СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ материалов для обследования детей дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ материалов для обследования детей дошкольного возраста.»

Анализ материалов для обследования детей дошкольного возраста.

В методическом пособии Е.Ф. Архиповой «Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни» представлена развернутая клинико-психолого-педагогическая характеристика детей первого года жизни. Рассматриваются особенности поэтапного формирования психомоторного развития. Представлена скрининговая система обследования детей первого года жизни. Для детей, отстающих в психомоторном развитии, разработана система коррекционных мероприятий, включающая логопедический массаж, дыхательную и голосовую гимнастику, стимуляцию эмоционального, голосового и доречевого общения, способствующая развитию зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации и понимания речи. В книге описываются особенности психомоторного развития детей первого года жизни; представлены нормативы их развития, даны упражнения, направленные на стимуляцию моторной, зрительной, слуховой, эмоционально-коммуникативной и других функций, развитие доречевой активности, формирование предпосылок понимания речи. Кроме того, в пособии описаны способы обследования детей первого года жизни, даны приемы коррекционного развития детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии.

Для скрининг-обследования детей от 1-2 лет может быть применен тест психомоторного развития Гриффитс. Шкала оценки по Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по следующим параметрам: моторика, социальная адаптация, слух, речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре. Уровень развития определяется по сумме баллов. Оценка психомоторного развития производится по каждому параметру, в соответствии с возрастом ребенка. Используя шкалу психомоторного развития по Гриффитс можно выявить отставание определенных функций и спланировать корригирующие меры.

В пособии Стребелевой А.Е. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» предлагаются методики, которые направлены на изучение уровня познавательного развития детей раннего возраста 2-3 лет, дошкольного возраста 3-7 лет, позволяющие определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности. Разносторонность диагностирования познавательного развития детей позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия. В пособии даны методические рекомендации по проведению обследования, а также представлены критерии его оценки. Также в книге представлена методика обследования слуха говорящих, неговорящих детей, речевого развития. Методическое пособие отвечает всем основным требованиям современной специальной педагогики и психологии, предъявляемым к диагностике уровня психического развития по отношению к нормативным показателям паспортного возраста. Для каждого возраста разработано 10 заданий, подробно описана методика предъявления каждого задания, проведения обучающей помощи, что оценивается. Каждое задание оценивается по 4-балльной шкале, при оценке задания учитывается зона ближайшего развития ребенка. По результатам обследования ребенка можно отнести к одной из четырех групп, в пособии дается краткая характеристика каждой из них, на основании этого можно сделать вывод об уровне познавательной деятельности ребенка. К методическому пособию прилагается наглядный материал и диагностические наборы

В пособии Н.В. Серебряковой «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» предлагается методический материал, который ориентирован как на детей с проблемами в развитии, так и на детей с нормальным психическим и речевым развитием. Представлены материалы по обследованию психомоторного развития детей от 1-4 лет по следующим сферам: познавательная деятельность, крупная моторика, мелкая моторика, социально-эмоциональная сфера, самообслуживание в соответствии с возрастными этапами. В соответствии с возрастными этапами подбирается стимульный материал. Перечень стимульного материала с его описанием также представлен в пособии. Представлены образцы карт обследования развития психомоторного ребенка (5 мес. - 1г.10 мес., 1г.10 мес. - 3 года, 3-4 года), образцы речевых карт (2-4 года), карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития 2,5 - 4 г.). В приложении есть таблица показателей нервно-психического развития детей 2-3 года жизни), стадии речевого, познавательного развития детей разных возрастных этапов, последовательность формирования навыков мелкой моторики, навыков самообслуживания.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Методические рекомендации к Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребенка». В пособии представлена тактика проведения индивидуального обследования. Описание методик, входящих в альбом, содержит: основные цели использования, краткое описание диагностического материала, процедуру проведения, анализируемые показатели, возрастные особенности использования нормативов выполнения. Представлены 5 блоков обследования:

  1. Исследование операциональных характеристик деятельности и психических функций.

