СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ литературного произведения с учетом родо-жанровой специфики.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ литературного произведения с учетом родо-жанровой специфики.»

План

I. Введение

с. 4-6

II. Основная часть

с. 7

Анализ литературного произведения с учетом родо-жанровой специфики

с. 7

II. 1. Специфика изучения эпических произведений

с. 7-17

II. 2. Специфика изучения лирических произведений

с. 17-20

II. 3. Специфика изучения драматических произведений

с. 20-23



Заключение

с. 25

Литература

с. 26






I. Введение

Новый ФГОС требует кардинального совершенствования учебно-воспитательного процесса, форм, методов и средств обучения.

В школьном анализе литературного произведения любого рода и жанра следует руководствоваться основными положениями нового стандарта; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма. И поскольку литературу называют и «человековедением», учебником жизни, основной целью ее изучения в школе становится не только формирование умений читать, анализировать, комментировать и интерпретировать художественный текст, но и формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским сознанием, чувством патриотизма.

Комплексное решение образовательно-воспитательных задач урока литературы требует системного подхода, который заключается прежде всего в изучении литературных явлений в различных взаимосвязях и взаимообусловленности: историко-литературной, тематической, родовой, жанровой. Теоретико-литературные понятия, связанные с родовой и жанровой природой произведения, должны способствовать сознательному усвоению системы знаний и их активизации.

Анализ литературного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики позволяет познакомить учащихся с различными способами выражения авторской позиции, авторского отношения к миру и человеку, помогает более глубокому восприятию содержания и формы произведения, способствует развитию читательских интересов, побуждает интерес к самому процессу анализа художественного текста.

Изучение художественных произведений в соответствии с особенностями рода и жанра дает возможность учителю усилить воздействие искусства на духовную сферу учащихся, выбрать такие сочетания форм и методов обучения, такие виды заданий, которые способствовали бы развитию познавательной и социальной активности школьников, их самостоятельности, овладению необходимым объектом знаний.

Аналитическая работа над текстом произведения имеет исключительно важное значение в формировании личностных качеств обучаемых, которые в глубь художественного произведения, и постигать жизнь, отраженную в нем.

При анализе текста с учетом родо-жанровой специфики задача состоит в том, чтобы учить учащихся пониманию литературного произведения как произведения искусства, как явления стиля писателя, вооружить старшеклассников знаниями по истории и теории литературы и одновременно способствовать развитию навыков выразительного чтения и культуры речи.




Цель проекта: раскрыть родо-жанровую специфику литературного произведения, которая позволяет познакомить учащихся с различными способами выражения авторской позиции, авторского отношения к миру и человеку, помогает более глубокому восприятию содержания" и формы произведения, способствует развитию читательских интересов, пробуждает интерес к самому процессу анализа художественного произведения.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- выявить своеобразие эпических жанров с указанием методики их анализа на конкретных примерах;

- выявить специфику лирических произведений с указанием их анализа на конкретных примерах;

- выявить специфику драматических жанров с указанием их анализа на конкретных примерах.

Объект исследования: изучение произведений разных жанров в старших классах.

Предмет исследования: методика изучения литературы. Анализ произведений с учетом жанровой специфики.

Гипотеза: принципы эстетики и общие принципы литературного анализа являются основополагающими при анализе литературного произведения в школе.

Они осуществляются в специфической форме, определяемой художественной природой произведения. Исходя из этого тезиса, можно предположить, что полного эстетического анализа произведения и усвоения его идейно-художественного содержания можно достичь при учете жанрового своеобразия.




II. Основная часть

Анализ литературного произведения

с учетом родо-жанровой специфики.

II. 1. Специфика эпических произведений.

Что собой представляет анализ эпического произведения в школе?

Обратимся к программам, созданным на основе Федерального Образовательного Стандарта второго поколения. В них указаны основные направления второй ступени школьного литературного образования, которые охватывают три возрастные группы, образовательный и психологические уровни которых определяют основные виды деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного рода пересказам подробному, сжатому, с изменением липа рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умение анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания.

«Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологичеекого и проблемно-тематического принципов». [7;4] В девятом классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII века -литература первой половины XIX века), который продолжается в 10 - 11 классах (литература второй половины XIX века - литература XX века -современная литература).


Эпическое произведение, изучаемое в 9-10 классах на историко-литературной основе, рассматривается в его идейно-художественной ценности и своеобразии, в аспекте стиля, как произведение, характерное для творчества того или иного писателя, для того или иного направления русской литературы.

