Методика работы над лирическим произведением
Сравнительно-сопоставительный анализ лирических произведений несколько отличается от эпического текста. Здесь необходимо учитывать несколько факторов: отсутствие сюжетной линии, повествовательного характера, образ лирического героя проступает не в точно обозначенных чертах и внешних признаках, а по образу размышлений, чувственному плану, эмоциональному содержанию. Тем не менее, работа над данными текстами ведется так же, как и с эпическими текстами. Учащиеся должны вспомнить два и больше лирических произведений по данному вопросу в линеарном развитии русской поэзии и в ее ретроспективности.
Тема родины, судьба страны в лирических произведениях
А.Блок «Россия»:
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!.. [rustih.ru›aleksandr-blok-rossiya/ (дата обращения: 18.08.2020]
Данное стихотворение можно соотнести с произведениями следующих авторов: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, В.Брюсов, С.Есенин, других:
С. Есенин.
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!
[stih.su›esenin/ (дата обращения: 18.08.2020]
Н. Рубцов
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь. [rustih.ru› Стихи о Родине› Николай Рубцов(дата обращения: 20.08.2020)
Методика работы над составлением ответа
Поскольку стихотворение Николая Рубцова написано во второй половине ХХ века, приводить анализ текста в сочинении необходимо после стихотворения Сергея Есенина.
Учащиеся должны отметить, что во всех текстах заявлена тема родины, которая передается эпитетами, как «золотые», «расписные», «прекрасные» (А.Блок), «отчие», «бревенчатой», «любимой» (С.Есенин), «тихая», «туманная» (Н.Рубцов). В них кроется затаенность лирического героя в любви к ней, переживание за ее судьбу. Однако в своем ответет они должны обязательно обратить внимание на отличие поэтического взгляда на образ родины.
У А. Блока сквозь тему родины проступает образ вечности России в главных своих чертах: необъятности, неохватности, «острожности», отсюда ее неустроенность, самая настоящая «расхлябанность». Отсюда чувство обиды у лирического героя и одновременно тревоги за судьбу страны. Поэтому герою видится «разбойная краса» в мгновенности схваченного образа России как женщины, прекрасной в своей природной красе, которая открывается не каждому. Не случаен образ запечатлевается в строках «мгновенный взор из-под платка».
В стихотворении С. Есенина, на первый взгляд, все та же Россия - «золотая», «бревенчатая», «журавлиная», с полями, лугами, березками… Однако и здесь есть отличие при сопоставлении и сравнении образа родины.
Вечность России у С.Есенина все та же, но само время дискретно по отношению к отдельной человеческой жизни. Лирический герой, ощущая вечность родных просторов, ее неизбывность, вместе с тем с горечью осознает, что новое время вытолкнуло его из привычных координат родного пространства. Он понимает, что навсегда останется поэтом «домотканой», «избяной», «природной» Руси. Тревога лирического героя здесь иная, нежели у героя А. Блока. Она наполнена трагическим осознанием происходящего процесса: до боли знакомой, вековечной Руси героя, такой, которая берет свои корни издалека, из глубин веков, его золотых полей, зеленых лугов, березовых рощ… уже не будет. Герой понимает, что все в ней - родине есть: и плохого, и хорошего, и того, чего быть не должно, но люди с этим мирятся, однако это его, любимая, родная страна, отчий край, где «радуясь, свирепствуя и мучась» все равно «Хорошо живется на Руси». Именно ощущением новизны жизни, ее неизвестности и непредсказуемости и страшится герой. Это-то и отличает стихотворение С.Есенина от «России» А. Блока.
Стихотворение Н. Рубцова по камерности, образности, умиротворенности ближе к произведению С.Есенина. И это не случайно. Ведь поэт ХХ века продолжает традиции Есенина в лирическом воспевании России. Это передается словом «тихая», которое в стихотворении является и эпитетом, и сравнением, и тем образным представлением, которое передает картину изменившегося мира. Особенностью поэтической манеры Н.Рубцова можно отметить то, что ему удалось раскрыть ту картину изменившегося лика России, которая только предощущалась в стихотворении С.Есенина. Новым у вологодского поэта так же будет и форма лирического выражения: картина мира родного края представлена в условности повествовательной формы. Это передают и прямая речь в стихотворении, и употребление глаголов в прошедшем времени. Если лирический герой С.Есенина все еще узнает родимый уголок, то у Н.Рубцова человек едва находит приметы некогда былого мира: это и поросший травой купол церкви, и луг, и болотина на месте разлива речки, где купался и ловил рыбу далекий теперь мальчишка…
Так сопоставляя, сравнивая произведения можно найти как общие темы, переживания поэтов и писателей, так и различие их взглядов на одну и туже проблему, тему, событие. При этом не забывать о жанре лирического произведения: будь это элегия, сонет, послание. Все свои наблюдения нужно оформить в мини-сочинении с соблюдением всех правил.