СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ методик проведения занятий в области дизайна

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В итоге прохождения педагогической практики студент должен вписаться в инновационный режим современных образовательных учреждений, быть ориентированным на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых методов и форм воспитания и обучения, быть готовым к экспериментально-поисковой, художественно-творческой работе, как с отдельным учеником, так и с аудиторией в целом.

Просмотр содержимого документа
«Анализ методик проведения занятий в области дизайна»

Занятия по предмету «Дизайн рекламы»
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

1 АНАЛИЗ МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА РЕКЛАМЫ 6

2 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 7

3 АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

ВВЕДЕНИЕ


В процессе педагогической практики были поставлены следующие основные цели и задачи:

- методические: владение методами и приемами работы с учащимися, умение осуществлять индивидуальный подход, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность и др.;

- диагностические: умение изучать личность ученика и педагога, условия и оснащенность педагогического процесса, педагогическую документацию, умение анализировать деятельность учащихся и учителя, умение разработать тест, умение определять уровень развития ученика, составлять психолого-педагогическую характеристику и др.;

- коммуникативные: умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение публично выступать, умение разрешать конфликтные ситуации, умение управлять своим поведением и настроением, умение четко и убедительно выражать свои мысли и др.;

-исследовательские: владение исследовательскими методами в профессиональной деятельности, умение изучать, обобщать передовой педагогический опыт, владение педагогической рефлексией и др.;

В итоге прохождения педагогической практики студент должен вписаться в инновационный режим современных образовательных учреждений, быть ориентированным на творчество, педагогическую импровизацию, поиск новых методов и форм воспитания и обучения, быть готовым к экспериментально-поисковой, художественно-творческой работе, как с отдельным учеником, так и с аудиторией в целом.


1 АНАЛИЗ МЕТОДИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА РЕКЛАМЫ

Метод обучения - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

По сложившейся традиции в педагогике методы обучения подразделяются на:

1. Словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала).

2. Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);

- Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

- Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения.

1. Пассивный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным.

2. Активный метод - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

3. Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Итак, интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе возникают определённые межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности.


2 МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ


Учебный план определяет качественные и количественные характеристики образовательной программы по специальности/профессии среднего профессионального образования: объёмные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень учебных дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; объёмные показатели подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации.

Методом составления учебных планов и программ является организация модульного обучения. В последние годы в этом направлении сделано множество разработок. Сущность модульного обучения заключается в том, чтобы максимально обособить отдельные блоки (модули) учебного материала. Каждый модуль при его изучении обеспечивает достижение некоторой дидактической цели. Учебный материал, охватываемый модулем, должен быть настолько законченным блоком, чтобы существовала возможность конструирования единого содержания из отдельных модулей без нарушения логичности изложения материала. Модульное обучение предусматривает максимум самостоятельной работы студента. Функции педагога при таком обучении все больше сводятся к консультативным. Цель разработок, ведущихся в этом направлении - создание гибкого содержания обучения с возможностью замены отдельных модулей.

Такое построение обучения имеет свои достоинства и недостатки. В качестве достоинств можно указать то, что достигается определенная гибкость обучения. Можно перемещать во времени отдельные блоки модули учебного материала без анализа их внешних связей, так как модули являются максимально обособленными и законченными структурами.

Значительным недостатком такой организации построения содержания обучения является то, что в модули помещается информация, не относящаяся непосредственно к изучаемой дисциплине. Причем, информация фундаментальных наук для данной специальности (в частности, для инженерного образования - математика, физика и другие общетехнические дисциплины) может дублироваться несколько раз в различных модулях. Это, конечно же, положительно влияет на качество усвоения материала, но значительно сокращает общий объем учебного материала, который можно преподнести студенту за срок его обучения в вузе. 


3 АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДИЗАЙН РЕКЛАМЫ

В ходе педагогической практики мною были посещены занятия подготовительных курсов, проводимые у абитуриентов по дисциплине «Композиция», в ходе которых было осуществлено наблюдение за учебным процессом и принято участие в занятии в качестве ассистента. Представлю произведенный мною анализ процессуальной стороны одного из занятий по дисциплине «Композиция», преподаватель:

Анализ просмотра учебного занятия

Форма, цель и задачи учебного занятия

Форма занятия – практическое, в ходе которого учащиеся отрабатывают навыки построения удачного композиционного и колористического решения, учатся осознано использовать основные художественные приемы.

