Анализ работы кафедры учителей - словесников
МАОУ «Видновская гимназия» за 2016-2017 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности работы кафедры в школе, совершенствование уровня педагогического мастерства учителей.
Кафедра словесников работала над темой «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников».
Цель работы кафедры: повышение качества обучения учащихся на уроках русского языка, литературы, истории, обществознания, иностранного языка, искусства, музыки, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении школьников.
Задачи по ее решению:
1. Совершенствовать формы и методы системно-деятельностного подхода в обучении;
2. Применять деятельностно – развивающие технологии на уроках в целях развития ключевых компетенций учащихся;
3. Организовать обмен опытом среди членов кафедры.
В соответствии с целями и задачами работа кафедры учителей русского языка и литературы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
- Заседания кафедры. Семинары.
- Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта.
- Проведение школьных олимпиад и внеклассных мероприятий.
- Информационно-методическое обслуживание учителей - словесников.
- Повышение квалификации, педагогического мастерства.
- Аттестация работников.
- Участие в конкурсах и конференциях.
Это традиционные, но надежные формы организации работы кафедры. С их помощью осуществлялась реализация плана работы , использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, информационные, развивающие).
Для успешной работы в реализации научно-методической темы учителя использовали принципы воспитания творческих способностей личности:
- единства и оптимального сочетания управления индивидуальной работы и коллективной,
- единства и оптимального сочетания управления и самоуправления,
- единства и оптимального сочетания репродукции и проблемных методов,
- единства и оптимального сочетания рационального и эмоционального,
оптимальной трудности и проблемности организуемой деятельности
учащихся, новизны и разнообразия деятельности учащихся,
- единства образования, развития и воспитания, - сотрудничества ученика и
учителя, оптимизма веры в силы и способности ученика,
- поощрения успеха и доброжелательной критики недостатков.
Анализ тематики заседаний
В этом году кафедра строила свою работу на реализации системно - деятельностного подхода в обучении школьников.
В настоящее время коллектив вышел на новую для себя проблему: повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, роста профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях перехода на новое содержание образования, внедрения нового механизма оценки результатов учебной деятельности учащихся в условиях информатизации системы образования. Всё это содействует повышению качества образования в условиях информатизации системы образования.
Главной задачей учителей - словесников стало оказание поддержки педагогам в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования, оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников, удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников, создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников через курсы повышения квалификации ИКТ - компетентности (профессиональный уровень).
За 2016 - 2017 учебный год было проведено 7 методических заседаний по плану, на которых обсуждались текущие дела, спорные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся. Все запланированные мероприятия выполнены по плану и графикам.
На заседаниях кафедры обсуждались следующие вопросы:
- анализ планирования учебного материала, учебных программ;
- анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по предметам за 2016 – 2017 учебный год;
- организация подготовки и проведения школьных олимпиад и организация подготовки к районным олимпиадам по предметам гуманитарного цикла;
- организация подготовки и проведения итоговой аттестации, анализ и утверждение КИМов, норм оценивания работ;
- изучение работы учителей 4 класса, ознакомление с особенностями классного коллектива, организацией учебной деятельности учащихся 4 класса. Посещение уроков в 4 классе, проведение уроков учителями-предметниками будущих пятиклассников.
- требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно - деятельностного подхода в обучении школьников;
- анализ работы кафедры за 2016 – 2017 учебный год;
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях кафедры соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету
С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, учителя в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составили рабочие программы.
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), урок внеклассного чтения в 5 классе. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям Гостов.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.
Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2016-2017г. учителя кафедры работали над совершенствованием кабинетной системы(всего 6 кабинетов русского языка и литературы). Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций «Своя игра» .
Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари, справочники.
Вывод: в 2017-2018 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов. Необходимо докупить 40 школьных орфографических словарей, т.к. гимназия является ППЭ.
Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. За прошедший учебный год курсы повышения квалификации прошли:
За 2016-2017 г. прошли аттестацию:
Алябьева Н.П. и Николко Е.Н. – высшая квалификационная категория
Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. В течение года велась работа над темами, наработки внедрялись в учебный процесс. Одновременно собирался материал для сборника словесников № 3 по итогам года.
