6 класс Анализ лирического стихотворения
Цели: повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении.
Задачи: подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»; обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения «Зимний вечер».
Планируемые результаты: обучающие научатся
- выразительно читать лирическое стихотворение;
- анализировать лирическое стихотворение по предложенному плану.
Оборудование: компьютер, экран, диапроектор, презентация, портрет А.С. Пушкина, текст стихотворения, картины русских художников, изображающих красоту зимней природы, тетради, ручки.
Ход урока.
Организационый момент.
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений А. С. Пушкина (на выбор учащихся: «Узник», «Зимнее утро»). Высказывание о читательском восприятии.
Определение размера стиха в следующих стихотворениях:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя… («Зимний вечер») (Двусложный размер с ударением на первый слог - хорей.)
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман… («К Чаадаеву») (Это двусложный размер с ударением на второй слог - ямб)
Целеполагание. Мотивация к деятельности. Актуализация опорных знаний.
Работа со словарём литературоведческих терминов ( или толковым словарём русского языка).
Задание:
- найти толкование понятия «лирическое произведение», выявить особенности лирического произведения (вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта);
- найти толкование понятия «лирический герой», «образ лирического героя» (художественный образ, свойственный лирике);
- найти толкование понятия «тема (тематика) произведения» (предмет, основное содержание произведения; «тематика» - совокупность тем произведения);
- найти толкование понятия «идея произведения» (основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения).
2. Вопросы:
- исходя из специфики литературоведческих терминов, сделайте вывод, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (над литературоведческим анализом лирического произведения).
IV. Работа над темой урока.
Историческая справка:
а) сообщение учащегося «А.С. Пушкин и няня», сопровождаемое слайдами ( различные иллюстрации к стихотворению «Зимний вечер», картина художника Ю. Непринцева «А.С.Пушкин и няня», письмо Арины Родионовны Пушкину от 30 января 1827г., тексты о биографии А.Р.Матвеевой и т.д.);
б) сообщение учителя об истории создания стихотворения ( «Зимний вечер» - одно из самых грустных стихотворений поэта. Оно написано в ссылке в Михайловском,в 1825г., в очень тяжёлое время для Пушкина. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьёзно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попечении няни Арины Родионовны. В то же время Пушкин переживал тяжкий душевный кризис, разочаровавшись в молодых романтических идеалах и не найдя ещё новых. Стихотворение прекрасно, образно передаёт это душевное состояние поэта.)
Чтение стихотворения учителем.
Беседа с классом.
- какая картина встаёт перед нами при чтении этого стихотворения?
Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не вижно. В комнате тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня сидит на скамейке и прядёт свою пряжу. Котёнок играет у её ног. Пушкин тут же, у стола, в тёплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрусневшие глаза. Он смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле.
- как поэт описывает снежную бурю? (Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребёнка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)
- как изображена в стихотворении няня? (Пушкин нежно обращается к няне: «моя старушка», «добрая подружка бедной юности моей»)
- с какой просьбой обращается поэт к няне? (Просит её спеть песню. Мы знаем, что долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину народные сказки, которые вдохновили поэта на создание широко известных «Сказок»)
- можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение).
4. Слово учителя.
Анализ лирического произведения требует определённой работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (изобразительно-выразительных средств).
Беседа с классом.
- попробуем определить природу поэтического высказывания в этом стихотворении. (Показ конкретной картины - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своём настроении)
- как можно определить тему и сюжет стихотворения? ( Пушкин пишет о своём одиночестве, оторванности от близких и друзей. Размышление поэта о своей горестной судьбе – тема этого стихотворения)
- почему стихотворение названо «Зимний вечер»? (Картина зимней бури с её завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта)
- что представляет собой композиция этого стихотворения? (Можно выделить три части: в первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновьупоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придаёт последней части оптимистическое звучание)
- каким предстаёт перед читателем лирический герой? (Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было чрезвычайно тягостно для него.)
- каким стихотворным размером написано это стихотворение? ( «Зимний вечер» написано двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей.)
- какие изобразительные средства использовал поэт? (Найдём эпитеты: «вихри снежные», «ветхая лачужка», др.; сравнения помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов. Буря сравнивается то со зверем, то с тебёнком; используются и метафоры – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова : «наша ветхая лачужка и печальна, и темна…»)
Запись в тетрадь плана литературного анализа лирического поэтического произведения.
Жанр (природа поэтического высказывания)
Тема стихотворения.
Истолкование названия.
Композиция.
Идейный смысл стихотворения.
Характеристика лирического героя.
Организация поэтической речи (размер).
Изобразительно-выразительные средства языка поэта.
Читательское восприятие.
V Рефлексия.
Письменно закончить предложения (предложения на экране).
Поэт доносит до читателя свои… ( мысли, чувства, переживания)
«Зимний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в период… (ссылки в Михайловское)
Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - всё это создаёт настроение… (томящей тоски)
Стихотворение помогает читателю увидеть поэта в один из … периодов жизни. (тяжёлых, кризисных).
VI. Домашнее задание.
Базовый уровень: приготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» наизусть; произвести его литературный анализ, основываясь на материале урока.
Повышенный уровень: приготовить выразительное чтение наизусть любого стихотворения А.С. Пушкина (на выбор); произвести литературный анализ выбранного стихотворения, пользуясь планом, предложенном на уроке.