Анализ ОГЭ по биологии в 9 классах 2014-2015 уч. году В 2014-2015 году экзамен по биологии 9-х классов в форме ОГЭ в Мамадышском районе сдавали 45 ученика. Целями аттестационного экзамена были: оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по биологии и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы. Экзамен по биологии разделен на три части с тремя типами вопросов. Часть 1 состоит из 22 вопросов группы А – вопросы базового уровня сложности, требующие от сдающего выбора одного правильного ответа из предложенных вариантов. Часть 2 состоит из 6 заданий группы В – задания повышенной сложности, в которых требуется самостоятельно сформулировать ответ на вопрос или расставить в правильном порядке предложенные термины и понятия. Часть 3 состоит из 4 задач группы С – задачи высокой сложности, в которых надо провести анализ, дать объяснение, заполнить таблицу или ответить на вопрос в свободной форме. Распределение заданий по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности Первый блок «Биология как наука» Второй блок «Признаки живых организмов» Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» Четвертый блок «Человек и его здоровье» Пятый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» Таблица 1. Результаты ОГЭ по биологии по образовательным учреждениям ОУ | сдали | 2 | 3 | 4 | 5 | средний балл | средняя оценка | | Биология | | | | | | | | | | МСОШ №1 | 5 | | 1 | 4 | | 28 | 3,8 | | | Лицей №2 | 5 | | 2 | 3 | | 27 | 3,8 | | | СОШ № 3 | 8 | | 2 | 4 | 2 | 29 | 4 | | | СОШ №4 | 1 | 1 | | | | 11 | 2 | | | Зверосовхозская СОШ | 1 | | | 1 | | 26 | 4 | | | Зюринская СОШ | 7 | | 5 | 2 | | 24,14 | 3,29 | | | Красногорская СОШ | 4 | | 2 | 2 | | 24 | 3,5 | | | Кляушская СОШ | 1 | | | 1 | | 32 | 4 | | | К. – Ерыксинская СОШ | 4 | | 1 | 3 | | 27 | 3,75 | | | Нижнеошминская СОШ | 1 | | | 1 | | 29 | 4 | | | Усалинская СОШ | 6 | | 3 | 3 | | 23,67 | 3,5 | | | Олуязский лицей | 1 | | | 1 | | 34 | 4 | | | Владимировская ООШ | 1 | | | 1 | | 28 | 4 | | | по району | 45 | 1 | 16 | 26 | 2 | 26,29 | 3,64 | кач 62,2% | усп 97,78 | Хороший уровень подготовленности у к итоговой аттестации у учащихся: МБОУ «СОШ №1», МБОУ «СОШ №3», МБОУ Зверосовхозской, МБОУ Кляушской и МБОУ Нижнеошминской СОШ. Из МБОУ «СОШ №4» экзамен сдавал 1 ученик, и он с заданием не справился. Сдавали экзамен | 45 | средний балл | 26,29 | количество учеников, не набравших минимальный балл | 1 | максимальный балл | 31 | Таблица 2. Поэлементный анализ экзаменационных работ № | Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности | Уровень сложности | | % выполнения | 1. | Роль Биологии в формировании современно естественной Научной картины мира, в практической деятельности людей. | Б | 37 | 82 | 2. | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. | Б | 33 | 73 | 3. | Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы Царство: Грибы. | | 35 | 77 | 4. | Царство растений | Б | 16 | 36 | 5. | Царство растений | Б | 27 | 60 | 6. | Царство животных | Б | 29 | 64 | 7. | Царство животных | Б | 39 | 87 | 8. | Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека. | Б | 22 | 48 | 9. | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | Б | 29 | 64 | 10. | Опора и движение. | Б | 31 | 69 | 11. | Внутренняя среда. | Б | 31 | 69 | 12. | Транспорт веществ. | Б | 30 | 68,7 | 13. | Питание. Дыхание. | Б | 26 | 74 | 14. | Обмен веществ, выделение. Покровы тела. | Б | 32 | 71 | 15. | Органы чувств. | Б | 29 | 64 | 16. | Психология и поведение человека. | Б | 24 | 68,5 | 17. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни приемы Оказания первой доврачебной помощи. | Б | 36 | 80 | 18. | Влияние экологических факторов на организмы. | Б | 30 | 68,7 | 19. | Экосистема организаций живой природы. Биосфера учение об эволюции органического мира. | Б | 22 | 48 | 20. | Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме. | Б | 34 | 75,5 | 68,721. | Умение определять структуру объекта выделять, значимы функциональные связи и отношения между частями целого. | Б | 30 | 68,7 | 22. | Умение оценивать правильность биологических суждений. | Б | 19 | 42 | 23. | Умение проводить множественный выбор. | П | 32 | 71 |
|
|
| | | № | Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности | Уровень сложности | | 24 | Умение проводить множественный выбор | | 36 | 73,3 | 25 | Умение устанавливать соответствие. | П | 26 | 57,7 | 26 | Умение определять последовательности биологических процессов, явлений объектов. | П | 30 | 66,6 | 27 | Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа, предложенных. | П | 31 | 68,8 | 28 | Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму. | П | 37 | 82,2 | 29 | Умение работать с текстом биологического содержания (Понимать, сравнивать, обобщать). | П | 41 | 93,3 | 30 | Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме. | П | 35 | 77 | 31 | Умение определять энерготраты при различной физической нагрузке. Составлять рационы питания. | В | 18 | 60 | 32 | Умение обосновывать необходимость рационального здорового питания. | В | 29 | 51 | Выводы: Из проведенного анализа ГИА по биологии видно, что наиболее трудными темами являются в1 части: 4 (Царство растений), 8 (Размножение и развитие организма человека)., 19 (Экосистема организаций живой природы), 22 (Экосистема организаций живой природы) В 2 части процент решаемости высок от 57% до82 % В 3 части (С) Затруднение вызвало 31 задание . Умение определять энерготраты при различной физической нагрузке. Составлять рационы питания. задание повышенного уровня сложности. Предложения и рекомендации 1.Обсудить на заседании РМО результаты ОГЭ 2. Для эффективной подготовки школьников к ОГЭ необходимо использовать: - промежуточную итоговую диагностику; - тестирование как метод оценки достижений учащихся; - проведение мониторинга качества обученности. Выработать умения учителя в создании оценочного инструментария, в разработке контрольно-измерительных материалов по биологии для оценки уровня подготовки выпускников школ. При подготовке к ОГЭ по биологии учителям необходимо - тематическое повторение на индивидуальных консультациях; - включать в проверочные задания вопросы, по структуре приближенные к заданиям ОГЭ; - проработка схем, таблиц, рисунков; - при изучении биологии целенаправленно работать с понятиями, проходящими через весь курс; по подготовке учащихся, опираясь на личностно - ориентированный характер обучения 3. Организовать систематическую работу в ОУ по подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ; провести в школах района репетиционный экзамен по Демонстрационному варианту, подготовленному Федеральным государственным научным учреждением «ФИПИ».
|