СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ методической работы кафедры словесников (2017)

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В анализе

Цель анализа: определение уровня продуктивности работы кафедры  в школе, совершенствование уровня педагогического мастерства учителей.

Кафедра словесников работала над темой «Реализация системно-деятельностного подхода  в обучении школьников».

Цель работы кафедры: повышение качества обучения учащихся на уроках русского языка, литературы,  истории, обществознания, иностранного языка, искусства, музыки, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении школьников.

Просмотр содержимого документа
«Анализ методической работы кафедры словесников (2017)»

Анализ работы кафедры учителей - словесников

МАОУ «Видновская гимназия» за 2016-2017 учебный год

Цель анализа: определение уровня продуктивности работы кафедры в школе, совершенствование уровня педагогического мастерства учителей.

Кафедра словесников работала над темой «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении школьников».

Цель работы кафедры: повышение качества обучения учащихся на уроках русского языка, литературы, истории, обществознания, иностранного языка, искусства, музыки, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении школьников.

Задачи по ее решению:

1. Совершенствовать формы и методы системно-деятельностного подхода в обучении;

2. Применять деятельностно – развивающие технологии на уроках в целях развития ключевых компетенций учащихся;

3. Организовать обмен опытом среди членов кафедры.

В соответствии с целями и задачами работа кафедры учителей русского языка и литературы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

- Заседания кафедры. Семинары.

- Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта.

- Проведение школьных олимпиад и внеклассных мероприятий.

- Информационно-методическое обслуживание учителей - словесников.

- Повышение квалификации, педагогического мастерства.

- Аттестация работников.

- Участие в конкурсах и конференциях.

Это традиционные, но надежные формы организации работы кафедры. С их помощью осуществлялась реализация плана работы , использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, информационные, развивающие).

Для успешной работы в реализации научно-методической темы учителя использовали принципы воспитания творческих способностей личности:

- единства и оптимального сочетания управления индивидуальной работы и коллективной,

- единства и оптимального сочетания управления и самоуправления,

- единства и оптимального сочетания репродукции и проблемных методов,

- единства и оптимального сочетания рационального и эмоционального,

оптимальной трудности и проблемности организуемой деятельности

учащихся, новизны и разнообразия деятельности учащихся,

- единства образования, развития и воспитания, - сотрудничества ученика и

учителя, оптимизма веры в силы и способности ученика,

- поощрения успеха и доброжелательной критики недостатков.



Анализ тематики заседаний

В этом году кафедра строила свою работу на реализации системно - деятельностного подхода в обучении школьников.

В настоящее время коллектив вышел на новую для себя проблему: повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, роста профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях перехода на новое содержание образования, внедрения нового механизма оценки результатов учебной деятельности учащихся в условиях информатизации системы образования. Всё это содействует повышению качества образования в условиях информатизации системы образования.

Главной задачей учителей - словесников стало оказание поддержки педагогам в освоении и введении в действие государственных образовательных стандартов общего образования, оказание помощи в развитии творческого потенциала педагогических работников, удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников, создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических работников через курсы повышения квалификации ИКТ - компетентности (профессиональный уровень).

За 2016 - 2017 учебный год было проведено 7 методических заседаний по плану, на которых обсуждались текущие дела, спорные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся. Все запланированные мероприятия выполнены по плану и графикам.

На заседаниях кафедры обсуждались следующие вопросы:

- анализ планирования учебного материала, учебных программ;

- анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по предметам за 2016 – 2017 учебный год;

- организация подготовки и проведения школьных олимпиад и организация подготовки к районным олимпиадам по предметам гуманитарного цикла;

- организация подготовки и проведения итоговой аттестации, анализ и утверждение КИМов, норм оценивания работ;

- изучение работы учителей 4 класса, ознакомление  с особенностями классного коллектива, организацией учебной деятельности учащихся 4 класса. Посещение уроков в 4 классе, проведение уроков учителями-предметниками будущих пятиклассников.

- требования к современному уроку. Формирование УУД как условие реализации системно - деятельностного подхода в обучении школьников;

- анализ работы кафедры за 2016 – 2017 учебный год;

Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях кафедры соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.



Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету

С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, учителя в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составили рабочие программы.

Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), урок внеклассного чтения в 5 классе. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям Гостов.

Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.



