Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Ростова Ярославской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________ Протокол № ___ от «___»____________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР_______ «__»____________2018 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №4 ____________ Приказ № _ от «__»____2018 г |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Человек и его здоровье: Подготовка к ОГЭ по биологии»
на 2018-19 учебный год
в 8-ых классах
(34 часа в неделю)
учителя: Топуновой Елены Николаевны
Ростов Ярославской обл.
2018
Пояснительная записка
Экзамен по биологии традиционно востребован и входит в пятерку самых популярных выпускных экзаменов по выбору. Его выбирают мотивированные на биологию выпускники, поступающие в дальнейшем в медицинские, ветеринарные, аграрные вузы, психологические и биологические факультеты университетов, академий и институтов физической культуры и спорта и ряд других вузов.
В МОУ СОШ №4 г. Ростова экзамен по биологии (ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе) также пользуется популярностью. Около 20% обучающихся 9-х классов ежегодно выбирают биологию в качестве экзамена на ОГЭ.
В экзаменационных материалах высока доля заданий по разделу «Человек и его здоровье», поскольку именно в нём рассматриваются актуальные для обучающихся вопросы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.
При преподавании курса биологии в 8-х классах возникает проблема: при большом объёме учебного материала недостаточно времени на отработку практических умений и навыков учащихся, ведь выпускник должен не только уметь воспроизводить знания, но и применять их в знакомой, изменённой и новой ситуациях.
Воспроизведение знаний (базовый уровень) предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими понятиями и терминами.
Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.
Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.
Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретённые знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественно-научного мировоззрения, биологической грамотности и творческого мышления.
Для отработки практических умений и навыков и целенаправленной подготовки к ОГЭ учащихся 8 классов по теме «Человек и его здоровье» и направлена данная рабочая программа, которая реализуется во внеурочное время.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Человек и его здоровье: Подготовка к ОГЭ по биологии» составлена на основе «Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по биологии», «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году ОГЭ по биологии», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897) и анализа содержания контрольно-измерительных материалов ОГЭ по биологии за предыдущие годы.
Программа «Человек и его здоровье: Подготовка к ОГЭ по биологии» предназначена для учащихся 8-х классов и рассчитана на 34 занятия в год (1 занятие в неделю во внеурочное время).
Занятия по программе предполагают:
- использование разнообразных наглядных материалов - слайдовых презентаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
- применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ОГЭ по биологии за предыдущие годы и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по соответствующим блокам содержания ОГЭ.
- дифференцированный подход к обучающимся при подготовке к ОГЭ с учетом уровня их обучаемости за счет повторения разделов биологии на базовом уровне.
Кроме того, предлагаемые задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.
Цель: Подготовка к успешной сдаче ОГЭ по биологии учащихся 8 классов по разделу «Человек и его здоровье»
Задачи:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии 8 класса;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
- формирование умения работать с текстами, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников, осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
Сформированность ответственного отношения к учению;
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия:
Сформированость межпредметных понятий: система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез.
Регулятивные УУД:
Обучающийся может:
Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (переводит сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строит доказательство: прямое, косвенное, от противного;
Смысловое чтение. (обучающийся может находить в тексте требуемую информацию; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста).
Коммуникативные УУД
Умеет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеет устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Может целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
Предметные результаты
Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи.
Выпускник получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
В результате освоения данного курса учащиеся
ЗНАЮТ /ПОНИМАЮТ:
Признаки биологических объектов: живых организмов (человека), генов, хромосом, клеток;
Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
УМЕЮТ:
Объяснить: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
Изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; описывать биологические объекты;
Распознавать и описывать: на рисунках и фотографиях органы и системы органов человека; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов человека) и делать выводы на основе сравнения;
Определять систематическое положение человека;
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию, работать с терминами и понятиями.
