СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ППРС в подготовительной к школе группе 2021-2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ ППРС в подготовительной к школе группе 2021-2022»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Северо–Енисейского детского сада № 4 «Жарки»


Анализ развивающей предметно-пространственной среды

в подготовительной к школе группе

2021-2022 гг


Воспитатель: Орлова Галина Абзальевна


Актуальность

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Развивающая предметно-пространственной среда- является важным фактором воспитания и развития ребенка. Пространство группы организовала в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Правильно организованная развивающая среда в группе обеспечивает занятость каждого ребенка, его эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:

  • Социально-коммуникативное развитие;

  • Познавательное развитие;

  • Речевое развитие;

  • Художественно-эстетическое развитие;

  • Физическое развитие.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области реализовываются на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

В соответствии с рассмотренными принципами мною была создана следующая развивающая предметно-пространственная среда:
Социально-коммуникативное развитие:

  • Стенд «Я выбираю»;

  • Центр патриотического воспитания «Юнае патриоты»;

  • Центр ПДД «Веселый светофор»

  • Центр сюжетно-ролевых игр «Дружные ребята»;

  • уголок психологического здоровья «Уголок уединения».

Познавательное развитие:

  • центр развивающих и настольно-печатных игр «Умелые пальчики»;

  • центр экспериментирования и природы «Хочу все знать»;

  • центр «Огород на окне»;

  • центр по подготовке к школе «Умники и умницы»;

  • центр финансовой грамотности «Экономград».

Речевое развитие:

  • центр речевого развития «Речевичек»;

  • центр театрализованной деятельности «Юный театрал»;

Художественно-эстетическое развитие:

  • центр с материалами для творчества «Творческая мастерская»;

  • центр «Самоделкин»

  • центр музыкального развития «До-ми-солька»

Физическое развитие:

  • центр «Любим спорт».

    Социально-коммуникативное развитие:

  • Стенд «Я выбираю».

Это обязательный атрибут Программы. Дети после утреннего сбора, выбирают центр активности, в котором хотят заниматься, и ставят своё фото в коробочку с эмблемой центра. Работа с этим стендом очень важна, она способствует навыкам партнерского общения, работы в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия.


  • Центр патриотического воспитания «Юные патриоты»;

В центре помещена  государственная символика родного поселка, Красноярского края и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей России и Красноярского края. В уголок родного края входит  художественная литература по краеведению, оформлен  альбом  «Мой поселок», «Как жили на Руси», «Знаменитые люди Красноярского края» др.


  • Центр ПДД «Веселый светофор».

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, на улицах и дома.

Именно поэтому я планомерна знакомила воспитанников с правилами и нормами безопасного поведения на дороге и формированию навыков сохранения жизни начиная с ясельной группы, ведь всё, что усваивается в дошкольном возрасте, надёжно откладывается в человеческой памяти.

Центр  отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный макет с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.



  • Центр сюжетно-ролевых игр «Дружные ребята»;

Центр оборудован таким образом, что дети могут выбирать материал для игры самостоятельно, комбинировать его «под свои игровые творческие замыслы». Игровая мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Здесь можно играть в магазин, и в парикмахерскую, и  в больницу, в дочки-матери, моряков и т.д.



  • уголок психологического здоровья «Уголок уединения».

В шумном пространстве игровой комнаты есть островок тишины и спокойствия -  «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место. Здесь живет мягкая  игрушка, который ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса - все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей. Уголок уединения – это то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом.

Здесь же находится центр книги «Приходи сказка». В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок может внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам. Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.


Познавательное развитие:

  • центр развивающих и настольно-печатных игр «Умелые пальчики»;

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения и т.д. Подобранный наглядно-дидактический   материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

  • центр экспериментирования и природы «Хочу все знать»;

Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности:  лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных  испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

По уходу за комнатными растениями и цветочной рассадой имеются инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.


  • центр «Огород на окне».