Цель: освоение теоретических основ введения в профессию, формирование знаний о художественных приемах при создании композиции в технике аппликации.

Задачи:

Обучающие:

1. Создание эскизов к заданию.

2. Устный анализ созданных эскизов, выбор лучшего решения.

3. Составление композиции на ассоциативном восприятии

4. Создание конечного вида композиции в технике аппликации.

Развивающие:

1. Развить у студентов навык аккуратной работы в технике аппликации,

2. Развитие художественно-эстетического вкуса, ассоциативного мышления, аналитических навыков.

Воспитательные:

воспитание профессиональных качеств личности, самостоятельности и ответственности в работе.

План занятия:

1. Выбор картины;

2. Композиционный анализ;

3. Создание эскизов (стилизованный черно-белый и цветной);

4. Утверждение эскизов;

5. Выполнение работ.

Методы обучения: словесный (беседа, дискуссия) и наглядный (преподаватель использует материалы из методического фонда, показывая студентам примеры выполнения графических и аппликационных работ).

Положительные стороны занятия: преподаватель грамотно поясняет суть поставленной задачи, проводит конструктивный анализ эскизов студентов, дает полезные советы, показывает примеры работ, использует демократический стиль руководства, проблем с дисциплиной на занятии не выявлено.

Отрицательные стороны занятия: обсуждение работ студентов ведется обособлено.

Предложения по устранению (коррекции) недостатков:

Проводить вместо индивидуальных консультаций небольшие конференции, где каждый студент может увидеть работы своих коллег-одногруппников, услышать комментарии преподавателя по поводу их работ, понять ошибки других.

Собственная педагогическая деятельность на данном занятии в качестве ассистента преподавателя: консультация студентов на этапе выполнения эскизов.

Анализ педагогической деятельности: пояснение ошибок студентов и способов их исправления следует выражать более четко, необходимо работать в данном направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе педагогической практики был проведен анализ методик проведения занятий в области дизайна рекламы и на основе этого был разработан план учебного занятия для подгруппы абитуриентов.

Также, в процессе прохождения педагогической практики были приобретены теоретические знания и практические навыки педагогической работы в вузе, умения грамотно осуществлять учебно-методическую деятельность по планированию образования.

В результате прохождения практики были реализованы основные цели и задачи, а именно:

- методические;

- диагностические;

- коммуникативные;

- исследовательские.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Веселова Ю.В. Графический дизайн рекламы. Плакат [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Веселова Ю.В., Семёнов О.Г.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012.— 104 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44764.— ЭБС «IPRbooks»

2. Овчинникова Р.Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 070601 «Дизайн», 032401 «Реклама»/ Овчинникова Р.Ю.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 239 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52069.— ЭБС «IPRbooks»

3. Афанасьева А.Б. Методические указания по изучению дисциплины «Педагогическая практика» - СПб: ФГБОУВПО «СПГУПТД», 2016. – 29 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ



Методическая разработка плана урока по дисциплине: «Основы композиции».

В качестве ассистента преподавателя я приняла участие в занятии по дисциплине «Основы композиции» у абитуриентов.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о приемах стилизации в композиции, умений выполнять стилизацию форм окружающего мира.

Цели работы:

  • знакомство с понятиями основы композиции;

  • изучение области использования стилизованных изображений в технике аппликация, в современном искусстве и дизайне;

  • формирование профессиональных компетенций в процессе выполнения стилизации заданной формы;

  • анализ средств и законов композиции, используемых при стилизации.

  • развитие графических умений в процессе выполнения задания;

  • формирование композиционной грамотности.

  • формирование самостоятельности и творческой активности;

  • воспитание стремления к аккуратности, эстетичности в работе.

  • информационный (повторение теоретических знаний, разъяснение нового материала, демонстрация приемов);

  • репродуктивный (инструктаж к выполнению практической работы);

  • метод контроля (самоконтроль, контроль со стороны преподавателя).

Инструменты, материалы: эскиз, цветная бумага, ножницы, клей.

Наглядные пособия: Собранный материал об основных композиционных приемах, построенных с помощью простых геометрических фигур. Материал по цветоведению, где показаны основные свойства цвета, на цветом круге. Наглядные пособия можно увидеть на рисунке 1 и рисунке 2.

