СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализ направлений и тем итогового сочинения по рассказу И.С. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ направлений и тем итогового сочинения по рассказу И.С. Бунина "Господин из Сан-Франциско"»

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

И.А. Бунин

«Господин из Сан-Франциско»

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека  1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества.  1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.  1.3. Познание человеком самого себя.  1.4. Свобода человека и ее ограничения

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека

  • 1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества. 1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом. 1.3. Познание человеком самого себя. 1.4. Свобода человека и ее ограничения
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества Внутренний мир и личностные качества главного героя рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»  можно охарактеризовать как  пустые и омертвевшие . У героя нет ничего внутреннего: ни чувств, ни желаний, ни духовных ценностей. Он бессмысленно прожил годы, стремясь только к обогащению. 

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

  • Внутренний мир и личностные качества главного героя рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»  можно охарактеризовать как  пустые и омертвевшие . У героя нет ничего внутреннего: ни чувств, ни желаний, ни духовных ценностей. Он бессмысленно прожил годы, стремясь только к обогащению. 
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом Почти каждый персонаж думает только о себе. Как сам господин из Сан-Франциско, так и люди вокруг него, ни разу не задумались над судьбой или чувствами другого человека.  Нравственные идеалы  в произведении заключаются в необходимости  не цепляться за материальные ценности , не ставить во главу угла наживные богатства, а ценить в себе человеческую душу. Ведь после смерти душа — это всё, что остаётся у человека, а память о ней — всё, что останется на земле. 

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

  • Почти каждый персонаж думает только о себе. Как сам господин из Сан-Франциско, так и люди вокруг него, ни разу не задумались над судьбой или чувствами другого человека. 
  • Нравственные идеалы  в произведении заключаются в необходимости  не цепляться за материальные ценности , не ставить во главу угла наживные богатства, а ценить в себе человеческую душу. Ведь после смерти душа — это всё, что остаётся у человека, а память о ней — всё, что останется на земле. 
1.3. Познание человеком самого себя   Предприниматель, у которого, на первый взгляд, есть всё: в его подчинении целая финансовая империя, он баснословно богат и всеми уважаем, а ещё у него «образцовая» семья — жена и дочь, безукоризненно ведущие себя в светском обществе.  Однако за всю жизнь господин из Сан-Франциско, кажется, не позволил себе никакой безобидной «глупости»: не сделал ничего, что свойственно живому человеку. Год за годом он играл жуткую роль, которую навязало ему общество, — и, что самое страшное, так этого и не осознал. 

1.3. Познание человеком самого себя

  • Предприниматель, у которого, на первый взгляд, есть всё: в его подчинении целая финансовая империя, он баснословно богат и всеми уважаем, а ещё у него «образцовая» семья — жена и дочь, безукоризненно ведущие себя в светском обществе. 
  • Однако за всю жизнь господин из Сан-Франциско, кажется, не позволил себе никакой безобидной «глупости»: не сделал ничего, что свойственно живому человеку. Год за годом он играл жуткую роль, которую навязало ему общество, — и, что самое страшное, так этого и не осознал. 
1.4. Свобода человека и ее ограничения Главный герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» считал себя свободным от обязанностей перед обществом . Он был уверен, что, заработав достаточно денег и заслужив уважение влиятельных людей, уже не должен задумываться о каких-либо обязательствах. 

1.4. Свобода человека и ее ограничения

  • Главный герой рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» считал себя свободным от обязанностей перед обществом . Он был уверен, что, заработав достаточно денег и заслужив уважение влиятельных людей, уже не должен задумываться о каких-либо обязательствах. 
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека  2.1.  Семья, род; семейные ценности и традиции.  2.2. Человек и общество.  2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека

  • 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции. 2.2. Человек и общество. 2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека.
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» семейные ценности и отношения между главным героем и его близкими держатся на финансовом аспекте .  Пока всё идёт идеально, их можно принять за хороших людей, но как только в путешествие вмешивается неприятность, на поверхность тут же всплывают семейные дрязги и взаимное отчуждение. Автор показывает, что в обществе, одержимом деньгами, нет места настоящим семейным ценностям. 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

  • В рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» семейные ценности и отношения между главным героем и его близкими держатся на финансовом аспекте
  • Пока всё идёт идеально, их можно принять за хороших людей, но как только в путешествие вмешивается неприятность, на поверхность тут же всплывают семейные дрязги и взаимное отчуждение. Автор показывает, что в обществе, одержимом деньгами, нет места настоящим семейным ценностям. 
2.2. Человек и общество Человек и общество показаны через символические образы : Символ общества  — океанский пароход «Атлантида», на котором плывёт в Европу безымянный миллионер. Атлантида — затонувший легендарный континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.  Пароход   служит моделью человеческого общества . Его трюмы и палубы — слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего «на громадный отель со всеми удобствами», размеренно протекает жизнь богатых, достигших полного «благополучия».

