятки – рекомендации для родителей обучающихся с нарушениями речи

  • :Как помочь ребенку правильно писать буквы;

  • Рекомендации по организации речевого режима дома;

  • Игры по развитию речи;

  • Этапы развития речи детей;

  • Предпосылки готовности детей к овладению письмом и чтением;

  • Правила красивой речи;

  • Артикуляционная гимнастика: советы по проведению;

  • Зрительные опоры для речевых детей;

  • Памятка по работе со слоговыми таблицами.

Анализ результатов работы по взаимодействию с педагогами

Сотрудничая с педагогами школы, я результаты каждой диагностики довожу до их сведения, даю рекомендации по развитию речи детей. Кроме того я систематически провожу тематические консультации для педагогов по следующим темам:

- Организация индивидуальной помощи на уроке речевым детям.

- Советы по преодолению трудностей в овладении навыком письма.

- Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями письма.

- Приемы развития психологической базы речи.

В результате таких консультаций педагоги получают методические рекомендации по внесению в урок элементов логопедической работы:

- Развитие общей моторики.

- Развитие мелкой моторики.

- Активные минутки на уроках.

- Дыхательная гимнастика.

- Зрительная гимнастика.

- Памятка по работе со слоговыми таблицами и таблицами слов.

- Как исправить плохой почерк.

- Кинезиологические приемы работы.

- Приемы работ по развитию фонематических процессов.

- Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников.

- Классификация дисграфических ошибок.

- Памятка для работы по преодолению трудностей, возникающих у детей на письме.

За межаттестационный период было проведено 50 консультаций для педагогов.

На уровне школы я являюсь членом методического объединения учителей начальных классов. Мной подготовлены выступления:

  • «Приемы работ по развитию просодической стороны речи как средство улучшения навыка чтения»;

  • «Речевое развитие выпускников начальной школы»;

  • «Упражнения по совершенствованию навыков письма и чтения»;

  • «Логопедическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями»;

  • «Развитие психологической базы речи»;

  • «Трудности, возникающие у детей на письме: их причины, пути преодоления»;

  • Стойкие специфические ошибки письма: что делать?

За межаттестационный период совместно с учителем начальных классов реализованы проекты: «Алфавит: от прошлого до настоящего», «Почему пословица недаром молвится». Эти проекты были представлены на муниципальные конкурсы исследовательских и творческих работ младших школьников «Горизонты открытий», «Мои первые исследования». Обучающиеся были награждены дипломами призеров этих конкурсов.

Я являюсь постоянным членом школьного психолого - педагогического консилиума. Ежегодно в рамках работы консилиума диагностируются более 50 учащихся школы, испытывающие трудности в обучении, проводятся беседы с родителями, намечается план совместных действий по сопровождению детей с трудностями в обучении, разрабатываются адаптированные программы для обучения этих детей согласно рекомендациям ТПМПК.

По решению консилиума дети, не справляющиеся с обучением по предложенной программе, направляются на психолого - медико – педагогическую комиссию для выбора оптимального образовательного маршрута и вида учебного заведения.

Осуществляя работу с обучающимися в рамках функционирования школьного психолого-педагогического консилиума, систематически провожу диагностические обследования, составляю и реализую программы логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих затруднения в усвоении образовательных программ, отслеживаю динамику усвоения программы сопровождения обучающегося в рамках работы консилиума.

Благодаря реализации поставленных задач и анализа результатов деятельности ежегодно отмечается положительная динамика в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательных программ. У детей формируется устойчивый интерес к познавательной деятельности, наблюдается рост мотивации и развития творческих способностей, создается атмосфера сотрудничества и партнёрства, формируется умение учиться, развиваются способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка), стремление к самореализации.

Проводимая работа позволяет выработать единые требования к ученику со стороны логопеда и учителя, вооружает педагогов знаниями о возможностях ученика и причинах трудностей в учебе, помогает найти индивидуальные и эффективные методы обучения.

Таблица 2

Результативность работы с педагогами

Мероприятия по взаимодействию педагогами

Тема, название

Результат

Консультации

-Организация индивидуальной помощи на уроке речевым детям.

-Советы по преодолению трудностей в овладении навыком письма.

-Особенности речевого развития младших школьников с нарушениями письма.

