СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ концепций исторического развития. Практическая работа по философии студентов СУЗа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические задания для уроков философии студентов СУЗа по теме "Анализ концепций исторического развития"

Просмотр содержимого документа
«Анализ концепций исторического развития. Практическая работа по философии студентов СУЗа»

Практическая работа №7. Анализ концепций исторического развития

Цель: провести анализ концепций исторического развития


Ход работы


Краткая теория

Помимо общества, культуры, природы философия изучает еще историю, и этот раздел называется философией истории. Здесь рассматриваются следующие вопросы:

-Что заставляет развиваться человеческое общество?

-В каком направлении идет история, и есть ли вообще такое направ­ление?

-Насколько наша история определяет настоящее и будущее?

-Что ожидает человечество в будущем?

-Есть ли в истории какие-нибудь законы, которые можно узнать и управлять историей, или в истории господствует непостижимая судьба?

Множество философско-исторических концепций можно свести к трем группам:

  1. концепции однолинейного прогрессивного развития,

  2. концепции многолинейного развития,

  3. концепции циклического развития.

1. Представители первой группы — Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и неко­торые другие — считали, что история человечества едина, все народы — кто раньше, кто позже — идут к единой цели. Только цели каждым мыслителем предлагались разные.

Сущностью мира для Гегеля является мировой разум, который не полностью воплощается в разуме человечества. Последний проходит в своем развитии три этапа: субъективный дух (развитие человека от примитивного состояния до вершин знания), объективный дух (развитие общества от самых первых форм общежития до государства), абсолютный дух (вершина развития искусство, религия, философия).

К. Маркс также считал, что история человечества едина. Все народы в целом должны пройти пять общественно-экономических формаций: первобытно­общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Все народы должны прийти к коммунизму как к светлому будущему, где не будет больше эксплуатации, нищеты, где полностью будут удовлетворены все материальные потребности людей, где люди будут управлять машинами, а в свободное время заниматься самоусовершенствованием — писать стихи, читать книги, философст­вовать и т.д.

Маркс считал, что в истории господствуют объективные, не зави­сящие от сознания и воли людей законы. Если есть законы, то их можно познать и с большей или меньшей точностью управлять историческим развитием общества: предсказывать негативные последствия, выбирать оптимальный путь и т.д.

Как и у Гегеля, у Маркса конечная цель человечества торжество разума и свободы на земле. И к этой конечной цели постепенно придут все народы. Тот же факт, что они растянулись по всем формациям и не идут единым строем (еще и сейчас в человеческой истории есть все — от первобытных людей в джунглях до почти коммунистического обще­ства в Северной Корее), то это вызвано местными особенностями и не­равными условиями на старте.

Марксистская концепция со своей простотой и лаконичностью ока­залась очень привлекательной. Некоторые государства мира исповедо­вали ее как религию, пытались брать на вооружение ее методы. К сере­дине XX века возник целый блок коммунистических государств, кото­рый распался уже на наших глазах.

2. К. Ясперс в своей книге «Истоки истории и ее цель» дал следую­щую схему мировой истории:

1. Доистория или «прометеевская эпоха» (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда человек только стано­вится человеком .

2. Существовавшие тысячелетия великие культуры древности. На­пример — древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская и т.д.

3. «Осевое время», когда полностью формируется подлинный человек.

4. Научно-техническая эпоха, чье преобразующее действие мы сей­час испытываем на себе.

В мировой истории, согласно Ясперсу, было также два «дыхания»:

— первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями;

— второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества и, может быть, приведет к новому осевому времени, к подлинному становлению человека.

Что же такое осевое время истории, которое постоянно упоминает Ясперс?

Около 500 г. до нашей эры в мировой истории произошел резкий поворот, как бы повернулась ось истории. Почти одновременно на За­паде, в Китае и Индии возникли крупные философские школы и появились великие мыслители. В Китае тогда жили Конфуций и Лао-Цзы, в Индии — Будда, в Иране — Заратустра, в Палестине — пророки Илия, Исайя, Иеремия, в Греции — Парменид, Гераклит, Платон.

Но главная суть поворота заключалась в том, что человек вдруг на­чал осознавать себя стоящим перед всей целостностью мира. Мир распахнулся, и человек отчетливо увидел в нем себя, такого маленького, увидел свои грани­цы и почувствовал всю беспредельность окружающего. Перед ним открылся огромность мира и собственная беспомощность. В эту эпоху, считал Ясперс, были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

Человек теперь уже не замкнут в себе. В осевое время произошло откры­тие того, что потом стало называться личностью.

Человек выходит за пределы своего существования, сознавая свое место в мире. Он может отказаться от всех благ, уйти в пустыню, в лес, в горы. Став отшельником, может познать творческую силу одиночества и вернуться в мир обладателем знания, мудрецом, пророком.

