СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ лирического стихотворения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ лирического стихотворения»

Учимся анализировать стихотворения  (5-6 класс)

Учимся анализировать стихотворения (5-6 класс)

 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА   ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ  1. Тема .  2. Идея (основная мысль).  3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?  4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?  5. Рифмический рисунок стиха.  6. Размер стихотворения.  7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема . 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ? 5. Рифмический рисунок стиха. 6. Размер стихотворения. 7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?

Тема Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении. Очень часто тема отражается в заглавии.

Тема

  • Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении.
  • Очень часто тема отражается в заглавии.
Основная мысль Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя) Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать

Основная мысль

  • Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя)
  • Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
Лирический герой  Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

Лирический герой

Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

Образы лирики Предметы Явления Природа Лирический герой Автор

Образы лирики

  • Предметы
  • Явления
  • Природа
  • Лирический герой
  • Автор
Изобразительно-выразительные средства  Эпитет Сравнение  Метафора Олицетворение  Антитеза Аллитерация  Анафора Гипербола  Ассонанс

Изобразительно-выразительные средства

Эпитет Сравнение

Метафора Олицетворение Антитеза Аллитерация

Анафора Гипербола

Ассонанс

Эпитет  Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные )  ***  Там, на неведомых дорожках,  Следы невиданных зверей…

Эпитет

Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные )

***

Там, на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей…

Метафора  Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается. В саду  горит костёр рябины красной , но никого не может он согреть. С.А.Есенин

Метафора

Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.

В саду  горит костёр рябины красной ,

но никого не может он согреть. С.А.Есенин

Сравнение  Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, даётся при помощи союзов: как, словно, точно, как будто. Около леса, как в мягкой постели , Выспаться можно: покой и простор. Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр .  Н.А.Некрасов

Сравнение

Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, даётся при помощи союзов: как, словно, точно, как будто.

Около леса, как в мягкой постели ,

Выспаться можно: покой и простор.

Листья поблекнуть ещё не успели,

Жёлты и свежи лежат, как ковёр .

Н.А.Некрасов

 Олицетворение  Это художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.  Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком .  С.А.Есенин

Олицетворение

Это художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком .

С.А.Есенин

Антитеза  Это литературный приём, основанный на противопоставлении .  Они сошлись: волна и камень ,  Стихи и проза, лёд и пламень .  А.С.Пушкин

Антитеза

Это литературный приём, основанный на противопоставлении .

Они сошлись: волна и камень ,

Стихи и проза, лёд и пламень .

А.С.Пушкин

Аллитерация  Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных или одинаковых согласных звуков.  С ви щ ет ветер, с еребряный ветер  В ш ёлковом ш еле с те с не ж ного ш ума.  С.А. Есенин

Аллитерация

Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных или одинаковых согласных звуков.

С ви щ ет ветер, с еребряный ветер

В ш ёлковом ш еле с те с не ж ного ш ума.

С.А. Есенин

Ассонанс Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных звуков. М е ло, м е ло по вс е й з е мл е Во вс е пр е д е лы…  Б.Л.Пастернак

Ассонанс

Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных звуков.

М е ло, м е ло по вс е й з е мл е

Во вс е пр е д е лы…

Б.Л.Пастернак

Анафора  Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений ( строк, стихов).  Вот моя деревня,  Вот мой дом родной.  А.С.Пушкин

Анафора

Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений ( строк, стихов).

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной.

А.С.Пушкин

Гипербола   Это литературный приём, основанный на художественном преувеличении   В сто сорок солнц закат пылал…   В.В.Маяковский

Гипербола Это литературный приём, основанный на художественном преувеличении В сто сорок солнц закат пылал… В.В.Маяковский

Рифма  ПЕРЕКРЁСТНАЯ А Б А Б  Туча мглою небо кр оет ,  Вихри снежные кру тя .  То как зверь она зав оет ,  То заплачет, как ди тя.  А.С.Пушкин

Рифма

ПЕРЕКРЁСТНАЯ

  • А
  • Б
  • А
  • Б

Туча мглою небо кр оет ,

Вихри снежные кру тя .

То как зверь она зав оет ,

То заплачет, как ди тя.

А.С.Пушкин

Рифма  ПАРНАЯ А А Б Б Царь с царицею прост ился , В путь-дорогу снаряд ился , И царица у ок на  Села ждать его од на .

Рифма

ПАРНАЯ

  • А
  • А
  • Б
  • Б

Царь с царицею прост ился ,

В путь-дорогу снаряд ился ,

И царица у ок на

Села ждать его од на .

