СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе " Анализ лирического стихотворения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 класс       Урок "Анализ  лирического  стихотворения"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе " Анализ лирического стихотворения"»

6 класс Анализ лирического стихотворения



Цели: повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении.

Задачи: подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»; обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения «Зимний вечер».

Планируемые результаты: обучающие научатся

- выразительно читать лирическое стихотворение;

- анализировать лирическое стихотворение по предложенному плану.

Оборудование: компьютер, экран, диапроектор, презентация, портрет А.С. Пушкина, текст стихотворения, картины русских художников, изображающих красоту зимней природы, тетради, ручки.

Ход урока.



  1. Организационый момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  1. Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина (на выбор учащихся: «Узник», «Зимнее утро»). Высказывание о читательском восприятии.

  2. Определение размера стиха в следующих стихотворениях:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя… («Зимний вечер») (Двусложный размер с ударением на первый слог - хорей.)



Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман… («К Чаадаеву») (Это двусложный размер с ударением на второй слог - ямб)

  1. Целеполагание. Мотивация к деятельности. Актуализация опорных знаний.

  1. Работа со словарём литературоведческих терминов ( или толковым словарём русского языка).

Задание:

- найти толкование понятия «лирическое произведение», выявить особенности лирического произведения (вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта);

- найти толкование понятия «лирический герой», «образ лирического героя» (художественный образ, свойственный лирике);

- найти толкование понятия «тема (тематика) произведения» (предмет, основное содержание произведения; «тематика» - совокупность тем произведения);

- найти толкование понятия «идея произведения» (основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения).

2. Вопросы:

- исходя из специфики литературоведческих терминов, сделайте вывод, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (над литературоведческим анализом лирического произведения).

IV. Работа над темой урока.

  1. Историческая справка:

а) сообщение учащегося «А.С. Пушкин и няня», сопровождаемое слайдами ( различные иллюстрации к стихотворению «Зимний вечер», картина художника Ю. Непринцева «А.С.Пушкин и няня», письмо Арины Родионовны Пушкину от 30 января 1827г., тексты о биографии А.Р.Матвеевой и т.д.);



б) сообщение учителя об истории создания стихотворения ( «Зимний вечер» - одно из самых грустных стихотворений поэта. Оно написано в ссылке в Михайловском,в 1825г., в очень тяжёлое время для Пушкина. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьёзно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечении няни Арины Родионовны. В то же время Пушкин переживал тяжкий душевный кризис, разочаровавшись в молодых романтических идеалах и не найдя ещё новых. Стихотворение прекрасно, образно передаёт это душевное состояние поэта.)



  1. Чтение стихотворения учителем.

  2. Беседа с классом.

- какая картина встаёт перед нами при чтении этого стихотворения?

Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не вижно. В комнате тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня сидит на скамейке и прядёт свою пряжу. Котёнок играет у её ног. Пушкин тут же, у стола, в тёплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрусневшие глаза. Он смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле.

- как поэт описывает снежную бурю? (Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребёнка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

- как изображена в стихотворении няня? (Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «добрая подружка бедной юности моей»)

- с какой просьбой обращается поэт к няне? (Просит её спеть песню. Мы знаем, что долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину народные сказки, которые вдохновили поэта на создание широко известных «Сказок»)

- можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение).

4. Слово учителя.

Анализ лирического произведения требует определённой работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (изобразительно-выразительных средств).

  1. Беседа с классом.

- попробуем определить природу поэтического высказывания в этом стихотворении. (Показ конкретной картины - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своём настроении)



- как можно определить тему и сюжет стихотворения? ( Пушкин пишет о своём одиночестве, оторванности от близких и друзей. Размышление поэта о своей горестной судьбе – тема этого стихотворения)



- почему стихотворение названо «Зимний вечер»? (Картина зимней бури с её завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта)



- что представляет собой композиция этого стихотворения? (Можно выделить три части: в первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновьупоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придаёт последней части оптимистическое звучание)



- каким предстаёт перед читателем лирический герой? (Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было чрезвычайно тягостно для него.)





- каким стихотворным размером написано это стихотворение? ( «Зимний вечер» написано двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей.)



- какие изобразительные средства использовал поэт? (Найдём эпитеты: «вихри снежные», «ветхая лачужка», др.; сравнения помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов. Буря сравнивается то со зверем, то с тебёнком; используются и метафоры – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова : «наша ветхая лачужка и печальна, и темна…»)



  1. Запись в тетрадь плана литературного анализа лирического поэтического произведения.

  1. Жанр (природа поэтического высказывания)

  2. Тема стихотворения.

  3. Истолкование названия.

  4. Композиция.

  5. Идейный смысл стихотворения.

  6. Характеристика лирического героя.

  7. Организация поэтической речи (размер).

  8. Изобразительно-выразительные средства языка поэта.

  9. Читательское восприятие.

V Рефлексия.

Письменно закончить предложения (предложения на экране).

  1. Поэт доносит до читателя свои… ( мысли, чувства, переживания)

  2. «Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период… (ссылки в Михайловское)

  3. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - всё это создаёт настроение… (томящей тоски)

  4. Стихотворение помогает читателю увидеть поэта в один из … периодов жизни. (тяжёлых, кризисных).

VI. Домашнее задание.

Базовый уровень: приготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» наизусть; произвести его литературный анализ, основываясь на материале урока.

Повышенный уровень: приготовить выразительное чтение наизусть любого стихотворения А.С. Пушкина (на выбор); произвести литературный анализ выбранного стихотворения, пользуясь планом, предложенном на уроке.

























Скачать

© 2017 16571 385

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!