СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока литературы в 6 «А» классе Тема урока: «А.К. Тол¬стой. Е.А. Баратынский. Особенности пейзажной лирики»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

           УУД

1) Мотивация учебной деятельности. Цель: мотивировать учеников к учебной деятельности, создать эмоциональный настрой урока.

4-5

Создает эмоциональный фон, подводит к мысли, что нет преград, когда мы действуют сообща, что ради глотка воли, люди готовы жертвовать собой. Притча Николая Бокова о людях в сундуке (в адаптированном для шестиклассников варианте). В сундуке жили люди. Как туда попали – никто не знает. Сажали картошку, забыли о белом свете, т.к. давно уже привыкли, что черти их закрыли. Но замок заржавел и сломался. Поток свежего воздуха стал попадать в сундук. Люди поняли, что там, за крышкой сундука, настоящая жизнь. Стали карабкаться вверх. А черти по крышке бьют. То одному человеку руку оторвет, то другому голову. Так они и лежат придавленными, а крышка из-за них до конца не закрывается. Пока черти выбрасывают тела, другие смельчаки лезут. Так и продолжается вечно. Но люди получают глоток воли, за это готовы умереть. Лишь бы пытаться идти к своей цели, ни сидеть сложа руки. Вопросы: - Ради чего гибли люди? - Что значит воля? В чем отличие от свободы? - Помогает ли поэзия и творчество приблизиться к воле? Как?  

Слушают притчу, анализируют содержание. Находят значения понятий «свобода» и «воля» по словарю С.И. Ожегова, сопоставляют данные термины.  

Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: определение способов коммуникации с учителем и между собой. Познавательные: обогащение новой притчей, анализ.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: актуализировать содержание урока, мыслительные операции: анализ, обобщение

5-6

Спрашивает д/з (интересные факты из жизни А.К. Толстого и Е.А. Баратынского). Что такое лирика? Примеры лирических произведений? Обратите внимание на даты жизни поэтов. Какое значимое для истории России событие произошло? Были ли как-то связаны поэты с восстанием декабристов?  

Отвечают, слушают мелодекламацию стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» А.К. Толстого в исполнении двух учениц.

Личностные: смыслообразование. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия. Коммуникативные: точно выражать свои мысли, слушать и слышать. Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

3. Постановка учебной задачи (проблемы) и цели. Цель: организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого ученики смогут ответить на поставленные вопросы. Сформулировать цель урока. Обосновать значимость темы.

8

Каким настроением окрашено стихотворение «Где гнутся над омутом лозы» А.К. Толстого? Прочтите про себя это же стихотворение. Какие средства выразительности помогают передать чувства лирического героя? Сравните произведение «Где гнутся над омутом лозы» со стихотворением «Острою секирой ранена береза». Мелодекламация стихотворения «Водопад» Е.А. Баратынского. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какова цель урока? Проблемный вопрос: В чем же особенность творческой манеры А.К. Толстого и Е.А. Баратынского?  

Отвечают на вопросы. Находят понятия «омут», «секира» по словарю И.С. Ожегова. Сталкиваются с проблемой.  

Коммуникативные: ясно выражать свои мысли, строить ответ в соответствии с нормами языка. Личностные: выдвижение гипотез, их док-во. Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка. Познавательные: выделение инфо, работа с текстом.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать коммуникативные связи для построения нового способа действия. Строят алгоритм, позволяющий понять особенности творчества данных поэтов.

10

Ребята, мы будем работать в группах. Предлагаю вам построить проект выхода из затруднения. 4 рабочих группы. Но сначала подумайте, что нужно знать, чтобы уверенно говорить об особенностях творчества данных поэтов? (На слайде выведены нужные и лишние предположения, ребята их анализируют, выбирают нужное для работы). Контролирует сделанные выводы.  

Анализируют выведенные на слайде предположения, выбирают нужные для решения задачи. 1 группа работает с биографией А.КУ, Толстого. 2 – с поэтическими текстами А.К, Толстого. 3 – с биографией Е.А. Баратынского. 4 – со стихотворениями Е.А. Баратынского

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в решении проблем и задач. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: прогнозирование, контроль. Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем.

5. Первичное закрепление. Цель: проговорить новый способ действия во внешней речи.

6

Мотивирует учеников. Материалы урока будут полезны для умения правильно понимать и анализировать как стихотворные, так и песенные тексты. Контролирует  

Анализируют в парах стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» А.К. Толстого и «Весна» (элегия) Е.А. Баратынского.

Личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Коммуникативные: ясно выражать свои мысли, строить ответ в соответствии с нормами языка. Познавательные: выбор эффективных способов решения задач.  

