Анализ МО начальных классов МБОУ СОШ с. Вал
за 2016-2017 учебный год
В 2016 - 2017 учебном году начальная школа работала по теме "Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания, реализующих стандарты второго поколения".Работа МО была направлена на решение основной задачи - достижение высокого уровня преподавания, изучения и внедрения в практику новых технологий, систем и методов обучения.
Цель работы методического объединения - обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно – ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.
Основные задачи, которые были поставлены перед коллективом на 2016/2017учебный год:
1. Продолжить внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.
2. Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
3. Продолжить работу с одаренными детьми по участию в олимпиадах и конкурсах всероссийского международного значения.
4. Совершенствовать формы и методы работы со слабоуспевающими детьми.
5. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
6. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
7. Продолжить работу по реализации принципа индивидуального личностно-ориентированного подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.
8. Повышение профессионального уровня педагогов МО через углубленную работу по избранной теме самообразования, изучение педагогической и методической литературы, прохождение курсов повышения квалификации, внедрение в учебныйпроцесс инновационных технологий, аттестацию педагогов, участие учителей в творческих и профессиональных конкурсах.
9. Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, портфолио).
Ожидаемые результаты работы:
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:
обновлять содержание и качество образования в условиях реализации образовательной программы.
производить отбор методов, средств, приёмов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
продолжать накапливать дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;
создать оптимальные условия для развития творческих индивидуальных способностей учащихся;
формировать навыки самостоятельной учебной деятельности с привлечением информационно-коммуникативных технологий.
уделить внимание изучению и внедрению форм и методов работы по повышению качества знаний (общественные смотры знаний, предметные олимпиады, работа факультативов, экскурсий и т. д.)
осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся;
принимать активное участие в школьных, районных семинарах-практикумах, конференциях, а также в районных и всероссийских конкурсах.
В начальных классах на 1 сентября 2016 года обучалось 27 человек, на конец учебного года – 28 человек. Обучение велось по программе 1 – 4 по УМК «Перспектива». Рабочие программы были разработаны учителями: Кравец А.И., Моховой Г.Г., Голда М.К. и Губарь Е.В. на основе Основной образовательной программы начального общего образования и авторских программ УМК «Перспектива».
Коллектив учителей начальной школы в этом году состоит из 4 человек. Из них имеют: высшее педагогическое образование 2 человек, среднее – профессиональное образование - 2 человека. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения в начальном звене, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требуют от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации.
С целью совершенствования технологии организации и проведения современного урока в начальной школе, изучения опыта работы коллег, обмена опытом по вопросам преподавания отдельных предметов в начальной школе было организовано взаимопосещение уроков учителей начальных классов. В течение года учителя посетили 3 урока и 2 занятия по внеурочной деятельности. Открытые уроки по теме «Звуки [п] [п]. Буква П п» Губарь Е.В. – 1класс, « Местоимение» Голда М. К. – 3 класс, «Сутки. Час.» Мохова Г.Г.. – 2 класс, занятие «В мире насекомых» (Юный эколог) Мохова Г.Г., занятие « Брейн-ринг» (Эрудит) Кравец А.И.
Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей начальных классов является участие в заседаниях методического объединения. Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено шесть заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания. С темой: «Воспитательная работа: поиски, находки, успехи», «Как разрешить конфликты, возникающие между детьми» выступила Голда М.К., с темой: «Организация дифференцированной работы на уроках математики» выступила Мохова Г.Г., тему: «Условия формирования устойчивой учебной мотивации и готовность к переходу на вторую ступень обучения» раскрыла Кравец А.И. На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом.
Внеурочная деятельность организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, социальное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса. По итогам учебного года педагоги представляли отчеты об организации внеурочной деятельности учащихся. В своих отчетах педагоги анализировали проделанную работу, вносили свои предложения и рекомендации по организации внеурочной деятельности среди учащихся начальной школы.
Каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений. Так, например, Кравец А.И. подготовила сообщение и методические рекомендации по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения»; Губарь Е.В. - «Развитие УУД во внеурочной деятельности».
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. Это научно-исследовательские конференции, олимпиады, праздники, соревнования, конкурсы и т.д.
Регулярно ведётся работа по повышению познавательного интереса у учащихся, вовлечение их в интеллектуальные олимпиады, конкурсы.