Принципы эстетики и общие принципы литературного анализа являются основополагающими при анализе литературного произведения в школе. Они осуществляются в специфической форме, определяемой художественной природой произведения, задачами школьного изучения, педагогическими условиями класса.

Назначение анализа состоит в том, чтобы раскрыть идейно-художественное содержание произведения, помочь учащимся глубоко постичь его, проникнуть в его художественный мир.

Вместе с тем содержание произведения воплощено в форме (художественная речь, образность, композиция), а также выражено в стиле, как в целостной системе, обусловленной творческими задачами, методом автора, жанром и проблематикой.

Так девятикласснику непросто постичь рассказ Чехова «Ионыч». Именно через осознание мастерства писателя, особенности его стиля, он понимает характеры героев, авторскую позицию, богатство его содержания.

Анализируя первую-вторую главу рассказа «Ионыч», учитель уже знакомит с особенностями его стиля. К примеру, при анализе рассказа, трудным для учащихся оказывается выявление авторской позиции, так как Чехов внешне сохраняет строгую объективность повествования, а между тем он один из активнейших в выражении своей позиции писатель. Достаточно на одной из сценок первой главы рассказа познакомить учащихся со способами выражения авторской позиции и помочь им увидеть такую стилевую особенность, как подтекст.

Анализируя сцену из первой главы рассказа, где Вера Иосифовна читает свой роман гостям, автор открыто, прямо не высказывает своего отношения к ней как к писательнице, к ее роману. Но отношение автора к героине вытекает из отдельных деталей, реплик («...Слушали «Лучинушку» И эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни), то есть авторское ироническое отношение к героине раскрывается через подтекст.

За деталями, репликами, короткими зарисовками пейзажа читатель улавливает отношение автора к героям и событиям, подлинные переживания героев, выясняет приемы их изображения, выявляет авторскую позицию и способы ее выражения, тем самым помогая учащимся проникнуть во внутренний мир героев. И только тогда ученики получат ясное представление о них и определят свое личное отношение к ним.

Анализу текста эпического произведения предшествует большая подготовительная работа - организация предварительного внеклассного чтения до момента изучения в классе. В старших классах, где произведение изучается в историко-литературном плане, исключительно важное значение приобретает вступительное занятие. Задача состоит в том, чтобы выявить уровень восприятия и усвоения произведения, прочитанного самостоятельно. Подготовить учащихся не только к конкретно-историческому восприятию и пониманию текста, но и к его анализу. От учащихся требуется знание той эпохи, понимание эволюции творчества писателя в данный период, уяснение его мировоззрения и эстетического идеала, знание творческой истории произведения (замысел, творческий метод писателя, жанр и проблематика). Ибо замысел и метод писателя, жанр и проблематика являются основными факторами, формирующими стиль, они всецело определяют идейно-художественное своеобразие произведения.

Для текстуального анализа в классе отбираются наиболее значительные в идейно-художественном отношении главы, эпизоды. При анализе текста внимание учеников направляется на выявление проблем, разрешаемых в произведении, на образы героев, сюжет и поэтический язык.

Анализ текста должен быть целенаправленным. Изучение произведения в целом предваряется постановкой ведущей проблемы или учебной задачи, которая решается учениками под руководством учителя в процессе анализа. Выдвинутая проблема или учебная задача позволяет анализировать текст в свете ведущей идеи, нацеливает на целостный анализ произведения, способствует постижению его концепции и стиля. Проблемность, как известно, - одно из главных качеств анализа. Одновременно выдвинутая проблема возбуждает у школьника интерес к анализу текста.

Примерные вопросы, поставленные перед изучением романа Достоевского «Преступление и наказание»: как Достоевский изображает трагедию индивидуалистической личности в условиях буржуазного общества? Проследите, как писатель последовательно проверяет «идею» своего героя жизнью и подвергает Раскольникова и его теорию развенчанию. Покажите особенности психологического анализа, использованные автором в романе.

Вопросы, связанные с работой над художественным текстом, продумываются и предусматриваются еще в тематическом плане изучения произведения: отбор тем, проблем для анализа; выбор путей и видов анализа; применение методов и приемов анализа; виды учебной деятельности учащихся.

В методике и практике преподавания литературы в старших классах определились основные виды анализа текста: детальный (целостный) анализ текста; выборочно направленный (проблемно-тематический), вслед за автором, и так называемый комплексный, когда в нем сочетаются разные виды.

