Анализ посещённого урока факультативного курса «Литература родного края»
Учитель Павленко Елена Владимировна
Класс 9-Б
Дата 01.12.2017 года
Предмет Литература родного края
Тема урока
Поэт, композитор, философ Григорий Сковорода. Посещение Святогорского монастыря. «Сад божественных песен»: поэтические труды, песни, притчи, басни, афоризмы, связанные с пребыванием в Донецком крае.
Цель урока
Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и деятельности
Г. Сковороды; изучить поэтические труды, песни, притчи, басни, афоризмы философа,
связанные с пребыванием на Донецкой земле.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Урок посещает: заместитель директора по УВР Шаповалова В.В.
Аннотация урока:
Учитель работает над активизацией учебной деятельности обучающихся путём внедрения интерактивных методов обучения на уроках факультативного курса «Литература родного края». Применение интерактивного обучения осуществляется путём использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности обучающихся, интерактивных игр и методов, способствующих обучению школьников умению дискутировать.
Проведённое занятие факультативного курса «Литература родного края» в 9-Б классе посвящено теме «Поэт, композитор, философ Григорий Сковорода. Посещение Святогорского монастыря. «Сад божественных песен»: поэтические труды, песни, притчи, басни, афоризмы, связанные с пребыванием в Донецком крае». Данное занятие проводилось по плану и в соответствии с тематическим планированием.
Основными путями формирования коммуникативно-речевой компетентности обучающихся были: речевые ситуации; выполнение заданий в парах, группах; привлечение школьников к взаимооцениванию результатов выполненных заданий; решение проблемных ситуаций; применение метода эвристической беседы; выполнение творческих заданий, направленных расширение словарного запаса обучающихся; работа обучающихся с художественной, справочной и энциклопедической литературой, с учебными Интернет-ресурсами.
В соответствии с темой адекватно определены цели, задачи и тип занятия факультатива.
Структура занятия соответствует содержанию учебного материала, целям и задачам, а также логике учебного процесса. Урок чётко структурирован, соблюден регламент времени в пределах отдельных задач и всего занятия в целом. Этапы урока логически связаны между собой, следующий этап вытекает из предыдущего.
На контрольно-рефлексивном этапе осознания и первичного запоминания была поставлена проблема: «Прочитай статью «Странствующий философ». Расскажи, каким видит автор философа Григория Сковороду? Поясни значение его эпитафии «Мир меня ловил, но не поймал». Работа предусматривала задания на осмысление, осознание и первоначальное запоминание материала. Также обучающимся было дано опережающее задание: проработать биографию Г. Сковороды. Затем было задание, развивающее критическое мышление (вызов – осмысление – размышление): «Сравни текст статьи «Странствующий философ» с биографической справкой. Выбери статью, которая наиболее полно даёт нам представление о философе Григории Сковороде». Школьники достойно справилась с поставленной задачей.
В течение урока реализовывались функции повторения пройденного ранее учебного материала, активизировались полученные ранее знания для успешного и качественного осознания нового учебного материала, что позволило усовершенствовать практические навыки и умения, уточнить и углубить усвоенное, обобщить и систематизировать знания, помогло выявить и ликвидировать пробелы. Задание «Работаем над литературоведческим понятием» напомнило обучающимся изученные понятий литературы. Задание (метод «Мозговая атака»): «Прочитай поэтические труды, песни, притчи, басни, афоризмы Г. Сковороды, определи, какой теме они посвящены. Сформулируй философскую мысль афоризмов. Что тебе запомнилось, расширило знания о творчестве Г. Сковороды». В течение урока использовались мини-рефераты, сообщения, анонсы, реплики, афоризмы, подготовленные обучающимися (опережающие задания).
Работоспособность обучающихся на уроке обеспечивалась за счёт использования инновационно - коммуникативных технологий, создавался положительный эмоциональный настрой и благоприятная психологическая атмосфера. Педагог подобрала интересный, насыщенный материал, имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость.
Контроль усвоения полученных знаний был осуществлён в форме тестовых заданий.
Занятие проведено на высоком научно-методическом уровне. Цели достигнуты. Учитель совместно с десятиклассниками подвела итоги урока. Школьники выразили своё отношение к работе на уроке методом «Микрофон», оценили уровень полученных знаний и умений. Обучающиеся получили задания по технологии опережающего обучения к следующему уроку.