Рейтинг участия учеников и учителей начальных классов в конкурсах, олимпиадах
за 2016-2017 учебный год
Название конкурса | Кол-во участников | Результаты | Руководитель |
Районный уровень |
Районные предметные олимпиады | 3 класс 1.Горелов Б. 2.Мутигуллина Н. 3.Кириллова В 4 класс 1.Гадылова С. | 2 место 3 место 3 место 3 место | Голда М.К. Кравец А.И. |
Районный конкурс чтецов «Живая классика» 1 и 4 классы | 1 класс 1.Тэн Алиса 2. Мохова А. 4 класс 1.Гадылова с. | 2 место Участие Участие | Губарь Е.В. Кравец А.И. |
Районный творческий конкурс «Золотая осень» | 1 класс 1. Поддубная Л. 2.Тен А. 2 класс 1.Новиков А. 2.Баннов Я. 3.Иннокентьев В. 3 класс 1.Горелов Б. 2.Ткачук С. 4 класс 1.Гадылова С. 2. Митькин Р. | 1 место Благодарность | Губарь Е.В. Мохова Г.Г. Голда М.К. Кравец А.И. |
Районный творческий конкурс «Новогодняя игрушка» | 1 класс 1.Ткачук М. 2.Поддубная Л. 2 класс 1.Зайцев Е. 2.Лоскутникова Е. 3.Баннов Я. 4.Цикрик А. 3 класс 1.Горелов Б. 2.Кириллова С. 3.Горошко Р. 4 класс 1.Гадылова С. 2. Митькин Р. | 1 место 2 место | Губарь Е.В. Мохова Г.Г. Голда М.К. Кравец А.И. |
Районная научно-исследовательская конференция младших школьников | 3 класс 1.Горелов Б. | 1 место | Голда М.К. |
Всероссийский уровень. Дистанционные олимпиады. |
IV Всероссийская олимпиада «Меридиан» | Математика 1 класс 1.Мохова А. 2.Поддубная Л. 3.Ткачук М. 4.Тен А. 2 класс 1.Базаркин С. 2.Быстрицкая А. 3.Баннов Я. 4.Зайцев Е. 5.Цикрик А. 6.Новиков А. 7. Лоскутникова Л. 4 класс 1.Гадылова С. 3. Митькин Р Окружающий мир 2 класс 1.Базаркин С. 2.Быстрицкая А. 3.Новиков А. 4. Иннокентьев В. Литературное чтение 2 класс 1. Базаркин С. 2.Топорова Е. 3.Лоскутникова Е. | Участие 1 степень 1 степень 3 степень 1 степень 3 степень 3 степень 2 степень Участие 2 степень Участие Участие 3 степень 3 степень 2 степень | Губарь Е.В. Мохова Г.Г. Кравец А.И. Мохова Г.Г. Мохова Г.Г. |
Всероссийский конкурс «Познание и творчество.» «Весенняя эстафета» | 1 класс Азы математики. Игры слов. Основы безопасности жизнидеятельности 1.Тен А Ростки таланта. Азы математики 2.Ткачук М. 2 класс Ростки таланта (математика) 1.Базаркин С. Литературный кроссворд. Я знаю русский язык (1-2 класс) 2.Борисова Я. Подготовка к мини-ЕГЭ (1-2 класс) 3.Быстрицкая А. Мои любимые книги. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. 4.Топорова Е. | Идёт проверка Идёт проверка Лауреат, 1 место Идёт проверка Лауреат, 1 место Идёт проверка Идёт проверка Лауреат, 1 место Идёт проверка Идёт проверка | Губарь Е.В. Мохова Г.Г. |
В течении учебного года в начальных классах были организованы и проведены спортивное соревнование «Весёлые старты», «Папа, мама, я – дружная семья», «Праздник Осени», «А, ну-ка мальчики», «Мамин праздник», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Прощание с АЗБУКОЙ», акция «День птиц».
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.
В методическом объединении успешно проводится стартовый и итоговый контроль по всем предметам.
Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам нацелены на отработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.
Изучению состояния преподавания русского языка и математики в начальных классах способствовало проведение педагогической экспертизы через диагностический анализ контрольных работ, мониторинги уровня обученности и качества знаний, учет ошибок, допущенных в контрольных работах.
Результаты учебной деятельности за 2016-2017 учебный год
Учитель класс | Всего обучающихся | На «5» | На «4» и «5» | С одной «3» | Не успевают | % успеваемости | % качества |
Губарь Е.В. 1 класс | 6 | - | - | - | 1 | - | - |
Мохова Г.Г. 2 класс | 12 | | 8 | 1 | | 100 | 67 |
Голда М.К. 3 класс | 8 | 1 | 3 | | 1 | 87,5 | 50 |
Кравец А.И. 4 класс | 2 | | | | | 100 | |
Учителям следует систематически и последовательно осуществлять контроль за умением, навыками и знаниями учащихся с усложнением содержания и приемов проверки, а также в проверочные работы и задания включать материал повторительного характера, тесно связанный с изучаемой темой и ранее изученным.
В 4 классе был проведен мониторинг итоговых проверочных работ по следующим предметам:
Предмет | Средний балл | Качество знаний | Успеваемость |
Русский язык | 4 | 50 | 100 |
Математика | 4 | 100 | 100 |
Окружающий мир | 3.5 | 50 | 100 |
В течение года проводился контроль техники чтения учащихся 1-4 классов.
Из анализа результатов техники чтения учащихся начальных классов следует, что необходимо продолжить работу над совершенствованием техники чтения учащихся, доведя ее до оптимального уровня (чтение со скоростью разговорной речи 120-150 сов в минуту).
Проверка сформированности у учащихся 1 ступени обучения навыков чтения выявила:
-из 28 учащихся 1-4 классов читают выше нормы 14уч. -50%;
- ниже нормы – 7 уч. -25 %;
- 60% учащихся выразительно читают тексты, 90% - осознанно.
Из этого следует сделать вывод, что необходимо разнообразить упражнения на развитие навыков чтения, развития речи, вести работу, направленную на развитие правильности чтения. Необходимо больше внимания уделять самостоятельному чтению на уроке, словарной работе, индивидуальной работе со словами сложной структуры, развивать артикуляционный аппарат, вести работу с родителями в этом направлении.
Результаты обучения во всех классах признаны удовлетворительными. Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы МО практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов. На заключительном заседании были определены задачи на 2017-2018 учебный год:
Изучать педагогические потребности учителей посредством диагностики и мониторинга образовательного процесса в школе.
Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала
Продолжать работу по выявлению «одаренных» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала, стимулируя творческую деятельность учащихся.
Обеспечить оперативное информирование педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных технологиях, передовом опыте с целью внедрения в практику своей работы.
Руководитель МО начальных классов Мохова Г.Г.