Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
АНАЛИЗ
МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания
УМК «ГАРМОНИЯ»
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Выполнили:
студентки 3 курса группы Бш
школьного отделения
Мнацаканян Лизианна Артёмовна
Назаретян София Гарегиновна
Шульга Наталья Дмитриевна
Преподаватель:
Коваленко Зоя Николаевна
Краснодар, 2021 г.
Анализ программ по литературному чтению (с 1 по 4 класс)
УМК «Гармония»
Название программы: «Литературное чтение. 1 - 4 классы».
Автор: Кубасова Ольга Владимировна.
Количество времени:
На изучение курса «Литературное чтение» отводится 506 часов. Из них в 1 классе - 132 часа (из них 92 часа на обучение чтению (добукварный - 9 часов, букварный период - 64 часа, послебукварный - 19 часов) и 40 часов на литературное чтение) по 4 часа в неделю, во 2 классе - 136 часов по 4 часа в неделю, в 3 классе - 136 часов по 4 часа в неделю, в 4 классе - 102 часа по 3 часа в неделю.
Цель курса – формирование у учащихся навыка чтения, составляющего необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности;
воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно - ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Особенностью курса является то, что учебный материал подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия.
Структурируется следующим образом:
В 1 классе, когда важно вызвать интерес детей к чтению и к урокам чтения, произведения сгруппированы в разделы, тематика которых максимально близка жизненным и читательским интересам первоклассников.
Во 2 классе, где ведущей задачей становится формирование базовых читательских компетенций, литературные произведения систематизированы по методической цели обучения чтению.
В 3 классе большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, поэтому в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики.
В 4 классе, ориентированном на подготовку к дальнейшему систематическому изучению литературы, усилена литературоведческая пропедевтика, в связи с чем произведения сгруппированы по видо-жанровой специфике.
Формы работы – фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
проблемное изложение изучаемого материала;
частично-поисковый, или эвристический метод;
исследовательский метод, когда обучающимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя;
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций).
Методические приёмы:
чтение вслух, чтение «про себя»,
работа с разными видами текста: поиск в тексте необходимой информации, ответы на вопросы по тексту,
самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.
деление текста на смысловые части, их озаглавливание, понимание заглавия произведения,
определение темы и главной мысли текста,
деление текста на части, составление плана,
работа с текстом художественного произведения: определение темы и главной мысли текста, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие,
создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.