Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ направлений и тем итогового сочинения по рассказу И.С. Бунина "Господин из Сан-Франциско"»
И.А. Бунин
«Господин из Сан-Франциско»
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
- 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
- Внутренний мир и личностные качества главного героя рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» можно охарактеризовать как пустые и омертвевшие . У героя нет ничего внутреннего: ни чувств, ни желаний, ни духовных ценностей. Он бессмысленно прожил годы, стремясь только к обогащению.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
- Почти каждый персонаж думает только о себе. Как сам господин из Сан-Франциско, так и люди вокруг него, ни разу не задумались над судьбой или чувствами другого человека.
- Нравственные идеалы в произведении заключаются в необходимости не цепляться за материальные ценности , не ставить во главу угла наживные богатства, а ценить в себе человеческую душу. Ведь после смерти душа — это всё, что остаётся у человека, а память о ней — всё, что останется на земле.
1.3. Познание человеком самого себя
- Предприниматель, у которого, на первый взгляд, есть всё: в его подчинении целая финансовая империя, он баснословно богат и всеми уважаем, а ещё у него «образцовая» семья — жена и дочь, безукоризненно ведущие себя в светском обществе.
- Однако за всю жизнь господин из Сан-Франциско, кажется, не позволил себе никакой безобидной «глупости»: не сделал ничего, что свойственно живому человеку. Год за годом он играл жуткую роль, которую навязало ему общество, — и, что самое страшное, так этого и не осознал.
1.4. Свобода человека и ее ограничения
- Главный герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» считал себя свободным от обязанностей перед обществом . Он был уверен, что, заработав достаточно денег и заслужив уважение влиятельных людей, уже не должен задумываться о каких-либо обязательствах.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
- 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
- В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» семейные ценности и отношения между главным героем и его близкими держатся на финансовом аспекте .
- Пока всё идёт идеально, их можно принять за хороших людей, но как только в путешествие вмешивается неприятность, на поверхность тут же всплывают семейные дрязги и взаимное отчуждение. Автор показывает, что в обществе, одержимом деньгами, нет места настоящим семейным ценностям.
2.2. Человек и общество
Человек и общество показаны через символические образы :
- Символ общества — океанский пароход «Атлантида», на котором плывёт в Европу безымянный миллионер. Атлантида — затонувший легендарный континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.
- Пароход служит моделью человеческого общества . Его трюмы и палубы — слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего «на громадный отель со всеми удобствами», размеренно протекает жизнь богатых, достигших полного «благополучия».
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Тема Родины и государства не раскрывается , но есть информация о гражданской позиции человека.
- Сан-Франциско в произведении становится олицетворением условного места , где живут люди, превыше всего ставящие погоню за деньгами и успехом в делах. На это указывает и название океанского лайнера — «Атлантида».
- Главная мысль рассказа — это необходимость смирения человеческой гордыни . Нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, отпущенным свыше, ведь в любой момент нить жизни может оборваться навсегда, а планы — так и остаться планами.
3. Природа и культура в жизни человека
- 3.1. Природа и человек 3.2. Наука и человек 3.3. Искусство и человек 3.4 Язык и языковая личность
3.1. Природа и человек
- Природа противопоставляется человеку . Если на палубе парохода «Атлантида» радость и веселье, то за бортом — бушующий океан. Природа не принимает буржуазное фальшивое общество.
- Бунин говорит о том, что строгая регламентация жизни может быть нарушена стихийными явлениями природы. Неведомая господину стихийность не признаёт ни графиков, ни заранее построенных планов.
- В то же время природа сопоставляется с настроением главного героя . Пейзаж в рассказе часто меняется и сопоставляется с настроением героя.
3.3. Искусство и человек
- Искусство и человек связаны через неспособность главного героя оценить красоту Италии и вдохновлённые ею достижения человеческого гения .
- Господин из Сан-Франциско не ощущает внутренней потребности любоваться прекрасной природой, памятниками искусства и архитектуры, так как это требует сотворчества, духовной работы. Для него осмотр музеев и церквей вызывает только скуку.
Темы по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека »
- Нужно ли стремиться понять себя?
- Какую жизненную цель можно назвать благородной?
- Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
- Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
- В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
- Чем путешествие может обогатить человека?
- Достижима ли гармония чувства и разума?
- Временное и вечное в нашей жизни.
- Какие чувства нужно смирять, чтобы не навредить себе и окружающим?
Темы по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека »
- Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- Какова судьба гордого человека в обществе?
- Память о каких людях не меркнет с годами?
- Может ли человек полноценно жить вне общества?
- Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»?
- Главное в жизни – это карьера. Вы согласны?
- Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
Темы по направлению «Природа и культура в жизни человека»
- Почему в литературе (искусстве) так часто изображают море и горы?
- Чему человек может научиться у природы?
- Почему общение с природой важно для человека?
- Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»?
- Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя?
- Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?