Трансляция опыта
Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится по заданиям, составленным для муниципального этапа ― региональными предметно-методическими комиссиями «на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублѐнного уровня …» (п. 44 Порядка).
Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:
1. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний.
2. Сочетание заданий с кратким ответом и развѐрнутым ответом.
3. Представление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд, телеграмм-канал, смс, электронные письма и др.).
4. Опора на межпредметные связи в части заданий.
5. Принцип расширения изученного материала.
7. Учѐт возрастных особенностей участников олимпиады.
В результате выполнения олимпиадной работы, учащиеся допустили следующие ошибки: |
1.При установлении соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. (классификация объектов, самостоятельно выбор основания и критерии для классификации). |
2 Умение применять обществоведческие знания в процессе решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся. |
3 Анализ визуального изображения социальных объектов, социальных ситуаций. |
Классификация событий, понятий, явлений, дат и т. п.
Задание 1. Определение правильности и ошибочности утверждений Да или нет? Если вы согласны с утверждением, напишите: «Да», если не согласны – «Нет» (макс.- 5 баллов)
Знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии |
Верно -
Частично -
Не выполнено -
Задание 2. Работа с обществоведческими текстами:
1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (варианты: из данного списка; без приведенного списка).
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Заполните пропуски в тексте. – 6 баллов
Верно -
Частично -
Не выполнено -
Задания с кратким ответом, нацеленные на объяснение логического ряда событий, имѐн, понятий и т. п.
Задание 4. Определение лишнего в ряду Пример: Что является лишним в ряду? Обоснуйте свой выбор (макс.- 6 баллов)
Верно -
Частично -
Не выполнено -
Работа с иллюстративным рядом
Задание 5. Задания по работе с изобразительным рядом:
― опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с обществоведческими понятиями, теориями, социальными явлениями
Умение группировать приведённые изображения по определённым признакам
Верно -
Частично -
Не выполнено -
Задание 6, 7, 8, 9. Познавательные задачи:
― анализ правовой ситуации;
― рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа).
Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
Верно -
Частично -
Не выполнено -
Работа с таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведѐнных данных
Задание 10. Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания. (3 балла)
Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив
В стране Z социологической службой был проведен опрос группы родителей. Им был задан вопрос: «Кем бы Вы хотели видеть вашего ребенка в будущем?» Результаты опроса представлены в таблице.
Включены 2 задания (6 и 9) отражающие региональный компонент школьного курса обществознания. Содержание этих заданий может отражать темы, связанные с культурными достижениями, особенностями экономического, политического и социального развития региона.
Рекомендации:
детей
Изучать базовые понятия курса
Развивать образное мышление
Изучать теорию обществознания
коллег учителей
На уроках обществознания уделять больше времени изучению основных методов научного исследования, таких, как: анализ, синтез, систематизация, классификация, индукция, дедукция и другие, а также изучению базовых понятий, теоретических аспектов, изучаемых в курсе обществознания, используя правовые, экономические, политологические и другие дисциплины.