Детальный анализ текста проводится главным образом при анализе начальных глав произведения, реже - при рассмотрении ключевых глав. Его задача - включить учащихся в художественную атмосферу произведения, в мир героев и автора, познакомить с особенностями стиля, открыть путь к дальнейшей работе над текстом.

Примерный детальный анализ части первой главы романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина (выборочно). Одна из целей - познакомить учащихся на материале главы со стилем этого первого реалистического произведения в истории русской литературы.

Анализ первой главы может быть предварен вопросами: каков новый роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? Как поэт в первой главе решает вопросы о судьбе и гражданском, нравственном долге молодого человека? Каковы методы создания реалистического образа героя?

Зачитывая строфы из главы, учитель ставит перед учениками вопросы и анализирует текст. Каким предстает герой романа в I—II строфах первой главы?

Учитель комментирует: герой романа Евгений Онегин - молодой дворянин, принадлежащий к кругу передовой дворянской интеллигенции 20-х годов 19 века. Он современник автора-поэта, его «добрый приятель». Поэт-реалист рисует своего героя с необычной глубиной и верностью. Многообразны приемы раскрытия психологии героя. Неслучайно роман начинается внутренним монологом Онегина. Поэма (или другое крупное эпическое произведение) так не начиналось. Читатель, впервые встречаясь с героем, уже как бы заглядывает, проникает в его душу. Евгений трезво мыслит, откровенен, резко отрицательно, иронически размышляет о лицемерии родственников, смеется и над самим собой («Приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман....»). Но сам следует этому обычаю.

Автор изображает повседневное состояние героя (а не исключительные переживания). Речь Онегина характерна для светского человека того времени, живая, разговорная, а не книжная. Онегин - обыкновенный человек (а не исключительная личность, как Алеко), показан он в обычных повседневных обстоятельствах, а не в экзотических; писатели-романтики не видели обусловленности человека конкретно исторической средой. Евгений едет в деревню к умирающему дяде, после смерти которого должен получить наследство.

Как вы думаете, почему А.С. Пушкин, начав роман с эпизода из жизни Онегина, по времени относящегося к концу этой главы, уводит читателя к обстоятельствам его воспитания?

Последующие вопросы для анализа первой главы: что и как поэт рассказывает о воспитании Онегина? Как такое воспитание и среда повлияли на формирование личности? Как Пушкин показывает, что светская среда продолжает формировать героя и тогда, когда он «на свободе»? Каким образом удается автору, рисуя обычный день своего героя, рассказать о его жизни, показать его убеждения, интересы? Почему автор с оттенком иронии относится к Онегину в эту пору его жизни? Почему Онегин, обладая всеми благами помещичьего существования, не был счастлив? Что привело Онегина к разочарованию, недовольству обшим строем жизни? Какими причинами вызвана хандра? Почему попытки Онегина заняться каким-либо трудом окончились неудачей? Как поэт показывает зависимость Онегина не только от среды, но и от общественной жизни эпохи? Чем отличается Онегин от большинства представителей дворянского общества? Что сблизило автора-поэта и Онегина, сделало их друзьями? Что отличает Евгения от автора-поэта?

Обсуждая поставленные вопросы, учащиеся, приходят к выводам о том, как многообразны приемы создания реалистического героя. Пушкин, как правило, редко прибегает к прямому раскрытию психологического переживания.

Исключительное значение в раскрытии психологии и характера Онегина в романе приобретает авторская характеристика. Пушкин, рассказывая о судьбе героя, раскрывает его психологию, манеру говорить и мыслить, выражает свои личные эмоции, дает оценку изображаемому.

Важно обратить внимание на особенности авторской речи - на форму непринужденного лирического повествования автора, на реалистический язык повествовательных строк. Рисуя жизнь обыкновенного человека, автор создает стихотворную речь, близкую к разговорной.

Пушкин широко привлекает как средство раскрытия психологии героя и обрисовки его характера, он использует в этой главе прием изображения героя через посредство окружающих его предметов (описание кабинета, театра и др.). При этом среда, обстановка изображаются не только в связи с жизнью героя, но и в его восприятии.

С сюжетной линией сочетаются лирические отступления на самые различные темы - философские, морально-этические; размышления автобиографического характера. В них раскрывается характер героя и образ автора-поэта, передового современника, представителя русской дворянской интеллигенции, тяготеющей к декабризму. Лирические отступления создают широкий фон, включая изображение светской среды, раздвигают временные рамки.