Рифма  КОЛЬЦЕВАЯ А Б Б А И там я был, и мёд я п ил ; У моря видел дуб зел ёный ; Под ним сидел, и кот уч ёный Свои мне сказки говор ил …

Рифма

КОЛЬЦЕВАЯ

  • А
  • Б
  • Б
  • А

И там я был, и мёд я п ил ;

У моря видел дуб зел ёный ;

Под ним сидел, и кот уч ёный

Свои мне сказки говор ил

Двусложные размеры стиха ХОРЕЙ ЯМБ (ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе) Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи. (ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе) Он е гин, д о брый м о й при я тель, Род и лся на брег а х Невы…

Двусложные размеры стиха

ХОРЕЙ

ЯМБ

(ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе)

Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи.

(ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе)

Он е гин, д о брый м о й при я тель,

Род и лся на брег а х Невы…

АЛГОРИТМ определения размера стиха Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения; Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу; Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы; Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.

АЛГОРИТМ определения размера стиха

  • Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения;
  • Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу;
  • Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы;
  • Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.
Алгоритм

Алгоритм

ПОТРЕНИРУЕМСЯ

ПОТРЕНИРУЕМСЯ

Проанализируйте Печальная берёза  У моего окна,  И прихотью мороза  Разубрана она.   Как гроздья винограда,   Ветвей концы висят,-   И радостен для взгляда   Весь траурный наряд.  Люблю игру денницы  Я замечать на ней,  И жаль мне, если птицы  Стряхнут красу ветвей.  А.А.Фет

Проанализируйте

Печальная берёза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. А.А.Фет

Анализ стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза у моего окна…» по плану 1.Тема – Печальная берёза. 2. Идея :Печальная берёза прекрасна в траурном белом наряде в лучах денницы (утренней зари). 3.Мотив грусти, трагизма, любование этой печалью берёзы и сочувствию к ней света утренней зари, которая как бы обнимает её всю в белом траурном наряде.

Анализ стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза у моего окна…» по плану

1.Тема – Печальная берёза.

2. Идея :Печальная берёза прекрасна в траурном белом наряде в лучах денницы (утренней зари).

3.Мотив грусти, трагизма, любование этой печалью берёзы и сочувствию к ней света утренней зари, которая как бы обнимает её всю в белом траурном наряде.

4. Средства художественной выразительности: Эпитеты : печальная берёза, прихоть мороза, разубрана (прихотью мороза) берёза, наряд траурный, наряд радостен, краса ветвей.

4. Средства художественной выразительности:

Эпитеты : печальная берёза, прихоть мороза, разубрана (прихотью мороза) берёза, наряд траурный, наряд радостен, краса ветвей.

Метафоры: прихоть мороза, игра денницы. Сравнение: Как гроздья винограда, концы ветвей висят…

Метафоры: прихоть мороза, игра денницы.

Сравнение: Как гроздья винограда, концы ветвей висят…

Аллитерация: 1 строфа: Р, 2строфа: В, Р, 3 строфа: сонорные Л, М, Н. Ассонанс : 1 строфа: Е,А;  2 строфа: А; 3 строфа: У, И.

Аллитерация: 1 строфа: Р,

2строфа: В, Р,

3 строфа: сонорные Л, М, Н.

Ассонанс : 1 строфа: Е,А;

2 строфа: А;

3 строфа: У, И.

Анафора : Повтор 3 строки в каждой строфе: И… 4. Рифма : Перекрёстная: АБАБ 5.Стихотворный размер : трёхстопный ямб _ _/ _ _/ _ _/ _ _ _/ _ _/ _ _/

Анафора : Повтор 3 строки в каждой строфе: И…

4. Рифма : Перекрёстная: АБАБ

5.Стихотворный размер : трёхстопный ямб

_ _/ _ _/ _ _/ _

_ _/ _ _/ _ _/

6. Особенно привлекает то, что лирический герой восхищён берёзой даже в трауре зимней белой одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как созвучна его грустным мыслям. Словно хочется спросить у берёзы, наряд которой румянит свет утренней зари, о чём её скорбь. Любимый лик прекрасен и в траурной одежде. Горе не способно умалить истинную красу. Такой взгляд автора необычен , но отражает представления людей дохристианской поры: берёза для них символ смерти и последующего воскресения. Может, потому берёза в белом саване под лучами солнца розовеет? Так, при рождении появляется на свет розовокожий младенец…

6. Особенно привлекает то, что лирический герой восхищён берёзой даже в трауре зимней белой одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как созвучна его грустным мыслям. Словно хочется спросить у берёзы, наряд которой румянит свет утренней зари, о чём её скорбь. Любимый лик прекрасен и в траурной одежде. Горе не способно умалить истинную красу.

Такой взгляд автора необычен , но отражает представления людей дохристианской поры: берёза для них символ смерти и последующего воскресения. Может, потому берёза в белом саване под лучами солнца розовеет? Так, при рождении появляется на свет розовокожий младенец…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!