Анализ педагогической деятельности
учителя биологии Рядновой Н.Н.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Для развития УУД в учебных ситуациях информационная образовательная среда должна содержать следующие элементы:
дидактические материалы, направленные на организацию познавательной деятельности, включающую значительную долю самостоятельной работы;
средства для взаимодействия учащихся, учащихся и учителя, учащихся и интерактивных средств ИКТ;
средства для оценивания собственного продвижения и развития в процессе самостоятельной деятельности;
система опорных ориентиров для формирования общего представления об изучаемом материале, удобной навигации в содержании, выражающаяся в понятной структуре материалов. Система ориентировки – содержание, выделения в тексте, графические объекты, модели, тренажеры и т.д. Важную роль здесь играют проблемные вопросы.
система заданий для самоконтроля, образцы (модели эталоны), критерии для определения точности выполнения задания, тесты;
система справочной информации, обеспечивающая поиск достоверной учебной и научной информации по теме: ссылки на ресурсы, раскрывающие шире изучаемые понятия, рекомендуемые источники информации;
возможность организации материалов в личном пространстве учащихся, осуществление отбора для обеспечения разноуровневого освоения, выделения или конструирования в изучаемом материале индивидуальной учебной структуры.
На своих уроках я применяю следующие формы УУД:
Работа с текстом учебника
А) выделение существенного, главного (например, значение бактерий)
Б) смысловая группировка (например, сгруппировать кости скелета по отделам)
В) составление планов, тезисов, конспектов
Г) Составление схем ( 8 класс «Схема рефлекторной дуги»)
Д) формулировка выводов ( при выполнении лабораторных работ)
Е) Чтение –поиск (ответить на вопросы в конце параграфа)
Ж) Составление вопросов (8 класс «Характеристика безусловных и условных рефлексов»)
З) Описание биологических объектов (амеба )
Работа учащихся в группах:
А) решение биологических, экологических задач (причины экологических катастроф в разных регионах Земли)
Б) выполнение лабораторных и практических работ
В) сравнение биологических объектов (естественный биогеоценоз и агроэкосистема)
Г) веселая эстафета (6 класс «Органы цветкового растения»)
Работа с тестами помогают осуществлять познавательную учебную деятельность
А) билогический диктант
Б) Выбрать один или несколько правильных ответов
В) задание на соответствие
Г) задание на последовательность биологических явлений, структур
Работа по карточкам
А) вставьте пропущенное слово
Б) дайте определение
В) работа с рисунками
Г) верно ли утверждение?
Д) заполните схему и другие
Личностные учебные действия можно осуществлять на уроках и во внеурочной деятельности. Эта деятельность помогает воспитывать патриотов своей страны, людей сопереживающих и готовых прийти на помощь другим людям. При изучении темы «Грибы» я рассказываю о создании антибиотиков и их применении в ВОВ. При изучении темы «Мхи» я рассказываю об использовании сфагнума партизанами при лечении ран. На уроках биологии дети знакомятся с трудами великих ученых: Н.И.Вавиловым, И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, И.И.Мечниковым и другими. Изучение первой доврачебной медицинской помощи готовит школьников прийти на помощь людям.
Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей.
С целью формирования социальных и познавательных мотивов учения рекомендуются различные формы познавательных заданий.
Содержание учебного предмета «Биология» представляет большие возможности для развития мотивации его изучения. В своей практике использую методические приёмы предметной деятельности. Под предметной деятельностью понимается учебная деятельность, осуществляемая школьниками в рамках предмета биологии.
Предметная деятельность это личностное образование. Личность определяется тем, что как она знает, что и как она ценит; что и как она созидает. Различают следующие виды предметной деятельности :
Для развития предметной деятельности я использую следующие приёмы.
Познавательная деятельность:
Анализ биологических терминов;
Работа с дополнительной литературой;
Сочинения;
Диктанты;
Решение проблемных ситуаций;
Коммуникативная деятельность:
В качестве основных методов формирования мотивации учения использовались следующие:
формирование приёмов целеобразования;
осознание рождения нового мотива;
актуализация сложившихся мотивов;
придание мотиву новых характеристик;
анализ мотивов и целей учения.
Формирование приёмов целеобразования.
На первых уроках биологии я учу ребят понимать цели, а затем самостоятельно ставить свои цели, которые перерастают в мотив. Если используемые учителем технологии личностно значимы, то есть все основания утверждать, что будет формироваться внутренняя мотивация. Формирование приемов мотивированного целеобразования успешно удается на уроках-экскурсиях, т.к. практическая направленность является мощным фактором мотивации учения. Широко использую проблемные вопросы. Изучая тему «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных кулечках или в мешочках из ткани?», «Почему для посева мы используем крупные семена?». Тема «Корень»- «Почему песчаный карьер, расположенный напротив нашей школы не осыпается?» и другие вопросы.
