СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ программы по формированию культуры здорового образа жизни в начальной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  статье даётся анализ работы по формированию культуры здорового образа жизни в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Анализ программы по формированию культуры здорового образа жизни в начальной школе»

Анализ программы по формированию культуры здорового образа жизни в начальной школе


Качество здоровья подрастающего поколения является важным показателем качества жизни общества и государства, который отражает не только сложившуюся ситуацию, но и является прогнозом его развития в будущем. Сегодня безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие страны тесно связаны с общим потенциалом здоровья детей, молодежи и молодежи. По мнению большинства исследователей, эта проблема вызывает у современной России самые большие страхи и страхи.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что проблемы сохранения здоровья и формирования культуры здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются поводом для беспокойства как государственных организаций, так и общества самих граждан.

Ухудшение здоровья школьников стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поразительна стремительность, с которой в этой области жизни растут кризисные явления. Одной из причин этого является образ жизни семей, в которых сегодня воспитываются дети. Так называемые факторы риска могут быть обнаружены в большинстве семей: это отсутствие физических упражнений и плохое питание, употребление алкоголя, наркотиков, хронических инфекционных заболеваний и т. д. Очень часто в семье есть не один, а сочетание нескольких факторов.

Следует надеяться, что внедрение ФГОС НОО является одним из приоритетов учителя в области здравоохранения, а также знакомит младших школьников со здоровым образом жизни. «Одной из современных задач начальной школы является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна дать ученику возможность оставаться здоровым во время учебы в школе, сформировать необходимые знания и навыки для здорового образа жизни, использовать эти знания в повседневной жизни» [11, с.32].

А.М. Митяева здоровый образ жизни определяет, как деятельность по созданию, сохранению, укреплению и восстановлению здоровья людей как условия и предпосылки осуществления, развития других сторон и аспектов образа жизни [7, с.144].

По мнению ученых, существует два основных подхода к содержанию здорового образа жизни. Представители первого подхода рассматривают это понятие глобально, т. е. как форма человеческой деятельности (социально, физически, духовно), которая должна быть совместима с санитарными требованиями [3].

Эти ученые определяют здоровый образ жизни как способ биосоциальной деятельности человека, который непосредственно укрепляет его здоровье. Они исходят из методической предпосылки, что здоровый образ жизни не может быть отделен от его условий. Они понимают условия, как свойства субъекта, которые действуют в отношении здорового образа жизни как внешние потенциалы деятельности, которые могут быть выполнены в нем. Под содержанием здорового образа жизни исследователи понимают как саму жизнедеятельность, так и условия ее функционирования.

Согласно второму подходу, здоровый образ жизни рассматривается авторами как относительно отдельная часть человеческой жизни, которая охватывает определенный промежуток времени[5].

Сторонники такого подхода высказывают противоположное мнение о включении здорового образа жизни в структуру его условий и считают, что это специфическая деятельность.

Одной из наиболее распространенных особенностей в определении здорового образа жизни является его акцент на формировании здорового человека. Он действует как эффективное и надежное средство сохранения и укрепления здоровья, является основой первичной профилактики заболеваний, одной из наиболее эффективных форм их профилактики [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы каждое учебное заведение разработало специальную программу для достижения целей воспитания и образования [11].

Одним из направлений образовательной работы в МБОУ «ООШ №36» является работа по формированию здорового образа жизни среди учащихся начальной школы. Для этого в школе действует определенная система, охватывающая следующие аспекты. Медицинские технологии являются частью системы образования школы.

Таблица 1.

Педагогические здоровьесберегающие технологии

Технологии сохранения и

стимулирования здоровья

Технологии обучения

здоровому образу жизни


Коррекционные

технологии


- Стретчинг

- Динамические паузы

- Подвижные и

спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика

(пальчиковая, для глаз,

дыхательная и др)

- Гимнастика

динамическая,

ортопедическая


- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые:

игротренинги,

игротерапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки

здоровья»

- Точечный массаж


- Технологии

музыкального

воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия

цвета

- Психогимнастика

- Фонетическая ритмика



Мониторинг здоровьяпроводится благодаря программе «МС- школа». Информационно-просветительская среда является важным условием для реализации и реализации ФГОС общего образования. С помощью информационных инструментов, являющихся частью информационно-просветительской работы осуществляется автоматизация решения дидактических задач, направленных на достижение требований стандарта.

Информационно-просветительская среда школы обеспечивает автоматизацию основных задач по реализации и реализации ФГОС и содержит информационные средства для организации учебного процесса, повышающие эффективность работы преподавателя[11].

Информационный инструмент учебной деятельности - это программный продукт, который позволяет ученику или учителю выполнять активные действия над источниками информации (объектами), создавать, изменять, связывать, переносить и т. д.