Работа по созданию методической базы кабинетов



В 2016-2017г. учителя кафедры работали над совершенствованием кабинетной системы(всего 6 кабинетов русского языка и литературы). Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.

Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций «Своя игра» .

Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари, справочники.

Вывод: в 2017-2018 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов. Необходимо докупить 40 школьных орфографических словарей, т.к. гимназия является ППЭ.





Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.

Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. За прошедший учебный год курсы повышения квалификации прошли:

За 2016-2017 г. прошли аттестацию:

Алябьева Н.П. и Николко Е.Н. – высшая квалификационная категория

Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. В течение года велась работа над темами, наработки внедрялись в учебный процесс. Одновременно собирался материал для сборника словесников № 3 по итогам года.

В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещения уроков.

Учителя – словесники всё больше используют в своей работе участие в заочных вебинарах, дистанционных курсах. Так, в 2016-2017 учебном году

Черкасова Т.М. и Николко Е.Н. в апреле 2017 года прошли обучение на дистанционных курсах под руководством председателя предметной комиссии по русскому языку Федерального значения по вопросам совершенствования единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования, которые станут опорой в подготовке к устному экзамену в 2018 году в основной школе по русскому языку(апробация второй волны будет проходить,как и в этом году, в октябре )

В 2016-2017 учебном году словесники- Акопова Н.А., Черкасова Т.М., Алябьева Н.П., Николко Е.Н. приняли участие в международном дистанционном модульном социально-образовательном проекте «Социальное здоровье нации» (Модуль Комплексная программа превенции детско-юношеской суицидности»), направленном на формирование базовых поведенческих компетенций обучающихся.

Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя кафедры имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей русского языка и литературы достаточно опытный и квалифицированный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию, вот уже третий год кафедра работает с молодыми специалистами (Кунавин Е.С.) и вновь прибывшими учителями( Лоскутова Е.В.)

В течение второго полугодия было организовано посещение уроков в 4 классах учителями предметниками с целью изучения опыта работы учителей 4 классов по новым ФГОС; ознакомление  с особенностями классного коллектива, организацией учебной деятельности учащихся 4 классов. В III триместре организовано проведение уроков учителями-предметниками будущих пятиклассников, анализировали работы по русскому языку и литературному чтению.

Вывод: необходимо совершенствовать методику, технологию проведения уроков по ФГОСам, продолжить работу по адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено.



Анализ внеклассной деятельности кафедры

В течение учебного года учителя и учащиеся принимали активное участие в различных семинарах, конкурсах, проектах. Большую помощь в проведении такой работы оказывают клуб «Ключ», под руководством Алябьевой Н.П. и школьный историко-краеведческий музей «Молодая гвардия»(руководитель Николко Е.Н.) В таблице указана работа каждого учителя

ДубровскаяВ.И.

Литературная игра в рамках школьного Чемпионата

9а,10а

7=7чел. 1 место


 

"Живая классика" Школьный

10а

4чел.1 победитель


 

Проекты"Речевой портрет моего современника"

9а Защита в других классах

25чеп.


 

Проекты "История сленга"

10а

20чел.


 

"Веснушка"Муниципальный

 

2чел.


Алябьева Н.П.

Всероссийский конкурс "Читаем Лермонтова"


Алябьева Н.П.

Областной конкурс "Люблю тебя, мой край родной"


Алябьева Н.П.

Всероссийский конкурс "Читаем Бунина"


Алябьева Н.П.

Всероссийский конкурс сочинений, посвящённый Году кино


Алябьева Н.П.

Школьный тур предметных олимпиад


Алябьева Н.П.

Спектакль "Снежная королева", школьный


Алябьева Н.П.

Международный конкурс по русскому языку "Медвежонок"


Алябьева Н.П.

Международный конкурс по литературе "Пегас"


Алябьева Н.П.

Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по русскому языку


Алябьева Н.П.

Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием по литературе


Алябьева Н.П.

Всероссийский конкурс чтецов "Живая классика"


Алябьева Н.П.

Районный конкурс чтецов "Зубовские чтения"


Алябьева Н.П.

Районный конкурс детского творчества "Веснушка", номинация "Художественное слово"


Алябьева Н.П.

Школьный конкурс по литературе "Своя игра"


Акопова Н.А.

"На благо Родины"

Международный литературный конкурс для детства и юношества

Цымбалова И., 7 А (учитель Акопова Н.А.)

1

Акопова Н.А.