План работы:

  1. Организационная часть;

  2. Теория, объяснение того, что должно быть его результатом;

  3. Объяснение учебного материала, как работать над эскизом, основные приемы композиции, рассматривая на примерах;

  4. Практическая работа над эскизом;

  5. Консультация;

  6. Практическая работа, реализация эскиза с помощью цветной бумаги;

  7. Подведение итогов.

Ход проведения урока

  1. Организационная часть (5 минут)

  • приветствие;

  • сообщение темы и цели урока.

  1. Теория (30-35 минут)




Основные составляющие композиции

Динамика – это состояние в композиции, передающее движение. Динамику можно усилить, если добавить в плоскость композиции явные диагонали, момент кульминации изображаемого сюжета и т.д.

Нюанс – называют незначительные отличия элементов композиции по каким-либо свойствам.

Статика – это состояние покоя, равновесия зрительных сил в композиции.

Контраст – это резкая противоположность элементов композиции по форме, цвету и прочим признакам.

Ритм – равномерное чередование элементов, объемов, плоскостей.

Целостность – важный признак любой композиции. Это единство, общность всех элементов композиции с целью их восприятия как общей гармоничной структуры. Невозможно воспринимать композицию как сумму нескольких, самостоятельных частей.

Равновесие. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой.

Типы композиции.

1. Замкнутая композиция. Изображение в замкнутой композиции вписывается в раму таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как бы замыкалось на себе. Взгляд зрителя стремится с любого места композиции к центру. Есть наличие полей.

2. Открытая композиция. Имеет уходящие за пределы рамы детали. Она может быть сложной, но всегда уходящей от центра. Нередко и сам центр отсутствует, композиция складывается из множества мини-центров, заполняющих поле изображения.

3. Симметричная композиция. Основная черта симметричной композиции – равновесие. Строить симметричное изображение легко, достаточно только определить границы изображения и ось симметрии, затем повторить рисунок в зеркальном отражении.

4. Асимметричная композиция. Асимметричная композиция не содержит оси или точки симметрии, формотворчество в них свободнее, однако нельзя думать, что асимметричность снимает проблему уравновешенности.

5. Статичная композиция. Устойчивая, неподвижная, часто симметрично уравновешенная.

6. Динамичная композиция. Внешне неустойчивая, склонная к движению, асимметрии, открытости. 

Цветоведение

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Комплементарные или дополнительные цвета

Любые два цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга напротив друга друга, называются прямыми или истинными комплементарными (дополнительными) цветами. Добавляя немного одного дополнительного цвета в другой, мы естественным способом приглушаем первый. В результате получается множество прекрасных цветовых оттенков. Проведите линии через цветовой круг, двигаясь по часовой стрелке, и вы найдете все пары комплементарных цветов. Это еще одна открытая дверь в чудесный мир смешанных цветов. В нашем примере использованы кадмий оранжевый, кобальт синий и титановые белила.

  1. Закрепление теоретического материала на схемах и примерах (10 минут)

Работа с теоретическим материалом, который позволяет в процессе составления эскиза, обращаться к основным правилам.

  1. Практическая работа

Учащиеся определяются с выбором цветового решения композиции, выбирают главный, основной цвет. Преподаватель проводит индивидуальные консультации. Ученики начинают работать. Лучше всего ученикам напомнить о том, как правильно выполнять эскиз в цвете. Рекомендуется следующий алгоритм:

  • нахождение цветовых отношений;

  • проработка деталей;

  • обобщение, приведение изображения к колористической цельности, единству и выделение композиционного центра.

  1. Самостоятельная работа студентов (35-40 мин)

Выполнение творческого задания (композиция в технике аппликация вымышленное животное), с учетом всех требований:

  • Учет сохранности анатомической формы животных;

  • Умелое использование средств композиции;

  • Грамотная графическая подача стилизованного объекта.

  1. Подведение итогов (7-10 минут):

В конце занятия проводится анализ результатов работы. Дается материал, на следующее занятие.

Таким образом, в группе учащихся выявлены абитуриенты с различным уровнем подготовки. Это формирует индивидуальный подход в работе с учащимися. Абитуриенты, смогли узнать необходимую информацию у ассистентов. Также, в процессе занятия были приобретены теоретические знания и практические навыки. Ученики приобрели умения грамотно осуществлять творческую деятельность по составлению композиционной аппликации.

Рисунок 1 – ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок 2 – ПРИЛОЖЕНИЕ Б