Анализ рабочих программ по технологии
Мнацаканова А.Г. 2ш
Н. А. Цирулик «Технология» (система Л. В. Занкова)
Цель: Оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.
Задачи:
1) духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
2) формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
3) развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
4) развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
5) развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
6) формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
7) развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
8) развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В программу вводится значительный объём познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, будет важным вкладом в развитие речи детей.
При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые «бросовые» материалы.
В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных
Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию; выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
-
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
-
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) — разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
-
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
-
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы: учатся экономно расходовать материалы;
-
осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
-
учатся преимущественно конструкторской деятельности; знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Технология как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.
Математика - моделирование выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
На изучение предмета «Технология» на уровне начального общего образования отводится:
Класс | Объём часов в год | Из расчёта 1 час в неделю |
1 класс | 33 часа |
2 класс | 34 часа |
3 класс | 34 часа |
4 класс | 34 часа |
Итого | 135 часов |
При изучении предмета «Технология» на промежуточную аттестацию по итогам освоения будет отведено:
Класс | Количество времени | Форма промежуточной аттестации |
1 класс | - | - |
2 класс | 1 час | Проект |
3 класс | 1 час | Проект |
4 класс | 1 час | Проект |
Личностными результатами изучения курса "Технология" в 1-4 классах является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
- объяснять свои чувства и ощущения от наблюдаемых образцов и предметов декоративно-прикладного творчества, объяснять своё отношение к поступкам одноклассников с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их;
- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметными результатами изучения курса "Технология" в 1-4 классах является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
- осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); а также в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- слушать и понимать речь других.
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
- договариваться сообща;
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
Е. А. Лутцева «Трудовое обучение»
Цель программы — достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения учащихся в начальной школе благодаря специально подобранному и выстроенному содержанию курса и его методическому аппарату. Подготовка подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.
Задачи:
• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);
• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
• овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Общая характеристика курса:
Курс “Технология. Ступеньки к мастерству” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.
В отличие от традиционного подхода к учебному предмету “Трудовое обучение”, данный курс по технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризациии технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями умениями и навыками. Начальная школа становится первой ступенью в достижении учащимися современной технологической компетентности наряду с естественно-математической и гуманитарной.
Содержание курса отобрано и целенаправленно структурировано в двух основных разделах: основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры и из истории технологии.
Особенности представления материала в разделе:
• исторические событий, явлений, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
преобразующая деятельность человека рассматривается в ее единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе проблемы экологии;
• показано, что технология практических работ из века в век остается почти неизменной, особенно ручных, ремесленнических (детали размечаются, вырезаются, соединяются, изделие отделывается);
• осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в частности - причины и закономерности разделения труда, необходимость повышению производительности труда, этапы развития техники как помощницы человека и т.д.;
• подчеркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации, частным проявлением которой является изобретательство
Межпредметные (интегративные) связи технологии с учебными предметами
-
Изо (ср-ва худ. выразительности, декоративно-прикладное искусство, основы дизайна)
-
Математика (расчеты, вычисления, геометрические фигуры, именованные числа)
-
Русский язык (речевое развитие)
-
Окружающий мир (природа и творчество человека – идеи, сырье, экология)
-
Литературное чтение (работа с текстом этнотрадиции)
СОДЕРЖАНИЕ
Первый класс – 33 (66) часов
Разделы и темы.
1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры – 26 (53) ч.
1.1. Общее представление о материалах 3 (6) ч.
1.2. Общее представление о конструкции изделий 3 (6) ч.
1.3. Технология обработки бумаги:
– Свойства бумаги– 2 (3) ч.
– Инструменты и приспособления – 2 (3) ч.
– Основы графических умений, разметка деталей (сгибанием, по шаблону) – 8 (21) ч.
– Клеевое соединение деталей – 2 (6) ч.
1.4. Технология обработки ткани:
– Свойства ткани – 1 (1) ч.
– Швейные инструменты и приспособления – 1 (2) ч.
– Отделка изделий прямой строчкой – 4 (5) ч.
– 2. Человек в окружающем мире - 7(13) ч.
2.1. О взаимоотношении окружающего мира и человека 4 (5) ч.
2.2. Мир человеческих отношений – 2 (7) ч.
2.3. Жилище человека и животных – 1(1) ч.
Второй класс – 34 (68) часов
Разделы и темы.
1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры -32 (62) ч.
1.1. Материалы и их свойства – 1 (3) ч.
1.2. Конструкция изделий – 3 (6) ч.
1.3. Общее представление о проектной деятельности – 2 (6) ч.
1.4. Технология обработки бумаги:
основные технологические операции 3 (8) ч.
разметка с помощь контрольно-измерительных инструментов с опорой на чертежи и эскизы – 6 (11) ч.
инструменты– 1 (2) ч.
1.5. Технология обработки ткани:
– происхождение, свойства, строение натуральных тканей – 2 (4) ч.
– технология изготовления швейных изделий – 5 (7) ч.
1.6. Основы агротехники:
– условия жизнедеятельности растений – 1(2) ч.
– приемы агротехники (технология выращивания растений) – 1 (2) ч.
– размножение растений семенами и черенками – 1 (1) ч.
– продолжительность жизни растений – 1 (1) ч.
– инструменты и приспособления садовода и огородника – 1 (1) ч.
1.7. Техника в жизни человека (транспорт) – 4 (8) ч.
2. Из истории технологии – 2 (6) ч.
2.1. Человек в первобытном мире – 1 (3) ч.
