СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ проблем учащихся с ограниченными возможностями здоровья в освоении школьной программы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы жизнь учеников с ОВЗ была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников в школьном учреждении.

Просмотр содержимого документа
«Анализ проблем учащихся с ограниченными возможностями здоровья в освоении школьной программы»

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОСВОЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Сухорукова Виктория Юрьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 24»,

г. Абакан


В настоящее время одной из основных функций образовательного Стандарта общего образования является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, которое должно отвечать его потребностям и в полной мере использовать возможности его развития. Особое внимание уделяется школьникам, которые в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья [5, с. 144].

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), нуждающихся в создании системы специальных условий обучения и воспитания растет. В последние годы наметилась негативная тенденция постоянного увеличения числа детей-инвалидов. По последним статистическим данным, в России более 4,5 млн. инвалидов, из них детей-инвалидов до 16 лет – более 500 тыс. Кроме того, в детской популяции существует не поддающаяся точному учету обширная группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но возможности и здоровье которых резко ограничены [2, с. 258].

В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в Российской Федерации, то есть 1,7 млн. человек, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном обучении и психолого-педагогическом сопровождении, отвечающим их потребностям. Проблема здоровья детей данной категории, обеспечения условий успешной социализации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, определены в качестве наиболее важных и актуальных в Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации [4, с. 321].

Проблемы воспитания и обучения учащихся с различными ограниченными возможностями здоровья рассматривали многие ученые с различных точек зрения. Исследованием данных проблем в нашей стране занимались Т.Г. Богданова, Б.С. Братусь, О.С. Газман, Л.В. Кузнецова, В.Е. Летунова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, H.H. Михайлова, A.B. Мудрик, Л.И. Солнцева, А.Т. Цукерман и др. [3, с. 218].

Каждая образовательная организация должна создавать эффективные социально-организованные, психолого-педагогические условия, обеспечивающие гармоничное развитие личности учащегося. Дети оказываются перед большим количеством разнообразных выборов – как общаться со сверстниками, как учиться, как относиться к правилам, требованиям и т.д. В связи с вышеперечисленным является актуальным анализ проблем в освоении школьной программы учащихся с ограниченными возможностями здоровья [1, с. 31].

С данной целью было проведено исследование выявления трудностей учащихся с ОВЗ в освоении школьной программы. В исследовании приняли участие 14 школьников МБОУ «СОШ № 24» города Абакана с различными ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 12 до 15 лет (4 школьника – с нарушениями зрения, 3 школьника – с нарушениями речевого развития, 7 школьников – с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

С целью выявления трудностей учащихся с ОВЗ в освоении школьной программы использовались следующие эмпирические методы: беседа с психологом, беседа с классными руководителями, методика «Незаконченное предложение» (автор А.Б. Орлов).

В ходе беседы со школьным психологом, было выявлено, что учащиеся с нарушением зрения (миопия), проявляют слабую сосредоточенность на учебном материале при выполнении заданий, часто отвлекаются на уроках, в связи с этим не достаточно усваивают учебный материал.

Учащиеся с нарушениями речи (ринолалия, дизартрия, заикание) испытывают трудности в обучении, обусловленные особенностями их работоспособности. Школьники очень быстро устают от любой интеллектуальной нагрузки, плохо усваивают новые знания. Иногда проявляют повышенную расторможенность, или, наоборот, заторможенность, что отражается на их учебной деятельности.

Учащиеся, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата не только испытывают трудности в усвоении учебных предметов, но и испытывают трудности в общении со сверстниками. У данных подростков отмечена незрелость эмоционально-волевой сферы в сочетании с нарушениями внимания, не сформированы механизмы регуляции деятельности.

Также в ходе беседы с классными руководителями выявлено, что школьники с ограниченными возможностями здоровья, принявшие участие в исследовании, не смотря на разные виды дизонтогенеза, проявляют низкую интенсивность и эффективность учебной деятельности, несформированность мотивов учебной деятельности, недисциплинированность, нарушения в эмоционально-волевой сфере, низкий уровень познавательных способностей.

С целью выявления того, как учащиеся сами оценивают свои трудности в обучении, была проведена методика А.Б. Орлова «Незаконченное предложение». В результате проведения данной методики были получены следующие результаты:

- 8 учеников ответили, что для них самыми трудными являются такие предметы как физика и иностранный язык;

- 4 ученика ответили, что для них наиболее трудными являются уроки русского языка, а именно понимание теоретических понятий, 3 школьника отметили, что допускают большое количество орфографических ошибок;

- 2 ученика отметили, что они испытывают затруднения на уроках математики, особенно при решении составных задач, при изучении геометрического материала.

12 детей из общей группы школьников, принявших участие в исследовании, отметили, что им не всегда удаётся хорошо отвечать на вопросы учителей на различных предметах; 7 детей – что им не всегда удаётся делать домашнее задание; 5 детей указали, что им не всегда удаётся красиво писать и что им не всегда удаётся хорошо учиться.

На вопрос «Когда я отвечаю перед классом» 12 учеников ответили, что испытывают сильное волнение, боятся, что ответят неправильно.

Несмотря на трудности, которые испытывают опрошенные учащиеся в процессе обучения, все они отметили, что им нравится учиться в данной школе, нравится школьная обстановка и отношение к ним учителей.

Итак, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья – это школьники, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Школьники с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. По различным причинам данные школьники часто ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков, выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют, что отражается на их усвоении школьной программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема учащихся с ограниченными возможностями здоровья в освоении школьной программы является весьма актуальной. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких учеников была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников в школьном учреждении. Создание данных условий – задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников образовательного процесса.


Библиографический список


1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 2017. – 77 с.

2. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: ООО «Аспект», 2018. – 448 с.

3. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М., 2019. – 365 с.

4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М., 2017. – 440 с.

5. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. и др. Комплексное сопровождение детей. – М., 2015. – 240 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!