В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещения уроков.
Учителя – словесники всё больше используют в своей работе участие в заочных вебинарах, дистанционных курсах. Так, в 2016-2017 учебном году
Черкасова Т.М. и Николко Е.Н. в апреле 2017 года прошли обучение на дистанционных курсах под руководством председателя предметной комиссии по русскому языку Федерального значения по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования, которые станут опорой в подготовке к устному экзамену в 2018 году в основной школе по русскому языку(апробация второй волны будет проходить,как и в этом году, в октябре )
В 2016-2017 учебном году словесники- Акопова Н.А., Черкасова Т.М., Алябьева Н.П., Николко Е.Н. приняли участие в международном дистанционном модульном социально-образовательном проекте «Социальное здоровье нации» (Модуль Комплексная программа превенции детско-юношеской суицидности»), направленном на формирование базовых поведенческих компетенций обучающихся.
Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя кафедры имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей русского языка и литературы достаточно опытный и квалифицированный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию, вот уже третий год кафедра работает с молодыми специалистами (Кунавин Е.С.) и вновь прибывшими учителями( Лоскутова Е.В.)
В течение второго полугодия было организовано посещение уроков в 4 классах учителями предметниками с целью изучения опыта работы учителей 4 классов по новым ФГОС; ознакомление с особенностями классного коллектива, организацией учебной деятельности учащихся 4 классов. В III триместре организовано проведение уроков учителями-предметниками будущих пятиклассников, анализировали работы по русскому языку и литературному чтению.
Вывод: необходимо совершенствовать методику, технологию проведения уроков по ФГОСам, продолжить работу по адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено.
Анализ внеклассной деятельности кафедры
В течение учебного года учителя и учащиеся принимали активное участие в различных семинарах, конкурсах, проектах. Большую помощь в проведении такой работы оказывают клуб «Ключ», под руководством Алябьевой Н.П. и школьный историко-краеведческий музей «Молодая гвардия»(руководитель Николко Е.Н.) В таблице указана работа каждого учителя
ДубровскаяВ.И. | Литературная игра в рамках школьного Чемпионата | 9а,10а | 7=7чел. 1 место | |
| "Живая классика" Школьный | 10а | 4чел.1 победитель | |
| Проекты"Речевой портрет моего современника" | 9а Защита в других классах | 25чеп. | |
| Проекты "История сленга" | 10а | 20чел. | |
| "Веснушка"Муниципальный | | 2чел. | |
Алябьева Н.П. | Всероссийский конкурс "Читаем Лермонтова" | |
Алябьева Н.П. | Областной конкурс "Люблю тебя, мой край родной" | |
Алябьева Н.П. | Всероссийский конкурс "Читаем Бунина" | |
Алябьева Н.П. | Всероссийский конкурс сочинений, посвящённый Году кино | |
Алябьева Н.П. | Школьный тур предметных олимпиад | |
Алябьева Н.П. | Спектакль "Снежная королева", школьный | |
Алябьева Н.П. | Международный конкурс по русскому языку "Медвежонок" | |
Алябьева Н.П. | Международный конкурс по литературе "Пегас" | |
Алябьева Н.П. | Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по русскому языку | |
Алябьева Н.П. | Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по литературе | |
Алябьева Н.П. | Всероссийский конкурс чтецов "Живая классика" | |
Алябьева Н.П. | Районный конкурс чтецов "Зубовские чтения" | |
Алябьева Н.П. | Районный конкурс детского творчества "Веснушка", номинация "Художественное слово" | |
Алябьева Н.П. | Школьный конкурс по литературе "Своя игра" | |
Акопова Н.А. | "На благо Родины" | Международный литературный конкурс для детства и юношества | Цымбалова И., 7 А (учитель Акопова Н.А.) | 1 |