Список видов инструментов для учителя является сегодня достаточно обширным: электронный журнал; инструмент подготовки заданий для учащихся; инструмент управления компьютерами учеников; системы для управления информацией образовательным пространством; инструмент организации и проведения урока, который координируется с помощью электронного журнала; инструмент для организации мониторинга результатов обучения; инструмент дистанционной поддержки образовательного процесса и т. д.

Психологический мониторинг представляет собой систему непрерывного мониторинга процесса личного развития младшего школьника, с помощью психологической диагностики; создание банка психологических данных для каждого ученика, дизайн индивидуальной психологической и образовательной траектории ученика.

Мониторинг здоровья позволяет получить количественную оценку физической и функциональной готовности детей на разных этапах, обосновать корректирующие программы воздействия на организм учащихся, повысить психофизиологические резервы, необходимые для успешного обучения. Мониторинг физического развития будет предоставлять всю необходимую информацию о ученике во время обучения.

Эти особенности программного комплекса «МС- школа» позволяют нам рассматривать его как систему информационных инструментов для учителей, чтобы решить основные дидактические задачи, задачи по сохранению и развитию здоровья студентов, которые находятся в своей деятельности, связанной с реализацией ФГОС НОО.

Школьный психолог оказывает психологическую поддержку учащимся; организует мониторинг образования УУД, по результатам которого учителям дают четкие рекомендации.

Контроль за миссией здравоохранения в школе осуществляет врачебная практика, представленная врачом и медсестрой. Комплексное медицинское обслуживание школы осуществляет детская клиника. Услуга проводится в следующих областях: педиатрия, иммунология, медицинское обследование младших школьников.

В основе Общего Образовательного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную образовательную и познавательную активность учащихся, а также создание образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.

Прежде всего, урок начинается с того, что ученик приходит в класс. Когда ученик будет готов сконцентрироваться на знаниях? Когда, прежде всего, зайдя в класс, его не будут отвлекать посторонние вещи: температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Важно также, чтобы занятия в начальной школе были не однообразными.

Средняя продолжительность и частота смены различных видов тренировок составляет около 7-10 минут. Очень важным является наличие и содержание оздоровительных моментов в классе, таких как физические минутки, динамические перерывы, минуты релаксации, дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Не все учителя обращают на это внимание. Не все умеют выполнять физические нагрузки, какие упражнения применять, а главное, что это необходимо. Преимущества физических минуток очевидны. Краткосрочные физические упражнения повышают циркуляцию крови в организме и создают возможность активного включения в образовательную деятельность. Благодаря физическим минутам можно переключить свое внимание, размять свое тело, снять усталость, напряжение в организме.

Использование подвижного способа обучения позволяет предотвратить развитие искривления позвоночника, появление плоскостопия, варикозного расширения вен, предотвратить близорукость во время учебного процесса, обеспечить оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе и значительно ускорить восприятие учеником учебного материала.

Поэтому для повышения эффективности при работе над здоровым образом жизни, необходимо вовлекать родителей со своими детьми в совместные спортивные соревнования. Принцип всестороннего и гармоничного развития тела обеспечивает систематическое и целенаправленное развитие всех его органов и систем и физических качеств личности. Правильное обучение в значительной степени способствует полному умственному развитию ребенка и улучшению его двигательных функций. Занятия должны активно способствовать успешной реализации урочной и внеурочной работы на занятиях физкультурой, формированию интересов и привычек учащихся в повседневной жизни. Необходимо усилить влияние спортивного обучения на улучшение других форм спортивного обучения. Известно, что даже при качественном обучении их непосредственное влияние на физическое развитие учеников недостаточно. При систематическом и комплексном подходе ребенок не забудет, что такое здоровье, какие компоненты оно содержит, в чем заключается концепция здорового образа жизни. При этом он в первую очередь поддерживается учителями и родителями. Родители и учителя также должны работать вместе. Это главные наставники и спутники детей, в то время как они еще не создали независимую, полноценную личность, способную взять на себя ответственность за свои сознательные действия и поступки.


Список литературы

  1. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2016. - 368 c.

  2. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни 1-4 кл. ФГОС - Москва: Гостехиздат, 2015. - 924 c.

  3. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 c.

  4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Две недели в лагере здоровья / Методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. С. 6 – 7

  5. Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2015. - 179 c.

  6. Маркина Т.А. Ретроспективный анализ проблемы социальной адаптации младших школьников в процессе физического воспитания // Теория и практика физической культуры. – 2014. - №9. – С. 53 – 56.

  7. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2015. - 144 c.

  8. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2016. - 256 c.

  9. Полулях А. Формирование здорового образа жизни школьников средствами физического воспитания в условиях многоуровневого образования //Физическое воспитание в школе. – 2012. - №4. – С. 35 – 38.

  10. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения). С.189

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Текст]: фед. гос. обр. стандарт. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.