Анализ общешкольного новогоднего мероприятия
для учеников школы «Новогодние приключения»
Внеклассное мероприятие на тему: «Новогодние приключения» проводилось в школе 25 декабря 2015 года. Тема связана с традициями проведения Нового года, ведь для большинства людей – это семейный праздник со своими традициями и событиями, которые играют важную роль в становлении личности.
Форма воспитательной работы была обозначена как утренник. Утренник назывался «Новогодние приключения» - это музыкальное представление в одном действии: музыкально-игровая программа возле ёлки и спектакль, (проведённый в спортивном зале,) которое позволяет формировать все виды универсальных учебных действий в процессе музыкально-творческой деятельности обучающихся. Вместе с тем, осознание музыкального искусства как особой области культуры, открывающей и сохраняющей главные человеческие ценности, позволяет акцентировать внимание на развитие личностных компетенций обучающихся. Это оптимальный способ показа новогодних традиций и обычаев для детей младшего и среднего школьного возраста.
В соответствии с темой и формой мероприятия были сформулированы его цель и задачи. Цель мероприятия: - создание праздничного настроения, атмосферы сказки и волшебства; создание благоприятной атмосферы для расширения представлений о традициях и обычаях празднования Нового года. Задачи мероприятия были следующими - развитие памяти, воображения, воспитание чувства доброты, создание благоприятной среды:
Познавательные: расширять представления о традициях, обычаях празднования Нового года;
Регулятивные: развивать умения адекватно оценивать свои достижения;
Коммуникативные: формировать добрые отношения между детьми, родителями и педагогами;
Личностные: учить регулировать свои поступки и выражение эмоций;
укреплять семейные отношения и передавать опыт поколений;
формировать эстетическое отношение к миру, стремление к гармонии и красоте.
Решение познавательной задачи началось с подготовительного этапа, который включал в себя участие детей в отгадывании загадок, игры «Доскажи словечко». Для участия в данных конкурсах обучающимся необходимо было самостоятельно найти нужный ответ и высказать своё мнение. Дети самостоятельно осуществляли операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливали причинно-следственные связи, делали обобщения, выводы.
Решение регулятивной задачи осуществлялось в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. Так участвуя в конкурсах «Новогодние рисунки» обучающиеся создали уникальные рисунки (творческий продукт, произведение) и использовали выразительные средства художественных материалов. При этом каждому из них пришлось самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал (живописный, графический,) выполнять работу в материале, придумывать название своему рисунку, оценивать результаты своего труда. Результатом конкурсов стала выставка творческих работ, все дети были награждены в конце утренника.
Количественные показатели подтверждают растущий интерес к мероприятию двух категорий: детей и взрослых, как со стороны участников, так и со стороны зрительской аудитории. Созданию атмосферы сотрудничества способствовало совместное участие родителей, детей и педагогов в конкурсах, хороводах, исполнение традиционных новогодних песен и танцев.
Методика работы для решения коммуникативных задач предусматривала взаимодействие между обучающимися: в совместном поиске ответа, требующего догадки, в коллективно-распределительной деятельности при работе в группах ( надеть валенки и пробежать в них– кто быстрей), внимательности при проведении игры «Суша и вода» заданий, направленных на выработку привычки прислушаться к мнению других (подберите подходящие движение к музыке).
В сфере личностных универсальных учебных действий через утренник формируется: умение вести себя культурно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) среде, осознание личной ответственности за свое здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям, принятие традиций Нового года, передаваемых поколениями.
Воспитание ценностных ориентиров в жизни и искусстве, знакомство с разновидностями социальных ролей и межличностных отношений осуществляется на основе постижения музыкальных произведений разных родов, жанров, стилей музыки. Вхождение в позицию героя, сопереживание его действиям способствует воспитанию у ребенка эмпатии и оказывает непосредственное влияние на построение школьниками собственных жизненных смыслов, целей и перспектив.
Необходимо отметить, что эффективность мероприятия во многом зависит от технической оснащенности. Так наряду со звукоусилительным оборудованием была использована компьютерная аппаратура, что позволило применять танцевальную и песенную музыку, дети пели и танцевали как возле елки, так и во время спектакля.
Новогоднее представление для детей, а также их участие в новогодних конкурсах, заданиях, связанных с песнями и танцами способствовало повышению их творческого мастерства. А совместное участие детей и взрослых – родителей и педагогов, позволило укрепить их добрые отношения.
Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. В традициях, отмечал А.С. Макаренко, проявляется доверие новых членов коллектива к тому, что сделали старшие, к их опыту. Наряду с традиционным исполнением новогодних песен в хороводе были подобраны новые, современные, которые превратили утренник в большой праздник.
Подводя итог можно сделать вывод, что такие мероприятия, как «Новогодние утренники» несут в себе огромный воспитательный потенциал.
Во-первых, каждый утренник - это перспектива для обучающихся, веха в их школьной жизни. Зная о том, что впереди их ждет какое-либо интересное событие, дети живут этой «завтрашней радостью», и каждый день их сегодняшней жизни окрашен этой радостной перспективой. Благодаря этому жизнь детей становится богаче, интереснее.
Во-вторых, утренник пробуждает у учащихся желание совершенствовать свои интеллектуальные, творческие и моральные качества, а так же способствуют формированию ответственности, организованности, самостоятельности, дисциплинированности у детей.
В-третьих, наличие такой перспективы, как предстоящее интересное событие, способствует сближению детей между собой и взрослыми.
В-четвертых, хорошо организованные и ярко проведенные утренники вызывают чувства гордости у детей за свою школу, уважительное отношение к ее маленьким и взрослым «жителям».
Ответственная за проведение новогоднего утренника –
учитель начальных классов Мисайлова З.П.
декабрь 2015 г.