СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ предметного содержания, предметных результатов освоения ПРП и УМК по русскому языку 1-4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОАНАЛИЗИРУЕМ соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программе по русскому языку

 

Просмотр содержимого документа
«Анализ предметного содержания, предметных результатов освоения ПРП и УМК по русскому языку 1-4 класс.»


Практическая работа.

Анализ предметного содержания, предметных результатов освоения ПРП и УМК по русскому языку 1-4 класс.

1.УМК «Школа России»

( под ред. А. Плещакова)

Издательство « Просвещение»

Проанализируем соответствие содержания учебника разделам примерной рабочей программы по русскому языку.

  Выход в свет нормативных документов, в частности обновленного федерального государственного стандарта НОО определили для нас ключевые приоритеты системы образования РФ. На сегодняшний день мы говорим о единых стандартах образовательного пространства, о единстве учебной и воспитательной деятельности. Вторая составляющая это развитие личностных качеств адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды. И третья составляющая - это безопасное использование современных цифровых технологий.

В разделе требований к структуре программы НОО сохраняется  3 раздела:

- целевой;

- содержательный;

- организационный.

Обратим внимание на содержательный раздел, который включает в себя:

- рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей, в том числе внеурочной деятельности;

- программу формирования УУД;

- рабочую программу воспитания и программу коррекционной работы.

Следует отметить, что впервые в обновлённом стандарте в разделе общесистемных требований к реализации программы начального общего образования было зафиксировано понятие функциональной грамотности обучающихся именно на уровне начального общего образования. Это понятие включает в себя способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.


 Кроме этого в соответствии с обновленным стандартом, предметные результаты описаны в разрезе каждого предмета на базовом уровне. Если раньше мы рассматривали эти результаты на уровне «ученик научится, ученик получит возможность научиться», то сейчас мы рассматриваем эти предметные результаты только в разрезе «ученик научится».

В обновленных программах реализован современный подход к тематическому планированию, отражающий не только логику развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

В прошлом году были утверждены Примерные рабочие программы. В соответствии с этими примерными программами мы должны строить наш образовательный процесс.

 В связи с обновлением стандартов, требуется обновление содержания учебников. Это достаточно сложный процесс. В мае прошлого года был принят ФГОС, в сентябре были одобрены примерные рабочие программы начального и основного ОО, в ноябре вышел приказ об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников. В первом квартале 2022  ведется продуктивная работа по обновлению учебников и подготовки к их экспертизе. Примерный срок появления нового федерального перечня – 4 квартал 2022 года.

В связи с этим мы с вами понимаем, что действующий федеральный перечень учебников не содержит учебники, которые прошли экспертизу и соответствуют обновленным требованиям. Возникает вопрос, а как же начинать реализацию стандартов?

В связи с этим было выпущено письмо Министерства просвещения от 11 ноября 2021 года, в котором прописано, что в переходный период в 2022-2023 учебного года могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. Это говорит о том, что на сегодняшний день, начиная новый учебный год, мы можем использовать те учебники, которые внесены в действующий федеральный перечень учебников. На сколько они соответствуют примерным рабочим программам?

Анализируя содержание учебника Азбуки Горецкого для 1 класса в соответствии с примерной рабочей программой по предмету обращаем внимание на последнюю колонку: полностью соответствует элементам содержания Примерной рабочей программы.

Раздел «Развитие речи». Основное содержание этого раздела – умение составлять рассказы

повествовательного характера по материалам сюжетных картинок, наблюдений.

Содержание учебника полностью соответствует.
Раздел: «Слово и предложение»: различение слова и предложения.

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа: наблюдение над значением слова.

Аналогия соответствия содержанию учебника.
Анализируя остальные разделы ПРП и содержание учебника, приходим к выводу,

что учебник полностью соответствует элементам содержания ПРП

      Методическим аппаратом учебника «Азбука» Горецкого ведётся работа на разных уровнях сложностей, работа с информацией – дети обращаются к словарям и формирование коммуникативных универсальных учебных действий, реализуется совместная деятельность (работа в паре, работа в группе)

В период обучения грамоте главная учебная задача  - звуковой анализ слова. Дети должны научиться вычленять звуки из слова.

Следующий предметный результат: различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие, т.е. работа с согласными звуками.

В ПРП по русскому языку обозначено 20 обязательных предметных результатов, которые должен достичь первоклассник на конец учебного года и мы можем проследить все результаты, которые прописаны в ПРП и формируются на основе системы, заложенной в этих учебниках.

При формировании метапредметных результатов мы можем выделить три составляющие познавательных универсальных учебных действий:

- это базовые логические действия;

- базовые исследовательские действия;

- работа с информацией.

В коммуникативных УУД выделяем умения, которые связаны с общением.

Регулятивные УУД: здесь мы выделяем самоорганизацию и контроль.

Отдельно выделена совестная деятельность.

Первый класс это не только азбука и период обучения грамоте, также дети начинают системный курс обучения русскому языку в соответствии с ПРП.

Анализируя ПРП по предмету и содержанию учебника, видим соответствие учебников примерной рабочей программе.

Сейчас ведётся активная работа по обновлению содержания учебников в связи с обновлённым стандартом, ПРП по предметам. Таким образом, можно сделать вывод, что УМК «Азбука» Горецкого соответствует содержанию ПРП по русскому языку и может быть использован в переходный период реализации ФГОС НОО. Мы достигнем тех результатов, которые прописаны в примерной рабочей программе по русскому языку и сформируем метапредметные результаты, используя данный учебник с 1 сентября 2022 г



 




.