Немаловажную роль играет огород и в исследовательской деятельности, когда ребенок воочию видит, что растение не просто растет, оно живет, оно питается через корни и листья. Что растения это тоже живые организмы. Что растения нуждаются в нашей помощи - посадке, поливу, рыхлению. Что растение отблагодарит за труд, который дети вложат в свой маленький огород, самыми вкусными плодами. Дети усвоят необходимость терпения и труда, а также, что природа и человек это единое целое.

  • центр по подготовке к школе «Умники и умницы».

В центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Для обучения грамоте оформлен город букв. Картотеки букв и сюжетных картин к ним.

Для формирования математических представлений в данном центре располагаются: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Также находятся схемы для развивающих игр «Танграм», «Колумбово яйцо». При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей разного уровня здоровья и развития.


  • центр финансовой грамотности «Экономград».

Для погружения детей в мир экономики, способствующий закреплению, уточнению, систематизации полученных экономических представлений в трудовой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.

Центр финансовой грамотности содержит различные дидактические игры, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, настольные игры, альбомы с различными видами денег, изделия ручного труда, сейф, банкомат, загадки и пословицы, а так же сказки по финансовой грамотности и т.п.

Речевое развитие:

  • Центр  речевого развития «Речевичок»- это важный объект развивающей среды.

В речи дошкольников существует множество проблем, а именно: нарушено звукопроизношение, бедный лексический словарь,  простые, невыразительные предложения. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли.  Речь играет важную роль в становлении личности ребенка. Созданная мною РППС отвечает необходимыми требованиям, стимулирует речевую  деятельность дошкольников, даёт каждому ребёнку сделать выбор, чем он будет заниматься.

  • Центр театрализованной деятельности «Юный театрал»;

театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.


Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в нашей группе его цель;

  • Развитие творческих способностей у детей;

  • Развитие воображения, умения импровизировать;

  • Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;

  • Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке.

Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
Оформление носит выставочный характер. Регулярное обновление дидактического оснащения уголка способствует развитию интереса у детей. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка является игрушка – "одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, побуждать к речевой активности.

Уголок «Ряжения».

В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ. Передвижная полка шкаф для хранения костюмов, выставочный стенд, ширма, модули, маски, костюмы, ленты, накидки, шляпы, платки, сумки, атрибуты к сказкам.

Художественно-эстетическое развитие:

  • центр с материалами для творчества «Творческая мастерская»;

Основная цель этого центра – это развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. В Центре «Творческая мастерская» для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры  и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии.

  • центр музыкального развития «До-ми-солька»

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Пособия музыкального центра помогают нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе.

  • Центр конструктивно-модельной деятельности «Конструкторское бюро»

Центр мобилен и трансформируем. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка. (Здесь представлены различные виды и формы конструкторов: конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор). Можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.


Физическое развитие.

центр «Догони-ка»

В уголке имеются различные материалы: мячи, обручи, разноцветные флажки, ленточки, султанчики. А мешочки набитые песком, горохом, крупой, колечки, массажные дорожки служат для ходьбы, перешагивания, прыжков. Центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Оборудование соответствует возрастным особенностям детей.



центр финансовой грамотности, для погружения детей в мир экономики, способствующий закреплению, уточнению, систематизации полученных экономических представлений в трудовой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной и продуктивной деятельности.

Центр финансовой грамотности содержит различные дидактические игры, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, настольные игры, альбомы с различными видами денег, изделия ручного труда, и т. п.



Заключение:

Предметно – развивающая среда группы предусматривает созданные условия для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знакомства с окружающим миром, природой, основами естественных наук, приобщение к здоровому образу жизни. Всё оборудование в центрах является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей, индивидуальным особенностям детей; игрушки – обеспечивают максимальный для каждого возраста развивающий эффект. Все предметы доступны детям.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и др.).

Таким образом, созданная мною развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие ребенка.



Заведующий

МБДОУ № 4 «Жарки» _______________________ О.А.Семёнова



6