Анализ организации образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
по предмету «Технология» с 5 по 8-ой класс за 2016 - 2019 уч. г.
Общие особенности реализации ФГОС в основной школе
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №15» определяет содержание и организацию образовательного процесса в основной школе и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении вдействие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Согласно п. 4 ФГОС в основной школе направлен на:
-формирование российской гражданской идентичности учащихся;
-формирование единства образовательного пространства РФ; сохранения иразвития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализации права на изучение родного языка, возможности получения ООО на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
-доступности получения качественного ООО;
-преемственности ООП НОО, ООО, среднего общего, профессиональногообразования;
-духовно-нравственное развитие, воспитание учащихся и сохранение ихздоровья;
-формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися ООП ООО,
-условий создания социальной ситуации развития учащихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
С 2016 - 2019 уч. год коллектив реализует ФГОС на уровне основного общего образования, на обучение по ФГОС перешли учащиеся 5-х, 6-х,7-хи 8-х классов, в которых обучается 184 человека.
Переход на ФГОС осуществлен на основе:
-изучения нормативно-правовой базы по внедрению ФГОС;
-разработки ООП ООО;
- планирования курсовой подготовки;
- определения методических тем, направлений инновационной работы коллектива;
-участия в ДМО, вебинарах по теме ФГОС ООО;
-проведения семинара по теме «Смысловое чтение»;
-анализа соответствия кадровых, финансовых, материально-технических и иных
условий реализации ООП ООО требованиям ФГОС;
-формирование и обучение годичной команды учителей 5 -8 классов, разработка учебных программ по предметам, формирование фонда учебников, обеспечение внеурочной деятельности;
-информирования родителей школьников о подготовке кпереходу на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
По итогам 2016 -2019 уч. г. проведен анализ работы по реализации ФГОС в основной школе по предмету «Технология». Цель анализа работы по реализации ФГОС: определить эффективность введения ФГОС в основной школе по предмету «Технология», выявить проблемы и наметить пути их решения.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС
В школе создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального и муниципального уровня, а также локальные акты ОО.
По итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения иреализации ФГОС в основной школе:
-педагогами изучена нормативно-правовая база,обеспечивающая переход ООна работу по ФГОС;
-разработанынеобходимыедля реализации ФГОСлокальныедокументы;
-в план внутри школьного контроля ОО на 2016 -2019уч.г. были включены мероприятия по
контролю введения ФГОС и реализации ООП в основной школе.
Диагностика личностных и метапредметных УУД учащихся с 5 по 8 класс
за 2016 -2019 учебный год по технологии
В течение 2016 -2019 уч. г. по результатам наблюдений была проведена диагностика формирования УУД, результаты которой в % представлены ниже.
| Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
% | 5а конец года | 6а конец года | 7а конец года | 8а конец года | 5а конец года | 6а конец года | 7а конец года | 8а конец года | 5а конец года | 6а конец года | 7а конец года | 8а конец года |
Низкий | 35,0 | 35,0 | 30,0 | 30,0 | 25,0 | 25,0 | 50,0 | 30,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | 15,0 |
Ниже среднего | 0,0 | 0,0 | 20,0 | 20,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 25,0 | 30,0 | 25,0 | 15,0 | 15,0 |
Средний | 35,0 | 25,0 | 20,0 | 20,0 | 35,0 | 35,0 | 25,0 | 15,0 | 25,0 | 30,0 | 30,0 | 35,0 |
Выше среднего | 15,0 | 30,0 | 10,0 | 10,0 | 25,0 | 25,0 | 5,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 15,0 | 15,0 |
Высокий | 15,0 | 10,0 | 20,0 | 20,0 | 10,0 | 10,0 | 15,0 | 20,0 | 15,0 | 15,0 | 20,0 | 20,0 |
На конец года 35% учащихся 5 класса , 35% учащихся 6, 25% учащихся 7 класса, 15% учащихся 8 класса имеют средний уровень регулятивных УУД ; выше среднего 15% учащихся 5, 30% учащихся 6, 10% учащихся 7 класса,10% учащихся 8 класса; высокий уровень имеют 15% учащихся, 10% учащихся 6 и 20% учащихся из 7 и 8 класса, что обеспечивает организацию обучающимися своей учебной деятельности, действия по построению жизненно важных планов; регуляции учебной деятельности, само регуляции состояний. Наблюдается рост показателей регулятивных УУД в 7 и 8 классе.
Мониторинг познавательных УУД показал, что 35% учащихся 5 класса,35% учащихся, 25% учащихся 7 и 15% учащихся 8 класса имеют средний уровень познавательных УУД, выше среднего 25% учащихся 5 класса, 25% учащихся 6, 5% учащихся 7 класса и 10% учащихся 8; высокий уровень имеют 10% в 5 и 6 классах и 15% учащихся 7 класса, 20% учащихся 8 класса. Эти учащиеся умеют работать с информацией, обладают действиями по формулированию вариантов решения задач (проявление элементов комбинаторского мышления; действия по раскрытию сущности понятий, осуществлению доказательств (проявление умений логического мышления). Наблюдается небольшой рост показателей познавательных УУД в 7 и 8 классе, небольшое снижение показателей в 6 и 5 классе, преобладающими являются средний уровень формирования познавательных УУД.
Показатели коммуникативных УУД следующие: 20% в 5, 30% 6, 15% учащихся 7 класса и 15% учащихся 8 имеют уровень ниже среднего; 10% учащихся 5 и 6 класса и 15% учащихся 7 и 8 класса имеют уровень выше среднего; 25% 5 учащихся класса, 30% учащихся 6 и 7 класса и 35% учащихся 8 имеют средний уровень. В 7 и 8 наблюдается незначительный рост выше среднего уровня коммуникативных УУД, в остальных классах показатель незначительно снизился. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию обучающихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности). Дети слабо продемонстрировали умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Рекомендации: Таким образом, необходимо учить детей оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, критично относится к своему мнению, стремиться к сотрудничеству, соблюдают простейшие нормы речевого этикета. Читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения.Для развития коммуникативных навыков у обучающихся педагогам рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.
Вывод: результаты внедрения ФГОС показали, что концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника в соответствии с ФГОС, востребованы.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации ФГОС:
использование в работе современных образовательных технологий;
ориентация на организацию здоровье сберегающей среды;
осознание необходимости перехода на развивающие системы обучения;
возможность профессионального общения и обмена опытом с коллегами;
положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.
В целях повышения уровня сформированности УУД рекомендуется продолжить работу по формированию и развитию у учащихся универсальных учебных действий:
1) для развития личностных УУД необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;
2) для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной
деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
3) для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с
разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
4) для развития коммуникативных навыков учащихся рекомендуется
формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.
Садырина А.М.