Довольно часто в старших классах проводится выборочно-направленный анализ текста. Такой вид предполагает постановку значительной проблемы, разрешаемой в произведении. Анализ строится таким образом, чтобы учащиеся задумались над важнейшими проблемами жизни, которые волнуют и сегодня, разобрались в них, вобрали бы духовный облик классики, делали собственные выводы.

Актуальность в наше время приобретает постановка проблемных вопросов при выборочно-направленном анализе текста. Она ориентирует учащихся на более углубленный анализ поставленной проблемы, позволяет активизировать их мыслительную работу, стимулирует самостоятельную деятельность. Однако решение выдвинутой проблемы возможно лишь при условии, если она будет рассматриваться в процессе идейно-художественного анализа текста, если внимание учащихся будет привлечено к особенностям ее художественного воплощения.

Так, работу над VI главой «Евгения Онегина» можно построить в плане выборочно-направленного анализа текста. Вопросы, предваряющие анализ главы: почему дружба Онегина и Ленского не выдерживает первого испытания, трагически обрывается? Как А.С. Пушкин решает в романе проблему дружбы?

Вопросы для анализа текста: Почему Ленский бросил вызов Онегину? Что чувствует и думает он, вызвав друга на дуэль? Что заставляет Онегина принять вызов Ленского на дуэль, хотя он и понимал, что был не прав, что он «мог бы чувства обнаружить», проявить себя «мужем с честью и умом»? Почему Онегин, презирая высший свет, его обычаи, законы, ^е мог порвать с ним, а следует его законам? Кто теперь они, Онегин и Ленский, друзья или враги? Как Пушкин выражает смятение чувств Ленского перед дуэлью монологической речью («Куда, куда вы удалились...»)? Покажите, что автор использовал языковые особенности сентиментально-романтической поэзии в целях реалистического изображения чувств и мыслей романтически настроенного поэта Ленского. Как оценивает Пушкин элегию Ленского перед дуэлью? Дайте анализ строф, посвященных рассказу о смерти Ленского. Как выражены чувства автора? Как переданы чувства Онегина? Пушкин пишет о двух возможных жизненных путях поэта Ленского. Какой путь вам представляется более убедительным? Как выражена осуждение автором Онегина, ставшего убийцей друга? К каким художественным средствам при этом он обращается? Как автор показал, что дуэль для Онегина обернулась трагедией? Что рассказывает Пушкин о светской дружбе в XVIII и XXII строфах четвертой главы?

При изучении эпических произведений необходим обзорный (в программах он обозначен как чтение и обзор) анализ текста. Его задача - осмысление определенной выдвинутой темы, уяснение образов героев, авторского отношения к изображаемому; сюжета произведения. Несмотря на то, что текст в этом случае анализируется обзорно, в общих чертах, бывает необходимо обратить внимание учащихся и на художественное своеобразие произведения. Обзорно может быть изучено целый ряд глав, эпизодов любого из эпических произведений. Например, при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» нет необходимости подвергнуть обстоятельному анализу все главы, посвященные образам помещиков. Достаточно рассмотреть в таком плане одно из глав о Манилове. И дать обзорный анализ других глав, выдвинув тему «Как Гоголь раскрывает в поэме «Мертвые души» духовное обмельчание человеческой личности в условиях приниженного существования».

Особо остановимся на тех специфических методах анализа больших прозаических произведений, которые мы редко встречаем в работе большинства учителей. Мы имеем в виду успешную организацию предварительного самостоятельного внеклассного прочтения учащимися таких произведений. Как правило, учителя ограничиваются оглашением списка. Опыт творчески работающих учителей показал, что крайне мало их только рекомендовать, а целесообразно: давать предваряющие ориентировочные задания, рассчитанные на определенную степень осознанного чтения произведения учащимися. И на уроках внеклассного чтения не столько контролировать читаемое произведение, сколько обсуждать прочитанное и разъяснять непонятое;

- произведения, анализируемые в классе, давать в сопоставительном плане с теми, которые учащиеся читают самостоятельно (т.е. организовать тесную связь классного и внеклассного чтения произведения);

- при проведении внеклассных мероприятий эпизодического характера: читательские конференции, обсуждение книг, конкурсов на лучшего чтеца, лучшее иллюстрирование литературного произведения, лучший сценарий, лучшее сочинение и т.д. в том числе использовать и произведения, "отведенные на самостоятельное чтение;

- с другой стороны, методически и практически оправдано, первым уроком, посвященным изучению большого прозаического произведения, прочитанного учащимися самостоятельно, провести как вступительный, ориентировочный в идейно-художественном содержании.

