Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки»
Анализ предметно-пространственной развивающей среды
в младшей группе 2021-2022 гг.
Воспитатель: Морис Светлана Юрьевна
Актуальность
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. Создание предметно-пространственной развивающей среды соответствующей требованиям ФГОС является ключевой задачей дошкольных организаций. Исходя из требований, выстраиваю предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она стимулировала детей к активности в разных видах детской деятельности. Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области реализуются на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.
Правильно организованная мною развивающая среда в группе позволила каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. К самостоятельным активным действиям ребёнка побуждает не взрослый, а предметный мир.
В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе «Тюльпаны» была создана следующая предметно-развивающая среда:
Социально-коммуникативное развитие:
Познавательное развитие:
центр развивающих и настольно-печатных игр «Развивайка»;
ЛЭПБУК «Волшебная полянка»
центр воды и песка «Познавайка»;
центр сенсорных игр «Умейка»
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое развитие:
Физическое развитие:
При создании предметно-игровой среды в группе мы учитываем определенные требования: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры.
Уголок уединения - это средство, призванное облегчить процесс привыкания ребенка к новому коллективу, стенам, распорядку дня. Уголок уединения – это то место в группе, где ребенок ощущает себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со стрессом.
Познавательное развитие:
центр развивающих и настольно-печатных игр «Развивайка»;
ЛЭПБУК «Волшебный коврик»
центр воды и песка и детского экспериментирования «Познавайка»;
центр сенсорных игр «Умейка»
Центр развивающих и настольно-печатных игр «Развивайка»
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.
«Центр воды и песка» для детского экспериментирования «Познавайка»
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).
Центр сенсорных игр «Умейка»
Цель: Развитие мелкой и крупной моторики у детей младшей группы. Сенсорное развитие - это прежде всего, развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Речевое развитие:
Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в нашей группе его цель:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения, умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной.
Уголок «Ряжения»
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.
Оборудование:
Передвижная полка шкаф для хранения костюмов, выставочный стенд, ширма, модули, маски, костюмы, ленты, накидки, шляпы, платки, сумки, атрибуты к сказкам.
«Центр книги»
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение — всё это формируется благодаря общению с книгой.
Оборудование: библиотека художественной литературы, иллюстрации к произведениям, сюжетные и предметные картинки, портреты детских писателей, дидактические игры
Художественно-эстетическое развитие:
Центр рисования «Радуга творчества»
Основная цель этого центра – это развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Физическое развитие:
Центр «Здоровейка»
Одной из основных потребностей младшего дошкольного возраста является потребность в движениях. Для этого в спортивном уголке подобрано физкультурное оборудование, которое побуждает детей к двигательной активности, дает им возможность разнообразить движения. В уголке имеются различные материалы: мячи, обручи, разноцветные флажки, ленточки, султанчики. А мешочки набитые песком, горохом, крупой, колечки, массажные дорожки служат для ходьбы, перешагивания, прыжков. Так же используются разнообразные яркие игрушки, предметы, которые являются стимулом к выполнению разнообразных движений. Оборудование соответствует возрастным особенностям детей. Оборудование размещено таким образом, чтобы стимулировали двигательную активность, побуждали к интересным и посильным действиям.
Заключение: Таким образом, созданная мною развивающая предметно-пространственная среда для детей младшего возраста, прежде всего, выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт, т.е. обеспечивает всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
Заведующий ___________________О.А. Семенова
3