- Приемы развития психологической базы речи

- Более 60 консультаций

-Обучение педагогов особенностям работы с детьми – логопатами

Методические памятки - рекомендации по внесению в урок элементов логопедической работы


-Развитие общей моторики

-Развитие мелкой моторики

-Активные минутки на уроках

-Дыхательная гимнастика

-Зрительная гимнастика

-Памятка по работе со слоговыми таблицами и таблицами слов

-Как исправить плохой почерк

-Кинезиологические приемы работы

-Приемы работ по развитию фонематических процессов

-Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников

-Классификация дисграфических ошибок

-Памятка для работы по преодолению трудностей, возникающих у детей на письме

- Повышение компетенции педагогов в вопросах обучения детей с речевым недоразвитием

ШМО учителей начальных классов

  • «Приемы работ по развитию просодической стороны речи как средство улучшения навыка чтения»;

  • «Речевое развитие выпускников начальной школы»;

  • «Упражнения по совершенствованию навыков письма и чтения»;

  • «Логопедическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями»;

  • «Развитие психологической базы речи»;

  • «Трудности, возникающие у детей на письме: их причины, пути преодоления»;

  • Стойкие специфические ошибки письма: что делать?

Совместные проекты с педагогом начальных классов

-Исследовательская работа «Почему пословица недаром молвится»

-Исследовательская работа «Алфавит: от прошлого до настоящего»



-Взаимодействие с учителем начальных классов в области проектной деятельности обучающихся

-Подготовка призеров муниципальных конкурсов исследовательских и творческих работ младших школьников «Горизонты открытий», «Мои первые исследования»

- Подготовка призеров международного конкурса исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науку»

ШППК, ПМПК

-Ежегодное диагностирование более 50 учащихся школы, испытывающие трудности в обучении;

-Беседы с родителями, выработка плана совместных действий по сопровождению детей с трудностями в обучении;

-Направление на психолого - медико – педагогическую комиссию для выбора оптимального образовательного маршрута и вида учебного заведения;

-Выполнение рекомендаций ПМПК;

-Разработка адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития


-Определение оптимального образовательного маршрута учащимся с трудностями в обучении

-Взаимодействие с участниками образовательного процесса по сопровождению детей с трудностями в обучении


Анализ работы по взаимодействию с педагогическим сообществом

Начиная с 2010 года и по настоящее время, я являюсь руководителем городского методического объединения логопедов. Количество учителей – логопедов ОУ и ДОУ в нашем объединении возросло с 12 до 18 человек.

Системный подход в организации деятельности ГМО направлен, прежде всего, на решение ряда задач, важнейшие из которых:

  • Совершенствование работы по освоению продуктивных технологий;

  • Использование позитивного педагогического опыта;

  • Содействие профессиональному общению учителей-логопедов образовательных учреждений, направленное на обеспечение качества коррекционно-развивающей работы;

  • Развитие профессиональной компетентности учителей-логопедов;

  • Оказание методической помощи учителям-логопедам путем обмена опытом.

За прошедший период на ГМО учителей – логопедов я подготовила выступления по темам:

- Проектная деятельность на логопедических занятиях

- Организация коррекционной логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

- Практико – ориентированный семинар «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ»

- Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях

- Роль и задачи логопеда в реализации АООП

- Эффективные методы и приемы по реализации деятельностного подхода на логопедическом занятии

- Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

За межаттестационный период, повышая свой профессиональный уровень, я участвовала в конкурсах педагогического мастерства:

  • Всероссийский педагогический конкурс «Педлидер», номинация «Коррекционная и специальная педагогика»

  • Всероссийский творческий конкурс «Конкурсплюс», номинация «Творческие и методические работы педагогов»

  • Всероссийское профессиональное тестирование «Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС НОО»

  • Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» в номинации «Требования ФГОС к работе с родителями»

  • Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» в номинации «Теоретические основы коррекционной педагогики»

  • Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Организация коррекционно-развивающей работы в условиях реализации ФГОС», номинация статья.

Я активно ищу новые формы, методы, технологии работы, обращаясь к источникам в сети интернет, обмениваюсь своими разработками.