ИСПОЛЬЗУЮТ приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
Оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха;
Выращивании и размножении культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Темы занятий | Формы и виды деятельности |
1 | Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Науки об организме человека. Методы изучения организма человека. Методы современной медицины. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
2 | Систематическое положение человека. Сходство человека с животными и отличие от них. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
3 | Окружающая среда и здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
4 | Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
5 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
6 | Профилактика отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями. Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными-переносчиками возбудителей болезней. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
7 | Профилактика травматизма, ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
8 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
9 | Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Лимфатическая система. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
10 | Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Профилактические прививки. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
11 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
12 | Дыхание. Система дыхания. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
13 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
14 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
15 | Решение задач на умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
16 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
17 | Покровы тела и их функции. Уход за кожей, волосами, ногтями. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
18 | Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
19 | Нервная система человека. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
20 | Органы чувств, их роль в жизни человека. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
21 | Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
22 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | Беседа и практическая работа: решение тренировочных заданий |
23 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
24 | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | Практическая работа: решение тренировочных заданий |
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | Всего часов | теор. | практ | Дата |
1 | Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Науки об организме человека. Методы изучения организма человека. Методы современной медицины. | 1 | 0,5 | 0,5 | 06.09 |
2 | Систематическое положение человека. Сходство человека с животными и отличие от них. | 2 | 0,5 | 1,5 | 13.09 20.09 |
3 | Окружающая среда и здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. | 1 | - | 1 | 27.09 |
4 | Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. | 1 | 0,5 | 0,5 | 04.10 |
5 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 1 | - | 1 | 11.10 |
6 | Профилактика отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями. Профилактика заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными-переносчиками возбудителей болезней. | 1 | - | 1 | 18.10 |
7 | Профилактика травматизма, ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях. | 1 | - | 1 | 25.10 |
8 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. | 2 | 0,5 | 1,5 | 8.11 15.11 |
9 | Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Лимфатическая система. | 2 | 0,5 | 1,5 | 22.11 29.11 |
10 | Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Профилактические прививки. | 2 | 0,5 | 1,5 | 06.12 13.12 |
11 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | 1 | - | 1 | 20.12 |
12 | Дыхание. Система дыхания. | 1 | - | 1 | 27.12 |
13 | Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. | 2 | 0,5 | 1,5 | 17.01 24.01 |
14 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1 | - | 1 | 31.01 |
15 | Решение задач на умение определять энергозатраты при различной физической нагрузке, составлять рационы питания. | 2 | - | 2 | 07.02 14.02 |
16 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов. | 1 | - | 1 | 21.02 |
17 | Покровы тела и их функции. Уход за кожей, волосами, ногтями. | 1 | - | 1 | 28.02 |
18 | Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. | 2 | 0,5 | 1,5 | 07.03 14.03 |
19 | Нервная система человека. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. | 2 | 0,5 | 1,5 | 21.03 04.04 |
20 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. | 2 | - | 2 | 11.04 18.04 |
21 | Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. | 2 | 1 | 1 | 25.04 02.05 |
22 | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | 0,5 | 0,5 | 16.05 |
23 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. | 1 | - | 1 | 23.05 |
24 | Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 1 | - | 1 | 30.05 |
| ИТОГО: | 34 | 6 | 28 | |
Информационное обеспечение программы
Для учителя:
1. Лернер Г. И. Биология. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ ( на сайте «Наша-Природа.рф) https://ours-nature.ru/lib/b/book/4198922748/
2. Открытый банк заданий «Биология ГИА-9» (Федеральный институт педагогических измерений) http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90
3. Кириленко А.А. Биология. 8-11 кл. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 298 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
4. Фросин В.Н. Биология. Человек. 8 класс. Тематические тестовые задания / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2011. – 319 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
5. Лернер Г.И. Биология. Тема «Человек» (8-9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 192 с. – (Мастер-класс для учителя).
6. Пименов А.В. Биология для поступающих в ВУЗы. Человек. Дидактические материалы / А.В. Пименов, И.Н. Пименова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.: ил. (Серия: Старшекласснику, выпускнику, абитуриенту).
7. Пособие для поступающих в ВУЗы и студентов по биологии. Часть 3 (Анатомия, физиология и гигиена человека) / Ярославская государственная медицинская академия – факультет довузовского образования – негосударственное образовательное учреждение «Учебно-медицинский центр» - Ярославль,2005.
8. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И Колесников. – Изд.3-е дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 256 с. – (ГИА-9).
9. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. 10-11 классы. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: базовый, повышенный, высокий уровни. / Учебно-методическое пособие – Изд.4-е переработанное и дополненное. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 384 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
10. Лернер Г.И. ОГЭ 2017. Биология: сборник заданий: 9 класс-М.: Эксмо, 2016
11. Кириленко А.А. Биология. Подготовка к ОГЭ-2016. 9-й класс. 15 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И Колесников, Е.В. Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2016. – 464 с. – (ОГЭ).
Для учащихся:
1. Сухорукова Л.Н. Биология. Культура здоровья. 8 класс : учебник для общеобразоват. организаций / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2016. – 159, ил.
2. Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2016г. -287с
3. Открытый банк заданий «Биология ГИА-9» (Федеральный институт педагогических измерений) http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90
4. Лернер Г.И. ОГЭ 2017. Биология: сборник заданий: 9 класс-М.: Эксмо, 2016.
5. Сайт Незнайка https://neznaika.pro/
6. Решу ОГЭ: Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Биология. https://bio-oge.sdamgia.ru/
7. Сайт «Бингоскул» https://bingoschool.ru/
12