  2. Исследование особенностей зрительного восприятия.

  3. Исследование сформированности невербального и вербально-логического мышления.

  4. Исследование сформированности пространственных представлений.

  5. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций.

Гаврилушкина О.П. «Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста» (3-4 года). Данный комплект создан в соответствии с психологической концепцией, предложенной Д.Б. Элькониным, положением Выготского Л.С. о двух уровнях психического развития.

Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию», «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». Пособие содержит материал для психолого-педагогического обследования детей (дошкольников и младших школьников). Полезен при изучении детей с пониженной обучаемостью, задержкой психического развития, умственно отсталых. Книга включает три пакета:

Пакет А содержит задания для изучения детей 3-5 лет,

Пакет Б содержит задания для изучения детей 5-7 лет,

Пакет В содержит задания для изучения детей 1-3 классов, испытывающих трудности в обучении.

Предлагаемые задания позволяют выявить сформированность таких качеств, как произвольность, опосредованность, восприятие детьми величины, формы, цвета, пространственных отношений, способность создавать целое из частей, знание родовых категорий, способность делать обобщения, понимание причинно-следственных зависимостей, закономерностей.

«Перечень диагностических методик, направленных на исследование интеллектуального компонента готовности к обучению в школе. Диагностический инструментарий». В данное методическое пособие входят следующие методики обследования детей:

  • «Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы». Цель: оценка кратковременной непроизвольной памяти.

  • Методика «Дорисовывание фигур». Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как способу образования новой целостности.

  • Тест «Керна – Иерасика».

  • Методика «Последовательность событий». Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

  • Тест Витцлака "Способность к обучению в школе".

  • Методика "Домик". Задание позволяет выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

  • Тест «Раскрась картинку». Цель: выявить у детей индивидуальные особенности принятия задачи, поставленной взрослым.

  • Методика «Графический диктант». Цель: выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

  • Методика «Образец и правило». Направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты отражают уровень развития наглядно-образного мышления шестилетних детей.

  • Методика «Рисование бус». Цель: определение уровня сформированности навыков учебной деятельности.

  • Диагностика развития элементов логического мышления, самоконтроля и произвольного запоминания, речевого развития, осознанности восприятия и использования им речи, развития тонкой моторики и умения работать по образцу, а также на исследование личностного компонента готовности к обучению в школе, на взаимодействие с семьями.

Демонстрационный материал для обследования представлен следующими материалами:

1). Борисенко М.Г. «Диагностика развития ребенка 0-3 года», «Диагностика развития ребенка 4-5 лет», «Диагностика развития ребенка 5-7 лет». Это практическое руководство по тестированию, где подобран весь наглядный материал для диагностик. После каждого задания дается оценка выполнения задания.

2) «Наглядный материал для обследования детей» Стребелевой Е.А. является приложением к методическому пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста».

3) «Диагностический альбом по обследованию математических представлений детей (3-7 лет) с ТНР». Альбом представляет иллюстративный материал для проведения индивидуального обследования сформированности математических знаний детей дошкольного возраста с ТНР. Состоит из 4 блоков:

- диагностическое обследование детей в возрасте 3-4 лет с ТНР;

- диагностическое обследование детей в возрасте 4-5 лет с ТНР;

- диагностическое обследование детей в возрасте 5-6 лет с ТНР;

- диагностическое обследование детей в возрасте 6-7 лет с ТНР.

В каждом блоке даны задания по 7 направлениям: количество и счет, цифры и знаки, счетные действия, величина, ориентировка в пространстве, время, геометрические фигуры и тела. Представлена система оценивания.

4) С.Д.Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» - иллюстративный материал для обследования.

Ранее рассмотренные методические пособия предназначены для обследования детей разного дошкольного возраста, сделан краткий анализ методических пособий. Все методики учитывают возрастные особенности детей. Методический и практический материал, критерии оценивания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.

Мной подготовлена презентация для обследования ребенка с ОВЗ 5-6 лет.