2.2. Человек и общество

Человек и общество показаны через символические образы :

  • Символ общества  — океанский пароход «Атлантида», на котором плывёт в Европу безымянный миллионер. Атлантида — затонувший легендарный континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. 
  • Пароход   служит моделью человеческого общества . Его трюмы и палубы — слои этого общества. На верхних этажах корабля, похожего «на громадный отель со всеми удобствами», размеренно протекает жизнь богатых, достигших полного «благополучия».
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека Тема Родины и государства не раскрывается , но есть информация о гражданской позиции человека. Сан-Франциско в произведении становится олицетворением условного места , где живут люди, превыше всего ставящие погоню за деньгами и успехом в делах. На это указывает и название океанского лайнера — «Атлантида».  Главная мысль рассказа  — это необходимость  смирения человеческой гордыни . Нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, отпущенным свыше, ведь в любой момент нить жизни может оборваться навсегда, а планы — так и остаться планами.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Тема Родины и государства не раскрывается , но есть информация о гражданской позиции человека.

  • Сан-Франциско в произведении становится олицетворением условного места , где живут люди, превыше всего ставящие погоню за деньгами и успехом в делах. На это указывает и название океанского лайнера — «Атлантида». 
  • Главная мысль рассказа  — это необходимость  смирения человеческой гордыни . Нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, отпущенным свыше, ведь в любой момент нить жизни может оборваться навсегда, а планы — так и остаться планами.
3. Природа и культура в жизни человека  3.1. Природа и человек  3.2. Наука и человек  3.3. Искусство и человек  3.4 Язык и языковая личность

3. Природа и культура в жизни человека

  • 3.1. Природа и человек 3.2. Наука и человек 3.3. Искусство и человек 3.4 Язык и языковая личность
3.1. Природа и человек Природа противопоставляется человеку . Если на палубе парохода «Атлантида» радость и веселье, то за бортом — бушующий океан. Природа не принимает буржуазное фальшивое общество.  Бунин говорит о том, что строгая регламентация жизни может быть нарушена стихийными явлениями природы. Неведомая господину стихийность не признаёт ни графиков, ни заранее построенных планов.  В то же время  природа сопоставляется с настроением главного героя . Пейзаж в рассказе часто меняется и сопоставляется с настроением героя. 

3.1. Природа и человек

  • Природа противопоставляется человеку . Если на палубе парохода «Атлантида» радость и веселье, то за бортом — бушующий океан. Природа не принимает буржуазное фальшивое общество. 
  • Бунин говорит о том, что строгая регламентация жизни может быть нарушена стихийными явлениями природы. Неведомая господину стихийность не признаёт ни графиков, ни заранее построенных планов. 
  • В то же время  природа сопоставляется с настроением главного героя . Пейзаж в рассказе часто меняется и сопоставляется с настроением героя. 
3.3. Искусство и человек Искусство и человек связаны через неспособность главного героя оценить красоту Италии и вдохновлённые ею достижения человеческого гения .  Господин из Сан-Франциско не ощущает внутренней потребности любоваться прекрасной природой, памятниками искусства и архитектуры, так как это требует сотворчества, духовной работы.   Для него осмотр музеев и церквей вызывает только скуку. 

3.3. Искусство и человек

  • Искусство и человек связаны через неспособность главного героя оценить красоту Италии и вдохновлённые ею достижения человеческого гения
  • Господин из Сан-Франциско не ощущает внутренней потребности любоваться прекрасной природой, памятниками искусства и архитектуры, так как это требует сотворчества, духовной работы.  Для него осмотр музеев и церквей вызывает только скуку. 
Темы по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека » Нужно ли стремиться понять себя? Какую жизненную цель можно назвать благородной? Почему человек не должен быть рабом своих чувств? Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь? В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»? Чем путешествие может обогатить человека? Достижима ли гармония чувства и разума? Временное и вечное в нашей жизни. Какие чувства нужно смирять, чтобы не навредить себе и окружающим?

Темы по направлению «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека »

  • Нужно ли стремиться понять себя?
  • Какую жизненную цель можно назвать благородной?
  • Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
  • Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
  • В чём смысл утверждения Ф. Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»?
  • Чем путешествие может обогатить человека?
  • Достижима ли гармония чувства и разума?
  • Временное и вечное в нашей жизни.
  • Какие чувства нужно смирять, чтобы не навредить себе и окружающим?
Темы по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека » Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? Какова судьба гордого человека в обществе?  Память о каких людях не меркнет с годами?  Может ли человек полноценно жить вне общества? Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»? Главное в жизни – это карьера. Вы согласны? Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому? Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?

Темы по направлению «Семья, общество, Отечество в жизни человека »

  • Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
  • Какова судьба гордого человека в обществе? 
  • Память о каких людях не меркнет с годами? 
  • Может ли человек полноценно жить вне общества?
  • Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»?
  • Главное в жизни – это карьера. Вы согласны?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
Темы по направлению «Природа и культура в жизни человека» Почему в литературе (искусстве) так часто изображают море и горы? Чему человек может научиться у природы? Почему общение с природой важно для человека? Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»? Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени? Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя? Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?

Темы по направлению «Природа и культура в жизни человека»

  • Почему в литературе (искусстве) так часто изображают море и горы?
  • Чему человек может научиться у природы?
  • Почему общение с природой важно для человека?
  • Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»?
  • Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя?
  • Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?