Цель такого урока-беседы — выявление степени восприятия и усвоения произведения учащимися, т.е. получение учителем обратной информации. На этом уроке выясняется, сколько часов реально (а не как указано в тематическом плане, составленном в сентябре) следует отвести на изучение этого произведения, какие проблемы вынести на текстуальный анализ, а какие дать в обзоре; какие по форме занятия организовать по анализу и т.д.

На наш взгляд, важнейшим этапом изучения большой прозы является организация заключительных уроков, которые должны носить многоцелевой характер. Это и воссоздание целостности произведения, которая так или иначе ломается при проблемно-тематическом изучении, это и повторение, углубление, расширение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных в ходе чтения и анализа, это и связь поднятых в произведении проблем с реальной жизнью, обобщения и выводы, вытекающие из сути произведения и жизненно необходимые подрастающему поколению как поведенческие ориентиры.

Отметим также, что при изучении большой прозы появляются прекрасные возможности обращаться к современным формам организации занятий: уроки-вхождения, уроки-диспуты, уроки семинары; формировать навыки исследовательской, проектной работы; развивать литературно -творческие способности и навыки письменной речи, обращая внимание при этом на жанровую, стилевую особенности. Научить их жанрам деловой речи писать отзывы, рецензии по проблемам произведений, на общественно-политические темы и т.д.




II. 2. Специфика изучения лирических произведений

Лирика отличается от эпоса и драмы не только предметом изображения. У каждого из родов - своя организация речи. В драме особой значимостью обладает речь действующих лиц, голос автора слышен только в рамочном тексте. В эпосе посредником между персонажем и читателем выступает повествователь или вымышленный рассказчик. А в лирике перед нами некий лирический герой, который идеями, эмоциями, даже пунктирно намеченной биографией часто не слишком отличается от автора, но никогда с ним не совпадает. Это то среднее звено, которое соединяет автора и читателя: лирический герой представлен таким образом, чтобы читателю легко было поставить себя на его место, а значит, было легко ему сопереживать. Иногда вместо понятия «лирический герой» используются конструкции: «лирический субъект», «лирическое я».

Предметом изображения в лирике могут служить чувства не только автора, но и явно постороннего по отношению к нему человека, чуждого автору по своему мировоззрению. Такой вид творчества называют ролевой игрой.

Основными особенностями лирических произведений, отмеченными в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, конкретном переживании, субъектированность этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации. В лирических произведениях отсутствует развернутый сюжет, для них характерна художественно организованная в целостную выразительную систему языка стихотворная речь.

Индивидуальность переживаний в лирике определяет прежде всего выбор художественных образов, в которых они материализуются, и выбор стилистических средств. В целом для лирического стиля характерна экспрессия. Она проявляется в отборе словесных формул-емких, но образных, заключающих, в себе вольные ассоциации разнородных явлений. Образный стиль лирики понуждает читателя к вдумчивому чтению, к расшифровке поэтического языка, к выявлению тех ассоциативных связей, которым пользовался автор.

Существуют разнообразные классификации лирики: ее виды и жанры различают по тематике (любовная, гражданская, философская и т.д.), по эмоциональному настрою (ода, сатира, элегия, идиллия), по функции (послание, эпитафия) и т.д.

Что касается анализа лирики, то в принципе не существует какого-то единого, магистрального пути: подходы к нему могут быть так разнообразны, как многообразна сама поэзия. Выбор формы, приема работы больше всего зависит от специфики лирического текста.

Чтобы понять и сопережить поэтический смысл" стихотворения, необходимо учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах настроений, переживаний и этим близка к музыке. Как и музыкальное произведение, стихотворение нельзя пересказывать без потерь. Мешают недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.

Анализировать стихи - значит «открывать гармонию звуков, чувств и дум, видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно понять, только вдумываясь в слово». (10,4)

Для того чтобы осознанно и полноценно воспринимать поэзию, нужно обладать некоторыми теоретико-литературными знаниями о стихе. Эти знания должны охватить три основных раздела;

  • образность поэтической речи (и вообще язык поэзии);

  • поэтический синтаксис;

  • стихосложение (ритмические особенности стиха).

