Учимся анализировать стихотворения (5-6 класс)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема . 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)? 4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ? 5. Рифмический рисунок стиха. 6. Размер стихотворения. 7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
Тема
- Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении.
- Очень часто тема отражается в заглавии.
Основная мысль
- Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя)
- Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
Лирический герой
Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
Образы лирики
- Предметы
- Явления
- Природа
- Лирический герой
- Автор
Изобразительно-выразительные средства
Эпитет Сравнение
Метафора Олицетворение Антитеза Аллитерация
Анафора Гипербола
Ассонанс
Эпитет
Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные )
***
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей…
Метафора
Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр рябины красной ,
но никого не может он согреть. С.А.Есенин
Сравнение
Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, даётся при помощи союзов: как, словно, точно, как будто.
Около леса, как в мягкой постели ,
Выспаться можно: покой и простор.
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр .
Н.А.Некрасов
Олицетворение
Это художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.
Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком .
С.А.Есенин
Антитеза
Это литературный приём, основанный на противопоставлении .
Они сошлись: волна и камень ,
Стихи и проза, лёд и пламень .
А.С.Пушкин
Аллитерация
Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных или одинаковых согласных звуков.
С ви щ ет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш еле с те с не ж ного ш ума.
С.А. Есенин
Ассонанс
Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных звуков.
М е ло, м е ло по вс е й з е мл е
Во вс е пр е д е лы…
Б.Л.Пастернак
Анафора
Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений ( строк, стихов).
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
А.С.Пушкин
Гипербола Это литературный приём, основанный на художественном преувеличении В сто сорок солнц закат пылал… В.В.Маяковский
Рифма
ПЕРЕКРЁСТНАЯ
Туча мглою небо кр оет ,
Вихри снежные кру тя .
То как зверь она зав оет ,
То заплачет, как ди тя.
А.С.Пушкин
Рифма
ПАРНАЯ
Царь с царицею прост ился ,
В путь-дорогу снаряд ился ,
И царица у ок на
Села ждать его од на .
Рифма
КОЛЬЦЕВАЯ
И там я был, и мёд я п ил ;
У моря видел дуб зел ёный ;
Под ним сидел, и кот уч ёный
Свои мне сказки говор ил …
Двусложные размеры стиха
ХОРЕЙ
ЯМБ
(ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе)
Мч а тся т у чи, вь ю тся т у чи.
(ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе)
Он е гин, д о брый м о й при я тель,
Род и лся на брег а х Невы…
АЛГОРИТМ определения размера стиха
- Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения;
- Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу;
- Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы;
- Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.
Алгоритм
ПОТРЕНИРУЕМСЯ
Проанализируйте
Печальная берёза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. А.А.Фет
Анализ стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза у моего окна…» по плану
1.Тема – Печальная берёза.
2. Идея :Печальная берёза прекрасна в траурном белом наряде в лучах денницы (утренней зари).
3.Мотив грусти, трагизма, любование этой печалью берёзы и сочувствию к ней света утренней зари, которая как бы обнимает её всю в белом траурном наряде.
4. Средства художественной выразительности:
Эпитеты : печальная берёза, прихоть мороза, разубрана (прихотью мороза) берёза, наряд траурный, наряд радостен, краса ветвей.
Метафоры: прихоть мороза, игра денницы.
Сравнение: Как гроздья винограда, концы ветвей висят…
Аллитерация: 1 строфа: Р,
2строфа: В, Р,
3 строфа: сонорные Л, М, Н.
Ассонанс : 1 строфа: Е,А;
2 строфа: А;
3 строфа: У, И.
Анафора : Повтор 3 строки в каждой строфе: И…
4. Рифма : Перекрёстная: АБАБ
5.Стихотворный размер : трёхстопный ямб
_ _/ _ _/ _ _/ _
_ _/ _ _/ _ _/
6. Особенно привлекает то, что лирический герой восхищён берёзой даже в трауре зимней белой одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как созвучна его грустным мыслям. Словно хочется спросить у берёзы, наряд которой румянит свет утренней зари, о чём её скорбь. Любимый лик прекрасен и в траурной одежде. Горе не способно умалить истинную красу.
Такой взгляд автора необычен , но отражает представления людей дохристианской поры: берёза для них символ смерти и последующего воскресения. Может, потому берёза в белом саване под лучами солнца розовеет? Так, при рождении появляется на свет розовокожий младенец…