Анализ материалов для обследования детей дошкольного возраста.
В методическом пособии Е.Ф. Архиповой «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни» представлена развернутая клинико-психолого-педагогическая характеристика детей первого года жизни. Рассматриваются особенности поэтапного формирования психомоторного развития. Представлена скрининговая система обследования детей первого года жизни. Для детей, отстающих в психомоторном развитии, разработана система коррекционных мероприятий, включающая логопедический массаж, дыхательную и голосовую гимнастику, стимуляцию эмоционального, голосового и доречевого общения, способствующая развитию зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации и понимания речи. В книге описываются особенности психомоторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторной, зрительной, слуховой, эмоционально-коммуникативной и других функций, развитие доречевой активности, формирование предпосылок понимания речи. Кроме того, в пособии описаны способы обследования детей первого года жизни, даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии.
Для скрининг-обследования детей от 1-2 лет может быть применен тест психомоторного развития Гриффитс. Шкала оценки по Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по следующим параметрам: моторика, социальная адаптация, слух, речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре. Уровень развития определяется по сумме баллов. Оценка психомоторного развития производится по каждому параметру, в соответствии с возрастом ребенка. Используя шкалу психомоторного развития по Гриффитс можно выявить отставание определенных функций и спланировать корригирующие меры.
В пособии Стребелевой А.Е. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» предлагаются методики, которые направлены на изучение уровня познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет, дошкольного возраста 3-7 лет, позволяющие определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Разносторонность диагностирования познавательного развития детей позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия. В пособии даны методические рекомендации по проведению обследования, а также представлены критерии его оценки. Также в книге представлена методика обследования слуха говорящих, неговорящих детей, речевого развития. Методическое пособие отвечает всем основным требованиям современной специальной педагогики и психологии, предъявляемым к диагностике уровня психического развития по отношению к нормативным показателям паспортного возраста. Для каждого возраста разработано 10 заданий, подробно описана методика предъявления каждого задания, проведения обучающей помощи, что оценивается. Каждое задание оценивается по 4-балльной шкале, при оценке задания учитывается зона ближайшего развития ребенка. По результатам обследования ребенка можно отнести к одной из четырех групп, в пособии дается краткая характеристика каждой из них, на основании этого можно сделать вывод об уровне познавательной деятельности ребенка. К методическому пособию прилагается наглядный материал и диагностические наборы
В пособии Н.В. Серебряковой «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» предлагается методический материал, который ориентирован как на детей с проблемами в развитии, так и на детей с нормальным психическим и речевым развитием. Представлены материалы по обследованию психомоторного развития детей от 1-4 лет по следующим сферам: познавательная деятельность, крупная моторика, мелкая моторика, социально-эмоциональная сфера, самообслуживание в соответствии с возрастными этапами. В соответствии с возрастными этапами подбирается стимульный материал. Перечень стимульного материала с его описанием также представлен в пособии. Представлены образцы карт обследования развития психомоторного ребенка (5 мес. - 1г.10 мес., 1г.10 мес. - 3 года, 3-4 года), образцы речевых карт (2-4 года), карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития 2,5 - 4 г.). В приложении есть таблица показателей нервно-психического развития детей 2-3 года жизни), стадии речевого, познавательного развития детей разных возрастных этапов, последовательность формирования навыков мелкой моторики, навыков самообслуживания.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Методические рекомендации к Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка». В пособии представлена тактика проведения индивидуального обследования. Описание методик, входящих в альбом, содержит: основные цели использования, краткое описание диагностического материала, процедуру проведения, анализируемые показатели, возрастные особенности использования нормативов выполнения. Представлены 5 блоков обследования:
Исследование операциональных характеристик деятельности и психических функций.
Исследование особенностей зрительного восприятия.
Исследование сформированности невербального и вербально-логического мышления.
Исследование сформированности пространственных представлений.
Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.
Гаврилушкина О.П. «Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста» (3-4 года). Данный комплект создан в соответствии с психологической концепцией, предложенной Д.Б. Элькониным, положением Выготского Л.С. о двух уровнях психического развития.
Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию», «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». Пособие содержит материал для психолого-педагогического обследования детей (дошкольников и младших школьников). Полезен при изучении детей с пониженной обучаемостью, задержкой психического развития, умственно отсталых. Книга включает три пакета:
Пакет А содержит задания для изучения детей 3-5 лет,
Пакет Б содержит задания для изучения детей 5-7 лет,
Пакет В содержит задания для изучения детей 1-3 классов, испытывающих трудности в обучении.
Предлагаемые задания позволяют выявить сформированность таких качеств, как произвольность, опосредованность, восприятие детьми величины, формы, цвета, пространственных отношений, способность создавать целое из частей, знание родовых категорий, способность делать обобщения, понимание причинно-следственных зависимостей, закономерностей.
«Перечень диагностических методик, направленных на исследование интеллектуального компонента готовности к обучению в школе. Диагностический инструментарий». В данное методическое пособие входят следующие методики обследования детей:
«Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы». Цель: оценка кратковременной непроизвольной памяти.
Методика «Дорисовывание фигур». Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как способу образования новой целостности.
Тест «Керна – Иерасика».
Методика «Последовательность событий». Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Тест Витцлака "Способность к обучению в школе".
Методика "Домик". Задание позволяет выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Тест «Раскрась картинку». Цель: выявить у детей индивидуальные особенности принятия задачи, поставленной взрослым.
Методика «Графический диктант». Цель: выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.
Методика «Образец и правило». Направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты отражают уровень развития наглядно-образного мышления шестилетних детей.
Методика «Рисование бус». Цель: определение уровня сформированности навыков учебной деятельности.
Диагностика развития элементов логического мышления, самоконтроля и произвольного запоминания, речевого развития, осознанности восприятия и использования им речи, развития тонкой моторики и умения работать по образцу, а также на исследование личностного компонента готовности к обучению в школе, на взаимодействие с семьями.
Демонстрационный материал для обследования представлен следующими материалами:
1). Борисенко М.Г. «Диагностика развития ребенка 0-3 года», «Диагностика развития ребенка 4-5 лет», «Диагностика развития ребенка 5-7 лет». Это практическое руководство по тестированию, где подобран весь наглядный материал для диагностик. После каждого задания дается оценка выполнения задания.
2) «Наглядный материал для обследования детей» Стребелевой Е.А. является приложением к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».
3) «Диагностический альбом по обследованию математических представлений детей (3-7 лет) с ТНР». Альбом представляет иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования сформированности математических знаний детей дошкольного возраста с ТНР. Состоит из 4 блоков:
- диагностическое обследование детей в возрасте 3-4 лет с ТНР;
- диагностическое обследование детей в возрасте 4-5 лет с ТНР;
- диагностическое обследование детей в возрасте 5-6 лет с ТНР;
- диагностическое обследование детей в возрасте 6-7 лет с ТНР.
В каждом блоке даны задания по 7 направлениям: количество и счет, цифры и знаки, счетные действия, величина, ориентировка в пространстве, время, геометрические фигуры и тела. Представлена система оценивания.
4) С.Д.Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» - иллюстративный материал для обследования.
Ранее рассмотренные методические пособия предназначены для обследования детей разного дошкольного возраста, сделан краткий анализ методических пособий. Все методики учитывают возрастные особенности детей. Методический и практический материал, критерии оценивания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
Мной подготовлена презентация для обследования ребенка с ОВЗ 5-6 лет.