Одним из методов повышения мотивации к изучению биологии является привлечение внимания учащихся к изучаемой теме материалом, содержащим необычные сведения , способные пробудить интерес.
Осознание рождения нового мотива.
Для создания новой мотивации в своей практике я использую дидактические игры. Большой популярностью среди учащихся пользуются биологические лабиринты, игра «Пентагон», «Третий лишний» и др. Успешное выполнение подобных заданий вызывает новое побуждение, например, самостоятельно составить игру, кроссворд и т.д.
Достижению поставленных целей помогают разнообразные методы и приемы проведения уроков, где учащиеся получают знания
Проведение нестандартных уроков: «Животные на страже мира», «Суд над насекомыми»
Психологи утверждают, что развитие ребенка осуществляется преимущественно через игру. Игровые моменты на уроках активизируют познавательную деятельность учеников, помогают акцентировать внимание на определенных явлениях, устанавливать причинно-следственные связи.
Например, при изучении темы «Паразитические черви» во второй части урока, как закрепление, ученики разыгрывают сценку из народной сказки. Братец Иванушка просит у сестрицы Аленушки воды напиться из пруда. А сестрица Аленушка ему запрещает. Иванушка не слушается. Тогда сестрица Аленушка обращается к классу. Ученики рассказывают о заражении печеночным сосальщиком.
Вторая сценка из сказки о принцессе, у ворот замка которой продавали яблоки Вспомните ребята, что кто съедал эти яблоки, у того вырастали нос и уши. А в нашей сказке яблоки несут на себе что? Ученики рассказывают о способах заражения аскаридами и острицами.
При изучении темы «Многообразие простейших» ученикам предлагается взять на себя роли амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки и каждый должен сделать проект, который характеризует соответствующее животное.. Создается экспертная группа. которая выносит решение об уровне организации животного. Такая работа проводится с использованием учебника и дополнительной литературы, что способствует формированию умений находить нужную информацию в источнике знаний.
Такой подход к изучению материала способствует формированию интереса к предмету, развивает творческую активность, разнообразит виды деятельности учеников на уроке, снимает напряжение.
Пережив успешность, у школьника появляется желание пережить это вновь, поэтому появляется новая мотивационная направленность - выполнить более трудное задание.
Придание мотиву новых характеристик.
Новыми характеристиками являются сила мотива, устойчивость, самостоятельность, доминирование, действенность. Возникший мотив может развиться только в процессе многократного выполнения упражнений. Для этого на уроках я использую биологические задачи, тесты , диктанты и др. Например на уроке биологии в 8 классе по теме «Гигиена дыхания» уч-ся получают задание: дайте обоснование основных правил гигиены дыхания:
дышать надо размеренно и глубоко;
ходьба на лыжах, волейбол улучшают дыхание;
полезно бывать на свежем воздухе;
дышать надо через нос;
при кашле и дыхании следует закрывать рот и нос платком и др.
Анализ мотивов и целей учения.
Анализ мотивов и целей хорошо просматривается через преобразовательную предметную деятельность. Изучая тему «Общее знакомство с цветковыми растениями» в 6 классе, предлагаю уч-ся написать сочинение – прогноз: « В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил все листья на растениях. К чему это может привести?»
Для включения учащихся в работу, урок часто начинается с разминки. Предлагаются задания, которые требуют внимания, тренируют память, логическое мышление, развивают зрительное восприятие, учат устанавливать причинно – следственные связи. Для этого используются кроссворды, головоломки, загадки, викторины.
Например «Составьте слова».
На доске написаны слова с перепутанными буквами. Предлагается поставить в них буквы таким образом, чтобы получились названия рыб.
Какие рыбы?
Тапвол (плотва) Алгбеу (белуга) Дукса (судак)
Знаас (сазан) Секрат (треска) Цыебр (рыбец)
Егмас (семга) Бовал (вобла) Арьсак (карась)
Торес (осетр) Млина (налим)
Игра «Кто лишний?»
Перед учащимися поставлена задача- определить, кто лишний в каждом ряду и объяснить свой ответ.
Уж желтопузик кобра удав
Хамелеон крокодил тритон черепаха
Гадюка желтопузик агама веретеница
Умения и навыки, полученные в результате использования данных технологий и методов, являются хорошей мотивационной основой для обучения учащихся предметам естественнонаучной образовательной области.