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: задействовать коммуникативные связи для  проверки умений проверять изученный способ. Тренировать способности к самоконтролю и самооценке.

8

Ребята, мы проанализировали стихотворения А.К. Толстого и Е.А. Баратынского. Наш план анализа подходит к стихотворным текстам. А как вы думаете,  можно ли его применять к анализу текста песни (любого жанра, в том числе и новейших)? Что можно убрать из плана, чтобы понять смысл и настроение песни, не зная ни истории появления песни, ни автора, ни исполнителя?

Работа в парах. Пробуют анализировать песню «Веретено» группы «Алиса». Приходят к выводу, что анализ стихотворений помогает понимать тему, мысль и проблему любой песни в разнообразных жанрах.

Личностные: самоопределение. Регулятивные:  контроль в форме сопоставления и образцом. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в решении проблем и задач.

7. Рефлексия. Цель: оценить результаты собственной деятельности. Повторить способ нового знания. Сконцентрироваться на проблемных местах, чтобы определить домашнее задание.

3

С помощью карточек с рисунками показать, насколько интересным был урок, полезным. Задает вопросы, на которые отвечают ученики. Вопросы: - Какие особенности лирики поэтов мы выявили? - Что вызвало затруднения? - Чем был интересен урок? Оцените урок, с помощью рисунков.

Отвечают на вопросы. Определяют, что было сложного, какие моменты вызвали затруднения. Анализируют урок. Показывают продуктивность и интересность урока с помощью рисунков.

Коммуникативные: ясно выражать свои мысли, строить ответ в соответствии с нормами языка. Регулятивные: коррекция, оценка. Познавательные: доказательство. Личностные: смыслообразование

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока литературы в 6 «А» классе Тема урока: «А.К. Тол¬стой. Е.А. Баратынский. Особенности пейзажной лирики»»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №94

Тракторозаводского района Волгограда»

(МОУ СШ №94)




Конспект открытого урока литературы в 6 «А» классе

Тема урока: «А.К. Тол­стой. Е.А. Баратынский. Особенности пейзажной лирики».





Учитель русского языка и литературы

Лисина Е.Л.





Тема урока: «А.К. Тол­стой. Е.А. Баратынский. Особенности пейзажной лирики».
Виды метапредметов: «Проблема», «Задача».
Межпредметная связь: литература история музыка.
Тип: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
1) Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и анализом информации, работой с текстом; формирование ключевых компетенций учащихся: проблемной, коммуникативной, информационной, социокультурной.
2) Образовательная: с помощью аудиовизуальных средств и практических заданий помочь учащимся понять особенности пейзажной лирики А.К. Толстого и Е.А. Баратынского.

На уроке дети должны:
научиться находить общее и отличное в лирике данных поэтов.
усвоить алгоритм анализа стихотворных текстов.
прийти к осознанию, что поэзия тесно связана с музыкой.
Оборудование: презентация учителя, гитара, учебник литературы 6 кл., раздаточный материал, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Мотивация учебной деятельности.
Цель: мотивировать учеников к учебной деятельности, создать эмоциональный настрой урока.

4-5

Создает эмоциональный фон, подводит к мысли, что нет преград, когда мы действуют сообща, что ради глотка воли, люди готовы жертвовать собой.
Притча Николая Бокова о людях в сундуке (в адаптированном для шестиклассников варианте).
В сундуке жили люди. Как туда попали – никто не знает. Сажали картошку, забыли о белом свете, т.к. давно уже привыкли, что черти их закрыли. Но замок заржавел и сломался. Поток свежего воздуха стал попадать в сундук. Люди поняли, что там, за крышкой сундука, настоящая жизнь. Стали карабкаться вверх. А черти по крышке бьют. То одному человеку руку оторвет, то другому голову. Так они и лежат придавленными, а крышка из-за них до конца не закрывается. Пока черти выбрасывают тела, другие смельчаки лезут. Так и продолжается вечно. Но люди получают глоток воли, за это готовы умереть. Лишь бы пытаться идти к своей цели, ни сидеть сложа руки.
Вопросы:
- Ради чего гибли люди?
- Что значит воля? В чем отличие от свободы?
- Помогает ли поэзия и творчество приблизиться к воле? Как?


Слушают притчу, анализируют содержание.
Находят значения понятий «свобода» и «воля» по словарю С.И. Ожегова, сопоставляют данные термины.

Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные: определение способов коммуникации с учителем и между собой.
Познавательные: обогащение новой притчей, анализ.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: актуализировать содержание урока, мыслительные операции: анализ, обобщение

5-6

Спрашивает д/з (интересные факты из жизни А.К. Толстого и Е.А. Баратынского).
Что такое лирика?
Примеры лирических произведений?
Обратите внимание на даты жизни поэтов. Какое значимое для истории России событие произошло?
Были ли как-то связаны поэты с восстанием декабристов?

