СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ педагогической деятельности классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ педагогической деятельности классного руководителя.

Просмотр содержимого документа
«Анализ педагогической деятельности классного руководителя.»

Анализ педагогической деятельности классного руководителя 2 «А» класса Скворцовой Анжелы Викторовны.


Приступая к работе с новым классом, я задавалась вопросами: с чего начать работу в данном классе; как строить отношения с родителями, чтобы взрослые тоже хотели участвовать в жизни класса; какие могут ждать трудности в формировании коллектива и как можно их преодолеть, а иногда и предугадать.

Дети (так же, как и мы, взрослые) все изначально разные: разные способности, разное внимание, разная память… И мы должны заботиться о том, чтобы каждому ребёнку в школе было хорошо, чтобы каждый хотел идти в школу. И в этом нам поможет воспитательная работа. Участие во внеурочной деятельности требует от ребёнка совсем другие качества: заботливость, активность, ответственность, самостоятельность. Здесь каждый сможет проявить себя в другой деятельности, отличной от учёбы.

При работе с детьми я опираюсь на методику Игоря Петровича Иванова. Я так же считаю, что логично строить учебную и воспитательную работу в первичном коллективе по тематическим периодам. Я делю учебный год на периоды, которые соответствуют определённой теме – событию в жизни класса, школы, общества, природы.

Планируя воспитательную работу в классе, стараюсь определить темы, интересные данному возрасту, соответствующие особенностям класса. Период может длиться от двух недель до двух месяцев. Чем младше дети, тем, как правило, длиннее период, так как больше времени требуется на подготовку главного события тематического периода.

Главным событие может быть КТД (коллективное творческое дело). Работа по тематическим периодам очень удобна, так как учителю не нужно «распыляться» - всё, что делается в данное время, подчинено одной теме. Экскурсии, походы, беседы, КТД, праздники, а также учебная деятельность в содержании имеет такую же тему.

У тематического периода есть ещё одна особенность. Каждый период – это забота о том, что нас окружает: о школе, о родной природе, о родных и близких, об окружающих людях. В каждом периоде есть дела, которые позволяют ребятам не только получить знания, овладеть умениями, но и приложить их на пользу и радость окружающим. А это воспитывает активных, заботливых и деятельных людей.

Как строится тематический период?

Сначала составляется таблица – характеристика уровня воспитанности – членов коллектива и, исходя из неё и темы периода, ставится воспитательные задачи; подбираются средства для решения этих задач: продумываются, какие можно провести экскурсии, беседы, практические занятия, какие КТД предложить ребятам на выбор стартовые дела, которые пробуждают у ребят интерес к теме периода. Это подготовительная работа.

Затем детский коллектив вместе со своими старшими товарищами планирует свою работу.

Само планирование идёт по микроколлективам («отрядам», «лучикам»). Дети обсуждают, к какому празднику будут готовиться, что проведут к этому празднику, где, когда, с кем вместе, кто будет участвовать.

Каждый в микроколлективе высказывает своё мнение, а потом командир микроколлектива высказывает предложения отряда общему сбору. Общий сбор – это высший орган коллектива. Решение общего сбора – закон для всех, и каждый член коллектива должен стремиться выполнить это решение как можно лучше. После общего сбора Совет Командиров составляет план работы на данный период. Этот план вывешивается в классном уголке.

После всякого дела нужно подвести итог – что дало оно коллективу, каждому его члену; что удалось, а что – нет и почему; что нужно учесть на будущее. Итоги можно подводить по-разному: провести анкету, выпустить фотогазету, создать диафильм, подготовить линейку с творческими работами, выставки… Это – у ребят. А взрослые тоже обсуждают общую работу, тоже думают о том, что получилось, что не получилось, как изменились дети.

Это, конечно, в идеале. Это то, к чему я стремлюсь, планируя работу с первичным коллективом. Что-то получается хорошо. А что-то идёт с трудом, и приходится на ходу перестраивать свою работу. Но цель всё-таки одна: воспитание Человека.


В прошлом году я начала работу с первым классом. Основной целью воспитательной работы была цель: формирование классного коллектива.

На начало учебного года в классе было 25 человек: 14 мальчиков и 11 девочек. За год количество детей не изменилось.

По итогам учебного года все дети были переведены во второй класс. Результаты успеваемости отслеживались по результатам проверочных работ и проводимому анализу этих работ с помощью «Электронного приложения» по предметам. (Матрицы результатов и графики развития навыков и умений учащихся)

Для достижения основной цели время обучения было разбито на периоды, которые имели свои задачи.

1-й период «Здравствуй школа» - сентябрь: «Помочь детям адаптироваться к школьным условиям; узнать друг друга как можно лучше.»

2-й период «Золотая осень» - октябрь: «Формирование бережного отношения к природе». (Природа родного края)

3-й период «Зимушка – зима» - ноябрь, декабрь: «Формирование заботливого отношения к окружающим людям».

