Анализ образовательной программы начального общего образования
Выполнила студентка группы ПНК-2.1
Мышковец Дарья
Образовательная программа «Гармония» - это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.
Научный руководитель - Истомина Наталия Борисовна, доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования.
Авторы – разработчики рабочей программы:
→ Русский язык. Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. →Литературное чтение. Автор : Кубасова О.В.. →Математика. Автор: Истомина Н.Б. → Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С. →Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. → Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. →Технология. Автор: Конышева Н.М. →Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И. →Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В. →Физическая культура. Авторы: Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И. →Французский язык (2-4 классы). Авторы: Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.
Структура программы
Концептуальные основы:
→ Логика построения содержания курса; →Методический подход;
→ Система учебных заданий;
→ Методика обучения решению текстовых задач;
→ Формирование представлений о геометрических фигурах;
→ Использование калькулятора;
→ Организация дифференцированного обучения;
→ Построение уроков математики.
Цель программы «Гармония» заключается в развитии творческих способностей обучающихся начальной школы через личностное взаимодействие, развитие познавательной и эмоциональной сферы, инициацию резервных возможностей через активизацию развития высших психических функций.
Задачами программы: является разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
Принципы программы:
→ организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;
→ организация продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;
→ формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Особенности:
→ формирование у школьников приёмов умственной деятельности;
→ система заданий, помогающая организовать активную познавательную деятельность учащихся;
→ применение новых методических подходов к изучению;
→ включение учителя в обсуждение того или иного вопроса.
Приоритетные направления программы
1)Развитие системы гражданского образования и воспитания;
2)формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика: ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной;
3)реализация концепции профильного обучения;
4)создание организационно-методических условий для перехода к стандартам второго поколения;
5)информатизация образовательного пространства школы.
Содержание основной части программы
Учебники по всем учебным предметам с первого по четвертый класс. Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы.
→ Обучение грамоте. Азбука. Авторы: Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонин.
→ Букварь. Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е. Курлыгина.
→ Русский язык. Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко.
→ Литературное чтение. Автор: О.В. Кубасова.
→ Математика. Автор: Н.Б. Истомина.
→ Окружающий мир. Авторы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин.
→ Технология. Автор: Н.М. Конышева.
Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с учебной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта "Гармония" реализовали в системе учебных заданий:
→ целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
→ приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
→ активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
→ соблюдение баланса между интуицией и знанием;
→ разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
→ опору на опыт ребенка;
→ параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символьных — и установление соответствия между ними;
→ взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
→ единство интеллектуальных и специальных умений;
→ создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Математика
В этом упражнении есть такие УУД как:
Регулятивные :
-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.
Познавательные:
-ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
-использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
-читать простое схематическое изображение;
-выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные признаки и несущественные признаки;
-строить простейшие индуктивные и дедуктивные рассуждения.
В этом упражнении есть такие УУД как:
Регулятивные:
-выполнять действия в устной форме
-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.
Коммуникативные:
-понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы.
Познавательные:
-строить небольшие математические сообщения в устной форме(До 4-5 предложений);
- Проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе выводов ;
-выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
В этом упражнении есть такие УУД как:
Личностные:
-интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстникаи ориентир.
Коммуникативные:
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные:
-самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе; и дополнительных источниках ;
-кодировать информацию в знаково-символической или графической форме;
-осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам).
Русский язык
В этом упражнении есть такие УУД как:
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
-строить сообщение в устной форме;
-воспринимать смысл предъявляемого текста.
В этом упражнении есть такие УУД как:
Регулятивные:
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей.
В этом упражнении есть такие УУД как:
Личностные:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.
Познавательные:
-строить сообще6ния в устной и письменной форме.
Литературное чтение
В этом упражнении есть такие УУД как: Личностные: -положительное отношение к уроку литературного чтения; Познавательные: -Понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные:
-Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; -Принимать участие в обсуждении прочитанного.
В этом упражнении есть такие УУД как: Личностные: - интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
-умение выделять поступок как проявление характера героя.
Коммуникативные:
-действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
В этом упражнении есть такие УУД как:
Личностные:
- интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;
- умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев.
Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты.
Анализ образовательной программы начального общего образования
Выполнила студентка группы ПНК-2.1
Мышковец Дарья