Отвечают, слушают мелодекламацию стихотворения «Где гнутся над омутом лозы» А.К. Толстого в исполнении двух учениц.

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия.
Коммуникативные: точно выражать свои мысли, слушать и слышать.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

3. Постановка учебной задачи (проблемы) и цели.
Цель:
организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого ученики смогут ответить на поставленные вопросы.
Сформулировать цель урока. Обосновать значимость темы.

8

Каким настроением окрашено стихотворение «Где гнутся над омутом лозы» А.К. Толстого?
Прочтите про себя это же стихотворение. Какие средства выразительности помогают передать чувства лирического героя?
Сравните произведение «Где гнутся над омутом лозы» со стихотворением «Острою секирой ранена береза».
Мелодекламация стихотворения «Водопад» Е.А. Баратынского.
Каким настроением проникнуто стихотворение?
Какова цель урока?
Проблемный вопрос: В чем же особенность творческой манеры А.К. Толстого и Е.А. Баратынского?

Отвечают на вопросы. Находят понятия «омут», «секира» по словарю И.С. Ожегова. Сталкиваются с проблемой.

Коммуникативные: ясно выражать свои мысли, строить ответ в соответствии с нормами языка.
Личностные: выдвижение гипотез, их док-во.
Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка.
Познавательные: выделение инфо, работа с текстом.

4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
организовать коммуникативные связи для построения нового способа действия.
Строят алгоритм, позволяющий понять особенности творчества данных поэтов.

10

Ребята, мы будем работать в группах. Предлагаю вам построить проект выхода из затруднения.
4 рабочих группы.
Но сначала подумайте, что нужно знать, чтобы уверенно говорить об особенностях творчества данных поэтов?
(На слайде выведены нужные и лишние предположения, ребята их анализируют, выбирают нужное для работы).
Контролирует сделанные выводы.

Анализируют выведенные на слайде предположения, выбирают нужные для решения задачи.
1 группа работает с биографией А.КУ, Толстого.
2 – с поэтическими текстами А.К, Толстого.
3 – с биографией Е.А. Баратынского.
4 – со стихотворениями Е.А. Баратынского

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в решении проблем и задач.
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: прогнозирование, контроль.
Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем.

5. Первичное закрепление.
Цель:
проговорить новый способ действия во внешней речи.

6

Мотивирует учеников. Материалы урока будут полезны для умения правильно понимать и анализировать как стихотворные, так и песенные тексты.
Контролирует

Анализируют в парах стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» А.К. Толстого и «Весна» (элегия) Е.А. Баратынского.

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные: ясно выражать свои мысли, строить ответ в соответствии с нормами языка.
Познавательные: выбор эффективных способов решения задач.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель:
задействовать коммуникативные связи для проверки умений проверять изученный способ. Тренировать способности к самоконтролю и самооценке.

8

Ребята, мы проанализировали стихотворения А.К. Толстого и Е.А. Баратынского. Наш план анализа подходит к стихотворным текстам. А как вы думаете, можно ли его применять к анализу текста песни (любого жанра, в том числе и новейших)?
Что можно убрать из плана, чтобы понять смысл и настроение песни, не зная ни истории появления песни, ни автора, ни исполнителя?

Работа в парах.
Пробуют анализировать песню «Веретено» группы «Алиса». Приходят к выводу, что анализ стихотворений помогает понимать тему, мысль и проблему любой песни в разнообразных жанрах.

Личностные:
самоопределение.
Регулятивные: контроль в форме сопоставления и образцом.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в решении проблем и задач.

7. Рефлексия.
Цель:
оценить результаты собственной деятельности. Повторить способ нового знания. Сконцентрироваться на проблемных местах, чтобы определить домашнее задание.

3

С помощью карточек с рисунками показать, насколько интересным был урок, полезным.
Задает вопросы, на которые отвечают ученики.
Вопросы:
- Какие особенности лирики поэтов мы выявили?
- Что вызвало затруднения?
- Чем был интересен урок?
Оцените урок, с помощью рисунков.

Отвечают на вопросы. Определяют, что было сложного, какие моменты вызвали затруднения.
Анализируют урок. Показывают продуктивность и интересность урока с помощью рисунков.

Коммуникативные: ясно выражать свои мысли, строить ответ в соответствии с нормами языка.
Регулятивные:
коррекция, оценка.
Познавательные: доказательство.
Личностные: смыслообразование



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!