Литературная игра "Своя игра", 6-7 классы

Видновская гимназия

6 А, 6 Б, 7 А (учитель Акопова Н.А.)

18

Акопова Н.А.

Проект "Детское время"

Районный ИКТ

Цымбалова И. 7 А, Касенкова А. 6 Б (учитель Акопова Н.А.)

2


"Люблю тебя, мой край родной!"

Межрайонный литературный конкурс для детей и подростков Подмосковья

Цымбалова И. 7 А (проза), (учитель Акопова Н.А.)

1

Акопова Н.А.

"Мой край, мой дом, моя семья"

Районный конкурс

Цымбалова И., 7 А (учитель Акопова Н.А.)

 

Акопова Н.А.

Конкурс "Пегас"

Международный игровой конкурс по литературе

6 А, 6 Б, 7 А (учитель Акопова Н.А.)

28

Акопова Н.А.

Конкурс "Медвежонок"

Международный игра-конкурс по языкознанию

6 А, 6 Б, 7 А (учитель Акопова Н.А.)

24

Акопова Н.А.

Литературный конкурс "Звёздное перо"

Областной конкурс

Касенкова А., 6 Б (учитель Акопова Н.А.)

1

Акопова Н.А.

Поездка "Ясная Поляна", г. Тула (апрель)

Гимназия

6 А, 6 Б, 7 А (учитель Акопова Н.А.)

45

Акопова Н.А.

Театр, МХАТ "Сокровища Петера"

Гимназия

6 А (учитель Акопова Н.А.)




Лоскутова Е.В.

Прошла обучение по программе: «Комплексный анализ текста как компетентностный подход в системе подготовки обучающихся к написанию сочинения» в объеме 72 часов.

31.01.-28.03.17гг.

АСОУ


Лоскутова Е.В.

"Социальное здоровье нации" (модуль "Комплексная программа превенции дутско-юношеской суицидальности"

2016-1017гг

дистанционно







Открытый урок(дебаты)

"Молодежный сленг: за и против. Мое мнение".

16.02.2017, ученики 5А класса,Скворцова С.А.

29


 

"Молодежный сленг: за и против .Мое мнение".

17.02.2017, ученики 5Г класса

24


 Лоскутова Е.В,

 

 

 


Открытый урок

Проведен открытый урок по литературе на тему Великой Отечественной войны «Дети войны». Ребята познакомились с биографиями пионеров-героев, прониклись темой мужества детей в нелегкое военное время.

27.04.2017, ученики 5А класса ,Скворцова С.А., родители

29


Защита проекта

Учащиеся 5Г и 5В класса приняли активное участие в защите проекта «Зоя Космодемьянская. Подвиг, шагнувший в вечность».

27.04.2017, 35, Николко Е.Н.

9






Проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла. Есть победители и призеры. Ежегодно становимся участниками научно-практических конференций, Зубовских чтений, Всероссийского конкурса «Живая классика»(третий год подряд гимназисты становятся победителями муниципального этапа: Барахвостова Валерия- 2015, Аникеева Алия - 2016)

Был отмечен повышенный интерес учащихся к проведению конкурсов, к творческим заданиям и к решению заданий повышенной сложности. В рамках подготовки учащихся к олимпиадам проводилась работа с учащимися в форме индивидуальных занятий и консультаций. Продолжая инициативу прошлого года в стенах гимназии был проведён Второй чемпионат команд «знатоков литературы»: победителей в этот раз определили по параллелям и наградили команды. Кунавин Е.С стал не только победителем районного и областного конкурса «Педагогическое начало», но и стал организатором Второго чемпионата литературы в гимназии. А созданием собственных сайтов занимаются и наши молодые коллеги Лоскутова и Кунавин Е.С.

Учителя кафедры – старшие эксперты по русскому языку и литературе в области(Алябьева Н.П., Дубровская В.И.,Ускова И.В.,Николко Е.Н., Черксова Т.М.)

В течение года проводилась проверка рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ. Рабочие тетради по русскому языку ведутся в соответствии с требованиями и согласно образовательным стандартам. Проверка тетрадей осуществляется своевременно.

Заседания кафедры проводились по плану, все педагоги принимали активное участие в работе.

Работу кафедры учителей русского языка и литературы в 2016-2017 учебном году можно признать удовлетворительной.

Зав.кафедрой учителей русского языка и литературы Е.Н.Николко

8