Освоение этих знаний всегда идет по двум линиям. При чтении лирических произведений обращается внимание на образные возможности поэтической речи и интонационно-ритмическую её выразительность. Параллельно с этим в каждом классе систематизируются отдельные наблюдения учащихся, затем обращаются и формулируются понятия по тому или иному кругу вопросов, связанных со стихом. В целом система теоретико-литературных знаний и понятий о поэзии оформляется и приобретает определенную завершенность в X1 классе, к концу школьного изучения литературы.

Таким образом, теоретический материал дается в постепенном усложнении и системе. Обычно вначале понятие вводится как рабочее, как термин. Затем постепенно происходит его обогащение. Ведь любой элемент поэтической речи или стиховой структуры (метафора, размер-ритм, повтор как элемент поэтического синтаксиса и т.д.) индивидуальны у разных поэтов. Поэтому, например, термин «олицетворение», усвоенный в 5 классе, более глубоко будет осознан выпускником школы. Теоретические знания-понятия о поэзии не могут быть раз навсегда усвоенными. Они динамичны, конкретизация их при встрече с новыми произведениями требует от учащихся дополнительных наблюдений, добавочного осмысления, нового творческого осмысления.

На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения могут быть использованы такие приемы:

  • по вопросам, предлагаемым учителем;

  • по схеме анализа для самостоятельного разбора;

  • с привлечением литературоведческих и критических статей;

  • с использованием межпредметных связей;

  • сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного автора;

  • компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;

  • «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей традицией)»;

  • сопоставление различных точек зрения авторов критических и литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;

  • составление словаря стихотворения и т.д.

Термин «приемы анализа» художественного произведения по отношению к лирике нуждается в оговорке, поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш взгляд, прежде всего, определяет художественное своеобразие произведения. Следовательно, мы можем предложить лишь примерный план анализа лирического произведения:

1. Автор, название, время появления, история создания.

2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.

3. Особенности поэтического языка:

- тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение);

- звукопись (аллитерация, ассонанс);

- стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос.

4. Стихотворный размер, рифма.

5. Связь стихотворения с литературным направлением.

6. Мое восприятие стихотворения.


II. 3. Специфика изучения драматических произведений

Знакомство учащихся со спецификой драмы как особого рода литературы поможет им понять самобытность и оригинальность каждого из изучаемых драматургических произведений, будет способствовать более, осмысленному его восприятию.

«Пьеса - драма, комедия - самая трудная форма литературы, - писал М. Горький,- ... В романе, повести люди, изображаемые автором, действуют при его помощи, он все время с ними, он показывает читателю, как нужно их понимать, объясняет ему тайные мысли, скрытые мотивы действий изображаемых фигур, оттеняет их настроение описаниями природы, обстановки... управляет их действиями, делами, словами, взаимоотношениями... Пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора...»

Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих героев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской характеристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися.

С какими приемами раскрытия образа в драматическом произведении мы познакомим учащихся, работая над пьесой?

Автор заставляет героя рассказывать о себе, вступить в спор и отстаивать свои убеждения и, главное, действовать, совершать поступки, мотивы которых обусловлены характером, жизненной позицией самого героя. О нем, о характере, поведении, отношении к людям, событиям говорят и другие персонажи пьесы. Наконец, ремарки автора раскрывают душевное состояние героя в тот или иной момент.

Так, при работе над первым действием драмы «Гроза» обратим внимание на приемы раскрытия Островским образа Дикого.

Сначала мы узнаем о его поступке: на бульваре при посторонних людях он ругает племянника; не случайна реплика Кулигина: «Нашел место». Затем дается оценка героя другими персонажами пьесы («ругатель», «пронзительный мужик» и т.д.) и, наконец, появляется сам герой и своим появлением, речью подтверждает оценку, данную другими действующими лицами. В последствии драматург заставит Дикого вступить в разговор с Кабановой, Кулигиным, и это дает возможность дорисовать его психологический портрет.

Особое внимание при анализе драматического произведения следует обратить на речь действующих лиц: она помогает раскрыть духовный мир героя, его чувства, свидетельствует о культуре человека, его социальном положении.

Однако нельзя рассматривать речь персонажей только в этой ее функции. Следует помнить о том, что каждая фраза действующего лица, каждая реплика, как «электричеством заряжены действием, ибо все они должны двигать пьесу вперед, служить развитию ее конфликта, сюжета» (Вс. Успенский).