Акопова Н.А. | Литературная игра "Своя игра", 6-7 классы | Видновская гимназия | 6 А, 6 Б, 7 А (учитель Акопова Н.А.) | 18 |
Акопова Н.А. | Проект "Детское время" | Районный ИКТ | Цымбалова И. 7 А, Касенкова А. 6 Б (учитель Акопова Н.А.) | 2 |
| "Люблю тебя, мой край родной!" | Межрайонный литературный конкурс для детей и подростков Подмосковья | Цымбалова И. 7 А (проза), (учитель Акопова Н.А.) | 1 |
Акопова Н.А. | "Мой край, мой дом, моя семья" | Районный конкурс | Цымбалова И., 7 А (учитель Акопова Н.А.) | |
Акопова Н.А. | Конкурс "Пегас" | Международный игровой конкурс по литературе | 6 А, 6 Б, 7 А (учитель Акопова Н.А.) | 28 |
Акопова Н.А. | Конкурс "Медвежонок" | Международный игра-конкурс по языкознанию | 6 А, 6 Б, 7 А (учитель Акопова Н.А.) | 24 |
Акопова Н.А. | Литературный конкурс "Звёздное перо" | Областной конкурс | Касенкова А., 6 Б (учитель Акопова Н.А.) | 1 |
Акопова Н.А. | Поездка "Ясная Поляна", г. Тула (апрель) | Гимназия | 6 А, 6 Б, 7 А (учитель Акопова Н.А.) | 45 |
Акопова Н.А. | Театр, МХАТ "Сокровища Петера" | Гимназия | 6 А (учитель Акопова Н.А.) |
|
Лоскутова Е.В. | Прошла обучение по программе: «Комплексный анализ текста как компетентностный подход в системе подготовки обучающихся к написанию сочинения» в объеме 72 часов. | 31.01.-28.03.17гг. | АСОУ | |
Лоскутова Е.В. | "Социальное здоровье нации" (модуль "Комплексная программа превенции дутско-юношеской суицидальности" | 2016-1017гг | дистанционно | |
| | | | |
Открытый урок(дебаты) | "Молодежный сленг: за и против. Мое мнение". | 16.02.2017, ученики 5А класса,Скворцова С.А. | 29 | |
| "Молодежный сленг: за и против .Мое мнение". | 17.02.2017, ученики 5Г класса | 24 | |
Лоскутова Е.В, | | | | |
Открытый урок | Проведен открытый урок по литературе на тему Великой Отечественной войны «Дети войны». Ребята познакомились с биографиями пионеров-героев, прониклись темой мужества детей в нелегкое военное время. | 27.04.2017, ученики 5А класса ,Скворцова С.А., родители | 29 | |
Защита проекта | Учащиеся 5Г и 5В класса приняли активное участие в защите проекта «Зоя Космодемьянская. Подвиг, шагнувший в вечность». | 27.04.2017, 35, Николко Е.Н. | 9 | |
Проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла. Есть победители и призеры. Ежегодно становимся участниками научно-практических конференций, Зубовских чтений, Всероссийского конкурса «Живая классика»(третий год подряд гимназисты становятся победителями муниципального этапа: Барахвостова Валерия- 2015, Аникеева Алия - 2016)
Был отмечен повышенный интерес учащихся к проведению конкурсов, к творческим заданиям и к решению заданий повышенной сложности. В рамках подготовки учащихся к олимпиадам проводилась работа с учащимися в форме индивидуальных занятий и консультаций. Продолжая инициативу прошлого года в стенах гимназии был проведён Второй чемпионат команд «знатоков литературы»: победителей в этот раз определили по параллелям и наградили команды. Кунавин Е.С стал не только победителем районного и областного конкурса «Педагогическое начало», но и стал организатором Второго чемпионата литературы в гимназии. А созданием собственных сайтов занимаются и наши молодые коллеги Лоскутова и Кунавин Е.С.
Учителя кафедры – старшие эксперты по русскому языку и литературе в области(Алябьева Н.П., Дубровская В.И.,Ускова И.В.,Николко Е.Н., Черксова Т.М.)
В течение года проводилась проверка рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ. Рабочие тетради по русскому языку ведутся в соответствии с требованиями и согласно образовательным стандартам. Проверка тетрадей осуществляется своевременно.
Заседания кафедры проводились по плану, все педагоги принимали активное участие в работе.
Работу кафедры учителей русского языка и литературы в 2016-2017 учебном году можно признать удовлетворительной.
Зав.кафедрой учителей русского языка и литературы Е.Н.Николко
8