4-й период «Как хорошо уметь читать!» - январь: « Формирование бережного отношения к книге».

5-й период «Ура нашим мамам!» - февраль, март: «Формирование бережного отношения к самым близким людям – мамам».

6-й период «Береги природу – человек!» - апрель: «Формирование бережного отношения к природе» (охрана природы в глобальном масштабе).

7-й период «Вот и стали мы на год взрослей» - май: «Формирование заботливого отношения к родной школе, окружающим людям, друг к другу.

Все проводимые в течение года мероприятия были направлены на решение поставленных задач.

Дети активно принимали участие в этих мероприятиях. Особенно им запомнились дни именинников, родительские собрания, проведённые совместно с детьми. На этих мероприятиях дети с воодушевлением работали в группах, в парах, командах. Помощь родителей в подготовке таких мероприятий была неоценима, так как совместное творчество сближало их с детьми.

Учащиеся класса принимали участие и в школьных мероприятиях. Но обычно это носило пассивный характер, развлекательный.

В начале учебного года и в конце были проведены исследования, позволяющие определить 1) степень адаптированности детей к школьной жизни; 2)уровень развития личности каждого ребёнка; 3) уровень сформированности классного коллектива на конец учебного года.

Данные исследования показали, что в классе большая часть детей – 19 человек, имеют средний уровень развития; 2 человека – высокий уровень развития и 4 ребёнка имеют низкий уровень развития. По уровню развития и степени адаптированности детей к школьной жизни была выделена группа риска – 7 человек. При анализе социометрии по формированию классного коллектива часть этих детей – 3 человека «выпадают» из коллектива. Они либо не имеют «выбора», либо этот выбор отрицательный.

При анализе воспитательной работы с детьми первого класса я сделала вывод: основная цель, а именно «Формирование классного коллектива» не достигнута. Ряд задач, касающихся нравственного поведения учащихся, такие как: внимательное отношение к окружающим, развитие культуры общения, - требуют дальнейшего решения.

Причинами могут быть низкий уровень коммуникативных способностей детей, пришедших в школу, неумение слушать и соответственно выполнять требования педагога. Дети пассивны. Чаще всего предпочитают отсиживаться или заниматься своими делами. Их очень сложно заинтересовать. Та часть детей, которая проявляет активность, не способна повести за собой, так как лидеров среди них нет. Поэтому необходимо вести дальнейшую работу по формированию коллектива именно для того, чтобы дети начали проявлять себя сначала в малых группах, а уж затем в классе, то есть стараться вырастить лидера.

Для этого в течении учебного года необходимо привлекать детей к организации мероприятий в классе и участию в них. Стараться, как можно чаще говорить о результатах прошедших мероприятий и действиях, приведших к таким результатам. То есть направить работу класса по пути самоанализа и самоконтроля.

На первом этапе – беседа (2 класс)

На втором этапе – анкетирование и тестирование (3 класс)

На третьем этапе – отзывы в устной и письменной форме, например, мини-сочинение. (4 класс)

Думаю, такая работа поможет детям познать мир взаимоотношений и себя в этом мире.

Таким образом, в новом учебном году я посчитала необходимым продолжить работу по формированию классного коллектива и основными задачами реализации этой цели взять задачи, направленные на формирование нравственного воспитания, толерантности, культуры общения. Кроме того, необходимо уделять особое внимание развитию индивидуальных способностей детей и творческого потенциала каждого ребёнка с опорой на умение взаимодействовать с окружающими людьми.

В этом году проще стало планировать воспитательную работу, так как был предложен общий план воспитательной работы для начального звена. Взяв его за основу и адаптировав к работе с классом по периодам я практически смогла реализовать свои замыслы. Что из этого получилось, можно будет судить в конце года. А на данном этапе могу сказать, что в следующем году цель «Формирование классного коллектива» основной являться не будет.

В ходе реализации своего плана воспитательной работы я столкнулась с рядом трудностей (проблем), которые хотелось бы разрешить.

- С каждым годом всё труднее привлекать родителей к подготовке мероприятий. Они предпочитают в лучшем случае заплатить за мероприятие, чем самим его готовить и участвовать в нём. Есть ещё такие родители, но это единицы. Как привлечь большее количество родителей для подготовки и проведения мероприятия?

- Вновь прибывшие дети чаще всего проблем создают не много. А вот их родители почему-то пытаются противостоять сложившимся традициям в классе. Как этого избежать?

- (И о наболевшем). Уровень развития детей не позволяет принимать участие во многих мероприятиях и конкурсах, объявленных «свыше» (Низкий уровень развития речи, отсутствие чаще всего у таких детей артистизма). Когда оценивают работу классного руководителя, судят о работе с классом не только по участию, но и по занятым местам. А это чаще всего зависит не от классного руководителя, ведь в конкурсах участвуют дети, которые занимаются на музыкальном отделении. Как нацелить на победу детей не столь способных, но желающих проявить себя?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!