Я опубликовала свои методические разработки на сайте инфоурок, видеоурок, мультиурок:

https://multiurok.ru/svetlana-vs08/files

https://infourok.ru/user/semenova-svetlana-ivanovna1/material

https://videouroki.net/razrabotki/my/

Мной запущен и реализуется проект: «Я – учитель-логопед» через сообщество в ВКонтакте:

https://vk.com/svetlana_semenova_vs

Принимаю участие в работе конкурсных комиссий и жюри как на уровне ОУ, как и на муниципальном уровне; ежегодно являюсь организатором ОГЭ; принимала участие в качестве эксперта - консультанта международного исследования «Молодой учитель в школе».

Я активно взаимодействую с педагогом - психологом школы; являюсь членом школьного психолого-педагогического консилиума; с 2010 года по настоящее время; являюсь руководителем городского методического объединения логопедов ОУ и ДОУ; являюсь членом территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; сотрудничаю с учителями начальных классов по подготовке младших школьников к конкурсам исследовательских работ младших школьников; принимала участие в разработке программ:

- основной образовательной программы начального общего образования средней школы – интернат № 17,

- адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития средней школы – интернат № 17 в 2017 и 2019 году.

Я регулярно принимаю участие в профессиональных педагогических семинарах и конференциях:

- муниципальный практико-ориентированный семинар «Особенности образования обучающихся с ОВЗ»,

- межрегиональная научно-практическая конференция «Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении ООП»,

- межокружной педагогический форум «Современные тенденции развития воспитания в системе образования»,

- межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие деятельности ПМПК в современном образовательном пространстве»,

- муниципальный практико-ориентированный семинар «Использование технологии дистанционного обучения в образовательном процессе: проблемы и пути решения»,

- всероссийская конференция для руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения в современных условиях».

Благодаря взаимодействию с педагогическим сообществом, я повышаю свой профессиональный уровень, что способствует более высокому качеству логопедического сопровождения.


Таблица 3

Результативность работы с педагогическим сообществом

Мероприятия по взаимодействию с педагогическим сообществом

Тема, название

Результат

ГМО учителей – логопедов

- Проектная деятельность на логопедических занятиях

- Организация коррекционной логопедической работы с детьми с нарушениями речи в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

- Практико – ориентированный семинар «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ»

- Использование стратегии смыслового чтения на логопедических занятиях

- Роль и задачи логопеда в реализации АОП

- Эффективные методы и приемы по реализации деятельностного подхода на логопедическом занятии

- Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Обмен опытом

Конкурсы педагогического мастерства


- Всероссийский педагогический конкурс «Педлидер», номинация «Коррекционная и специальная педагогика»

- Всероссийский творческий конкурс «Конкурсплюс», номинация «Творческие и методические работы педагогов»

- Всероссийское профессиональное тестирование «Организация и содержание логопедической работы в условиях реализации ФГОС НОО»

- Всероссийская олимпиада «Педагогический успех»


- Всероссийский профессиональный педагогический конкурс «Организация коррекционно-развивающей работы в условиях реализации ФГОС»

-Всероссийская онлайн-диагностика педагогических компетенций «Я Учитель» - VI -Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» .

Диплом победителя


Диплом победителя


Сертификат участника


Дипломы победителя

1 и 2 степени

Диплом победителя


Сертификат участника Свидетельство о ведении инновационной педагогической работы


Публикации в интернет


-Упражнения для увеличения скорости чтения

- Взаимодействие учителя и логопеда в коррекционной работе с детьми с трудностями в обучении

- Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда

- Психолого – педагогическое сопровождение семьи. Советы логопеда

- Модель организации образования в 1 дополнительном классе обучающихся с ЗПР

- Протокол экспресс – мониторинга состояния речевого развития обучающихся 1 класса.

- Использование приемов логопедической работы на уроках в начальных классах и др.

Свидетельства о публикации, свидетельства о создании сайта

https://multiurok.ru/svetlana-vs08/files


https://infourok.ru/user/semenova-svetlana-ivanovna1/material


https://videouroki.net/razrabotki/my/

Сообщество в ВКонтакте «Я – учитель-логопед»


Страница для родителей и педагогов, которые хотят помочь ребёнку научиться правильно говорить, читать и писать. Наставническая, консультативная помощь в организации работы в режиме сообщений, диалога. Ответы на вопросы по организации работы учителя – логопеда. Помощь в логопедическом сопровождении ребенка с ОВЗ.

https://vk.com/svetlana_semenova_vs




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!