Просмотр содержимого документа
«Анализ научной публикации Ю.А. Тюменева «Задания «на перенос» знаний: теория и практика.»
Анализ научной публикации Ю.А. Тюменева «Задания «на перенос» знаний: теория и практика.
Шаг 1. Анализ заголовка статьи.
Какой главный результат предполагает автор?
Ю.А. Тюменева главным результатом предполагает умение применять школьниками математические знания в повседневной жизни.
Список вопросов, на которые хотелось бы получить ответ при прочтении статьи:
О каких задачах идет речь в статье?
Каковы параметры задания «на перенос» знаний?
Какие существуют виды задания «на перенос» знаний?
Шаг 2. Вопросы из анализа статьи.
Какая программа вызвала интерес к «обыденным» задачам?
Причины, по которым возник интерес к «обыденным» задачам?
Каков диапазон названий «обыденным» задач?
Какова цель включения «обыденных» задач в оценочные программы?
Какова теоретическая модель «обыденных» задач?
Каковы параметры составления «обыденных» задач?
Какова структура «обыденных» задач?
Каковы параметры для разработки задач «на перенос» знаний?
Каковы параметры для учащегося, решающего задачи «на перенос» знаний?
Какие существуют группы задач «на перенос» знаний?
Шаг 3. Записать ответы на поставленные вопросы.
Какая программа стимулирует интерес к «обыденным» задачам
Ответ: Интерес к «обыденным» заданиям во многом стимулируется международными программами, в частности исследованием PISA.
Причины, по которым возник интерес к «обыденным» задачам?
Ответ: Причины:
Каков диапазон названий «обыденным» задач?
Ответ: Диапазон названий «обыденных» задач широк: повседневные, обыденные, повествовательные, реалистичные, задачи на моделирование и т.д.
Какова цель включения «обыденных» заданий в оценочные программы?
Ответ: Цель включения «обыденных» заданий в оценочные программы - проверить, умеет ли школьник использовать математические знания в контексте реальной жизни.
Какова теоретическая модель «обыденных» задач?
Ответ: Чаще всего авторы используют обособленные параметры задачи, заменяющиеся при переходе от одного учебника или теста к другому. К таким параметрам относят:
Наличие реалистичной истории, «прикрывающей формальную математику»;
возможность представить условия одной задачи в разных формах;
необходимость соединять разрозненную информацию для решения задачи;
наличие избыточной информации и т.д.
Каковы параметры составления «обыденных» задач?
Ответ: Параметры составления «обыденных» задач:
Представление реальной проблемы на обыденном языке (обыденная семантика);
новизна проблемы для учащегося, решающего задачу;
ситуационная значимость (оправданность) реальной проблемы;
относительно жёсткая структура условий и способов решения проблемы.
Какова структура «обыденных» задач?
Ответ: Структура текстового задания должна быть жёсткой, допускающей лишь ограниченный диапазон верных решений.
Какие параметры следует учитывать для разработки задач «на перенос» знаний?
Ответ: Параметры, которые следует учитывать для разработки задач «на перенос» знаний:
Обыденная семантика;
новизна;
ситуационная значимость вопроса задачи;
относительная жесткость структуры задачи;
Задание должно требовать применение знаний (идей, алгоритмов, методов), изученных в школьном курсе математики.
Каковы параметры для учащегося, решающего задачи «на перенос» знаний?
Ответ: Параметры, которые следует учитывать учащимся при решении задач «на перенос» знаний:
Обыденная семантика;
Новизна;
Ситуационная значимость вопроса задачи;
Относительная жесткость структуры задачи;
Задание должно требовать применение знаний (идей, алгоритмов, методов), изученных в школьном курсе математики.
Какие существуют группы задач «на перенос» знаний?
Ответ: Существует множество групп задач «на перенос» знаний:
Задания «на перенос» знаний в обыденном контексте.
Типичная текстовая задача.
Логическая математическая задача.
«Реальные» задачи ГИА и ЕГЭ.
Шаг 4. Составить связанный текст, на основе проведенного анализа.
Ю.А. Тюменева в статье «Задания «на перенос» знаний: теория и практика», опубликованной в журнале «Математика в школе» № 10, акцентирует внимание на популярности идеи о необходимости оценки умений учащихся применять математические знания в повседневной жизни.
В статье выявлены и раскрыты основные причины роста популярности идеи о необходимости оценки умений учащихся применять математические знания в повседневной жизни:
Отсутствие теоретической модели «обыденных» задач как основы их спецификации;
низкие достижения в решении «обыденных» задач;
недостаточно сформировано умение использовать полученные знания на уроках метаматематики знания в контексте повседневной жизни.
Автор аргументирует цель включения задач «на перенос» в оценочные программы тем, что необходимо проверить, умеет ли школьник использовать математические знания в контексте реальной жизни. Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется условиям (параметрам) составления задач «на перенос»:
представление реальной проблемы на обыденном языке (обыденная семантика);
новизна проблемы для учащегося, решающего задачу;
ситуационная значимость (оправданность) реальной проблемы;
относительно жёсткая структура условий и способов решения проблемы.
В публикации выделены параметры, которые следует учитывать учащимся при решении задач «на перенос» знаний:
Обыденная семантика.
Новизна.
Ситуационная значимость вопроса задачи.
Относительную жесткость структуры задачи, допускающей лишь ограниченный диапазон верных решений.
Задание должно требовать применение знаний (идей, алгоритмов, методов), изученных в школьном курсе математики.
Автором выделены группы задач «на перенос» знаний:
Задания «на перенос» знаний в обыденном контексте.
Типичная текстовая задача.
Логическая математическая задача.
«Реальные» задачи ГИА и ЕГЭ.
Материал статьи основан на детальном анализе примеров, основанных на реальных ситуациях.