Самоанализ.
Открытое занятие ''Экспериментальная физика. Введение в науку. ''Занятие проводилось 6 декабря 2016 года с учащимися 8ых, 5ых, 6ых классов (14-15 и 11-12 лет) Государственного бюджетного образовательного учреждения Центр спорта и образования Олимп Департамента физической культуры и спорта города Москвы.
Тип занятия.
Пропедевтическое учебное занятие по передаче знаний. Данное занятие является вводным, в ходе которого учащиеся знакомятся с основами предмета физики.
Цели занятия.
Познавательный аспект: знакомство с основными физическими терминами и явлениями; формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
Развивающий аспект: способствовать развитию у учащихся внимания, воображения, наблюдательности, умения выдвигать гипотезы.
Воспитательный аспект: воспитание устойчивого интереса к изучаемому предмету, положительного отношения к школе, к знаниям, к одноклассникам, воспитание умения подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца, воспитанию умения группового взаимодействия .
Особенности занятия.
Данное мероприятие носит традиционный характер и проводится каждый год в рамках месячника естественно-математических наук. Отличается от обычных коллективным характером проведения: учащиеся 7-8 классов 8 введущих из числа членов кружка "Экспериментальная физика" самостоятельно проводят урок для младших школьников, показывая простые опыты и демонстрации из основных разделов физики, используя литературно-художественное сопровождение. При проведении данного занятия, а оно проводится несколько раз за период проведения месячника естественно-математических наук возникают отхождения от распланированного сценария в связи с личностными особенностями ведущих. У одних учащихся лучше проходит экспериментальная часть-опыты, что также положительно сказывается на живом, активном общении, другие лучше организуют фронтальную работу с учащимися-зрителями. Иногда то, что удачно проходит на генеральной репетиции, идёт совсем по другому на самом мероприятии.
Оснащённость.
На занятии использовалось следующее оборудование: тележка, кубики, шашки, свечки, соль, марганцовка, кастрюля, спички, стеклянная бутылка, зеркала большие и маленькие раздаточные, стеклянные призмы, граненый стакан с кнопками
Содержание и методика.
Основная форма организации деятельности школьников - групповая, что обусловлено традиционной формой их взаимодействия на спортивной площадке. Это верное решение, так как здесь развиваются коммуникативные навыки. У меня же была возможность делать педагогические наблюдения; как учащиеся общаются и взаимодействуют. Познавательный интерес для учащихся-зрителей обеспечивался взаимодействием с учащимися-ведущими.
Возникающие в процессе урока ситуации, связанные с психологическими и объективными затруднениями вызывали активизацию процесса мышления, вынуждая самостоятельно без учителя искать решение проблемы. Тем самым обеспечивалась высокая эмоциональная насыщенность и двусторонний интерес к занятию. С учётом возрастных и психологических особенностей всё занятие было построено на активном методе обучения, создавались условия для максимальной активизации деятельности учащихся. Активная практическая и руководящая деятельность на занятии соответствует самоутверждению в позитивной форме. На занятии использовались следуюшие методы: словесный (чтение отрывков стихотворений, рассказ), наглядный (опыты, демонстрации), практический проблемно-поисковый. Использовался раздаточный материал для проведения собственных наблюдений учащихся-зрителей. Быстрая смена ведущих и опытов позволила удержать внимание на высоком уровне, избежать утомляемость.
Педагогическая ценность занятия.
На этом занятии участникам-ведущим удалось удовлетворить следующие социоцентрические потребности, являющиеся доминирующими в этом возрасте - потребность в уважении и поддержке, социальность, потребность быть в центре внимания, потребность преодоления неудач , поражения. Им удалось пережить чувство успеха, видеть достигнутый результат. Анализируя деятельность учащихся с двух сторон как ведущих, так и зрителей, отмечаю их заинтересованность, внимательность, организованность, готовность к живому общению.
Опыт этого занятия будет учтён в дальнейшем. Возможно использование большей наглядности - площадь кабинета позволяет перенести экспериментальную часть вглубь его, и тем самым станет возможным задействовать мультимедийную установку с презентацией. Кружковцы уже начали её разработку для следующей серии занятий на следующий месячник естественно-математических наук. Также следует обратить внимание на чёткость исполнения опытной части.
Я, как учитель осталась довольна результатами проведённого мероприятия. Пропедевтика предмета поможет учащимся в освоении очень сложной, серьёзной науки физика.