Практическая работа.
Анализ предметного содержания, предметных результатов освоения ПРП и УМК по русскому языку 1-4 класс.
1.УМК «Школа России»
( под ред. А. Плещакова)
Издательство « Просвещение»
Проанализируем соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы по русскому языку.
Выход в свет нормативных документов, в частности обновленного федерального государственного стандарта НОО определили для нас ключевые приоритеты системы образования РФ. На сегодняшний день мы говорим о единых стандартах образовательного пространства, о единстве учебной и воспитательной деятельности. Вторая составляющая это развитие личностных качеств адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды. И третья составляющая - это безопасное использование современных цифровых технологий.
В разделе требований к структуре программы НОО сохраняется 3 раздела:
- целевой;
- содержательный;
- организационный.
Обратим внимание на содержательный раздел, который включает в себя:
- рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, в том числе внеурочной деятельности;
- программу формирования УУД;
- рабочую программу воспитания и программу коррекционной работы.
Следует отметить, что впервые в обновлённом стандарте в разделе общесистемных требований к реализации программы начального общего образования было зафиксировано понятие функциональной грамотности обучающихся именно на уровне начального общего образования. Это понятие включает в себя способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Кроме этого в соответствии с обновленным стандартом, предметные результаты описаны в разрезе каждого предмета на базовом уровне. Если раньше мы рассматривали эти результаты на уровне «ученик научится, ученик получит возможность научиться», то сейчас мы рассматриваем эти предметные результаты только в разрезе «ученик научится».
В обновленных программах реализован современный подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
В прошлом году были утверждены Примерные рабочие программы. В соответствии с этими примерными программами мы должны строить наш образовательный процесс.
В связи с обновлением стандартов, требуется обновление содержания учебников. Это достаточно сложный процесс. В мае прошлого года был принят ФГОС, в сентябре были одобрены примерные рабочие программы начального и основного ОО, в ноябре вышел приказ об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников. В первом квартале 2022 ведется продуктивная работа по обновлению учебников и подготовки к их экспертизе. Примерный срок появления нового федерального перечня – 4 квартал 2022 года.
В связи с этим мы с вами понимаем, что действующий федеральный перечень учебников не содержит учебники, которые прошли экспертизу и соответствуют обновленным требованиям. Возникает вопрос, а как же начинать реализацию стандартов?
В связи с этим было выпущено письмо Министерства просвещения от 11 ноября 2021 года, в котором прописано, что в переходный период в 2022-2023 учебного года могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. Это говорит о том, что на сегодняшний день, начиная новый учебный год, мы можем использовать те учебники, которые внесены в действующий федеральный перечень учебников. На сколько они соответствуют примерным рабочим программам?
Анализируя содержание учебника Азбуки Горецкого для 1 класса в соответствии с примерной рабочей программой по предмету обращаем внимание на последнюю колонку: полностью соответствует элементам содержания Примерной рабочей программы.
Раздел «Развитие речи». Основное содержание этого раздела – умение составлять рассказы
повествовательного характера по материалам сюжетных картинок, наблюдений.
Содержание учебника полностью соответствует.
Раздел: «Слово и предложение»: различение слова и предложения.
Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа: наблюдение над значением слова.
Аналогия соответствия содержанию учебника.
Анализируя остальные разделы ПРП и содержание учебника, приходим к выводу,
что учебник полностью соответствует элементам содержания ПРП
Методическим аппаратом учебника «Азбука» Горецкого ведётся работа на разных уровнях сложностей, работа с информацией – дети обращаются к словарям и формирование коммуникативных универсальных учебных действий, реализуется совместная деятельность (работа в паре, работа в группе)
В период обучения грамоте главная учебная задача - звуковой анализ слова. Дети должны научиться вычленять звуки из слова.
Следующий предметный результат: различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие, т.е. работа с согласными звуками.
В ПРП по русскому языку обозначено 20 обязательных предметных результатов, которые должен достичь первоклассник на конец учебного года и мы можем проследить все результаты, которые прописаны в ПРП и формируются на основе системы, заложенной в этих учебниках.
При формировании метапредметных результатов мы можем выделить три составляющие познавательных универсальных учебных действий:
- это базовые логические действия;
- базовые исследовательские действия;
- работа с информацией.
В коммуникативных УУД выделяем умения, которые связаны с общением.
Регулятивные УУД: здесь мы выделяем самоорганизацию и контроль.
Отдельно выделена совестная деятельность.
Первый класс это не только азбука и период обучения грамоте, также дети начинают системный курс обучения русскому языку в соответствии с ПРП.
Анализируя ПРП по предмету и содержанию учебника, видим соответствие учебников примерной рабочей программе.
Сейчас ведётся активная работа по обновлению содержания учебников в связи с обновлённым стандартом, ПРП по предметам. Таким образом, можно сделать вывод, что УМК «Азбука» Горецкого соответствует содержанию ПРП по русскому языку и может быть использован в переходный период реализации ФГОС НОО. Мы достигнем тех результатов, которые прописаны в примерной рабочей программе по русскому языку и сформируем метапредметные результаты, используя данный учебник с 1 сентября 2022 г
.