Характер героя органически связан с конфликтом, лежащим в основе драматического произведения. Конфликты в драматических произведениях всегда имеют определенное историческое значение. В столкновениях героев воплощаются наиболее существенные проблемы времени, волнующие общество. Поэтому следует обратить особое внимание учащихся на развитие конфликта, на то, как в острых столкновениях раскрываются характеры. Это значит, что работа над драматическими образами строится параллельно с рассмотрением развития конфликта, не вырывать характеры героев из драматургической ткани. В связи с этим и наиболее целесообразный путь анализа драматического произведения - по ходу развития сюжета. Наблюдая за возникновением и развитием конфликта, учащиеся одновременно получают представление о героях, понимают мотивы их поступков, глубоко проникают в их душевный мир, определяют их жизненные позиции.

Методист Л.С. Троицкий считал первым условием анализа драматического произведения в школе «воссоздание в сознании учащихся, в их воображении спектакля». Действительно, надо стремится к тому, чтобы учащиеся мысленно видели обстановку, в которой действуют герои, их самих(внешний облик, манеру держаться, жесты), и не только видели, но и слышали героев(их голоса), определенные интонации, с которыми произносится та или иная фраза. Активизации воображения будут способствовать такие приемы, как выразительное чтение отдельных сцен, устное словесное рисование, «режиссерский комментарий» или «создание мизансцен», знакомство учащихся со сценической историей пьесы, использование наглядностей (портреты актеров, картины мизансцен), привлечение кинофрагментов и т.д.

Пьеса требует, чтобы текст ее звучал, чтобы слово обогатилось интонационными возможностями голоса, чтобы стали ощутимыми темп и ритм речи, чтобы «заговорили» несложные средства художественной выразительности. Для опытного читателя такое «озвучивание» драматургического текста происходит в процессе чтения про себя, но в условиях обучения это сложное читательское умение не может быть сформировано сразу. Драматическое произведение должно быть «звучащим», т.е. прочитанным вслух. Чтение пьесы вслух является первым и необходимым этапом анализа, наглядно демонстрирующим сложность, жизненную правдивость и значительность драматических характеров и драматического действия, без чего невозможно подвести школьников к пониманию основной авторской идеи, осознанию конфликта, к овладению специальными читательскими умениями.

Конечно, и чтение требует подготовки; проникновение в логику мысли и действия, логику чувств и передачи своего отношения к читаемому, к лицу, которому принадлежат произносимые чтецом слова, к событиям, в которых это лицо участвует.




Заключение

1. Анализ литературного произведения должен строиться по требованиям ФГОС второго поколения, чтобы средствами литературы можно было формировать личностные качества учащихся, предметные и межпредметные навыки.

2. При анализе художественного произведения с учетом родо-жанровой специфики достигается понимание учащимися литературного произведения как произведения искусства, как явления стиля писателя.

3. Идейно-художественный анализ с учетом родо-жанровой специфики возможен при знании текста произведения.

4. Специфика лирических жанров исходит из того, что они, во-первых, малы по объёму, основное их содержание – мысли чувства, переживания лирического героя. Поэтому содержание лирического произведения усваивается в первую очередь выразительным чтением. Задаётся мало вопросов, чтобы не «убивать» эмоциональное воздействие. Лучшим усвоением лирического произведения является заучивание наизусть.

5. Спецификой больших прозаических произведений является то, что они большие по объёму (повести, романы, романы-эпопеи). Поэтому их анализу предшествует организация предварительного внеклассного чтения. При их изучении используется проблемно-тематический путь, т.е. не изучаются целиком, а берутся отдельные проблемы из произведения с учётом их образовательно-воспитательного значения.

6. Специфика драматических произведений исходит из того, что они предназначены для сцены, для разыгрывания. Поэтому при анализе используются такие методы, как чтение по ролям, инсценировки, сопоставление с игрой актёров и т.д.





Литература

1 Активные формы преподавания литературы- М, 1991.

2. Аникет А. История учений о драме. Т. 1-3 - М., 1967-1980.

3. Баранов СЮ. Специфика искусства и анализ литературного произведения. - Вологда. 1998.

4. Бахтин И.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975.

5. Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в школе. - Вологда. – 2001.

6. Гачев Г.Ф. Содержательность художественной формы. Эпос. Лирика, Театр.-М., 1968.

7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [Сост. Е.С. Савинов] – М.: 2011.


11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!