В осевое время люди впервые начинают ощущать, что именно в их время, в настоящем, начинается нечто исключительное. Происходит пробуждение исторического coзнания.

Народы, которые не восприняли идей осевого времени, остались на уровне «природного» существования: они изменяются, развиваются или деградируют, но все эти изменения совершаются очень медленно. Кажется, что все эти народы спят, что их жизнь неисторична, подобно тому, как была неисторична жизнь людей на протяжении десятков тысяч сотен тысяч веков до осевого времени. В этом смысле развитие общества, по Ясперсу, многолинейно.

3. Освальд Шпенглер — один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истории человечества нет, линейная схема «Древний мир — Средние века — Новое и новейшее время» не выдерживает кри­тики. Если взять, например, Древний Рим, то там были свои и средние века, и новое время, был свой феодализм и свой капитализм. В 1918 г., сразу после окончания Первой мировой войны, вышла его книга «Закат Евро­пы», поскольку по­сле 1-й мировой войны действительно казалось, что закат Европы близок.

Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности. От Древнего Египта нам остались одни руины: полуразрушенные пирамиды, сфинксы... Но самого народа, ко­торый создал великую культуру, уже нет, он давно исчез, как исчез дух этого народа. Те, кто сейчас живет на территории Египта, пришли туда относительно недавно. Те, кто сейчас живет на территории Италии, не имеют почти никакого отношения к древним римлянам. А от древнего Рима опять же остались одни руины. Шпенглер насчитал восемь таких культур, существовавших в человеческой истории: египетская, индий­ская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культу­ра майя в Америке. Он ожидал рождения и девятой — русско-сибирской культуры.

Каждая культура — это организм, имеющий свой срок жизни, при­мерно тысячу лет. Каждая культура расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой' привязана наподобие растения. Культура умирает после того, как осуществит все свои возможности в виде языков, народов, религий, ис­кусств, государств, наук.

Когда цель достигнута и вся сумма возможностей реализована, культура вдруг застывает, отмирает— она становится цивилизацией. Так, Древняя Греция — это культура, а Древний Рим — это циви­лизация. Переход от культуры к цивилизации протекает в античности в IV столетии, на Западе — в XIX в. Основные признаки цивилизации:

1. Появление мировых городов. В эпоху цивилизации ареной боль­ших духовных решений становится не вся страна, а три — четыре миро­вых города. Так, в России это Москва, Петербург, Киев. Все остальное — провинция. Сейчас даже Петербург кажется провинцией. Вся страна персонифицируется в Москве. В западных газетах так и пишут: «Моск­ва решила», «рука Москвы дотянулась» и т.д.;

2. Появление городской массы. Народом теперь считается город­ское население, неорганическая масса, нечто текучее. Это новый кочевник, паразит, житель большого города, абсолютно лишенный традиций, че­ловек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный, полный глу­бокого отвращения к крестьянству;

3. Деньги в качестве неорганического абстрактного фактора. Дух денег проникает во все сферы существования народов, главной стано­вится имущественная обеспеченность;

4. Мировые войны за передел мира, особо свойственные нашему времени, европейской цивилизации;

5. Каждой цивилизации свойственны специфические религии. В Индии это буддизм, в Древней Греции — стоицизм, в Европе — социа­лизм.

Продолжателем идей О. Шпенглера был Арнольд Джозеф Тойнби (1889- 1975 гг.) — знаменитый английский ис­торик. Он развил концепцию циклического развития исто­рии,

Во второй половине XIX века Н.Я. Данилевский выдвинул теорию множественности цивилизаций в кн. «Россия и Европа» («культурно-исторических типов»).

В современной теории цивилизаций существует два методологических подхода.

1)Первый утверждает универсальность, одинаковость тех цивилизаций, через которые проходит человечество в своем развитии. В таком значении употребляет этот термин марксизм.

2)Второй подход (культурологический) критикует концепцию линейного развития общества, отрицая наличие одинаковых, универсальных цивилизаций и культур. Это характерно для теории локальных цивилизаций, которая трактует цивилизацию как особый культурно-исторический тип общества. Теория локальных цивилизаций и культур получила развитие в трудах таких мыслителей, как Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

По Тойнби каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии:

  • генезис;

  • рост;

Задание 1. Заполнить таблицу «Концепции исторического развития»

№ п/п

Название

Представители

Суть концепции

1

Однолинейное прогрессивное развитие



2

Многолинейное развитие



3

Циклическое развитие




Задание 2. Заполнить таблицу «Методологические подходы в теории цивилизаций»


№ п/п

Название

Представители

Суть подхода

1

Универсальный



2

Культурологический




Задание 3.

Суть теории исторического развития Н.Я. Данилевского заключается в


К какой концепции она относится?

Ответ:


Вывод:


3