2.2. Ремесленники и ремесла – 1 (3) ч.
Третий класс – 68 часов
1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (60 ч.)
1.1. Материалы с заданными свойствами – 6 ч.
1.2. Технология обработки материалов – 21ч.
1.3. Основы агротехники – 8 ч.
1.4. Технология преобразования и использования энергии – 10 ч.
1.5. Информация и ее преобразование – 5ч.
1.6. Технологические машины и механизмы – 2 ч.
1.7. Творческие проекты –8 ч.
2. Из истории техники и технологии (8 ч.)
развитие техники и технологий от средних веков до начала ХХ века – 2 ч.;
жилище человека – 2 ч.;
великие изобретения и открытия (передаточные механизмы, паровой двигатель, электричество и др.) – 4 ч.
Четвертый класс – 68 часов
1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (56 ч.).
1.1. Материалы с заданными свойствами – 6 ч.
1.8. Основы дизайна –8 ч.
1.9. Сельскохозяйственные и пищевые технологии – 6 ч.
1.10. Современные информационные технологии – 10 ч.
1.11. Энергия и современная энергетика – 2 ч.
1.12. Современные технологии жилищного строительства – 8 ч.
1.13. Экология и технический прогресс – 2 ч.
1.14. Творческие проекты – 14 ч.
2. Из истории технологии (12 ч.)
техника и технологии ХХ века – 4 ч.;
открытия ХХ века, связь науки и техники (научно-технический прогресс) – 4 ч.;.
изобретатели и изобретательство – 2ч.
Что должны знать и уметь учащиеся в результате обучения в 1 классе
Иметь представление:
-
о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
-
о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
-
о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
-
о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
-
о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред.
Знать:
-
о детали как составной части изделия,
-
о конструкциях однодетальных и многодетальных, о неподвижном соединении деталей;
-
виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
-
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
-
способы разметки: сгибанием, по шаблону;
-
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
-
виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
-
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
Уметь:
-
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
-
различать материалы и инструменты по их назначению;
-
различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
-
качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и ее вариантами;
-
использовать для сушки плоских изделий пресс;
-
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
-
выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
Общетрудовые умения.
Под контролем учителя:
-
рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом.
С помощью учителя:
-
проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Что должны знать и уметь учащиеся в результате обучения во 2 классе
Иметь представление:
-
об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
-
о причинах разделения труда;
-
об истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
-
о проектной деятельности в целом и ее основных этапах;
-
о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертеж, эскиз, технология, технологические операции, агротехника, макет, модель, развертка.
Знать:
-
названия нескольких ремесел своей местности. их особенности и их историю (если таковые имеются);
-
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
-
происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;
-
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкие веревочки);
-
технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
-
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
-
названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
-
природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
-
основные агротехнические приемы: подготовка посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая;
-
способы размножения растений: семенами и черенкованием;
-
названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся.
Уметь:
-
с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно их реализовывать (индивидуально и коллективно);
-
читать простейший чертеж (эскиз);
-
выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
-
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж,
-
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение;
-
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
-
выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
-
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
-
изготавливать несложные макеты транспортных средств.
Общетрудовые умения.
Самостоятельно:
-
организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы,
-
экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
-
контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля;
-
справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
С помощью учителя:
-
проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
-
выдвигать возможные способы их решения;
-
доказывать свое мнение.
Что должны знать и уметь учащиеся в результате обучения в 3 классе
Иметь представление:
-
о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный),
-
о качествах человека-созидателя;
-
о производительности труда (не называя понятие);
-
о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
-
о способах получения искусственных и синтетических материалов;
-
о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;
-
о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.
Знать:
-
что древесина не только природный материал, но и сырье для получения искусственных материалов;
-
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (например, бумага, металлы, ткани);
-
простейшие способы достижения прочности конструкций;
-
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
-
линии чертежа (осевая и центровая);
-
правила безопасной работы канцелярским ножом;
-
косую строчку, ее варианты, назначение;
-
агротехнические приемы пересадки и перевалки растений,
-
размножение растений отпрысками и делением куста,
-
назначение технологических машин;
-
несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
-
основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип ее работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
-
профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которой эти профессии относятся.
Уметь:
-
под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
-
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
-
соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов — к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;
-
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
-
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
-
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
-
выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
-
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
-
осуществлять перевалку и пересадку растений;
-
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
-
собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие;
-
безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.
Общетрудовые умения.
Самостоятельно:
-
анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
-
обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
-
выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
-
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
-
выдвигать возможные способы их решения.
Что должны знать и уметь учащиеся в результате обучения в 4 классе
Иметь представление:
-
о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
-
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду;
-
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
-
об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама, и др.);
-
о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.
Знать:
-
современные профессии, появившиеся в XX— XXI вв. и связанные с изученным содержанием;
-
технические изобретения конца Х1Х начала XX в., вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.);
-
названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение;
-
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота);
-
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
-
этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
-
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
-
луковичный и клубневый способ размножения растений.
Уметь:
-
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
-
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
-
эстетично оформлять изделия;
-
соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками;
-
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
-
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета),
-
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержания чистоты там, где постоянно сами находятся, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения – речь, этикет и т. д.).
Общетрудовые умения.
Уметь самостоятельно:
-
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
-
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
-
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.
С помощью учителя:
-
выбирать темы для практических и проектных работ;
-
искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Н.М. Конышева «Художественный труд»
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.
Задачи:
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства; - научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с красками, природными материалами; - привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - воспитать нравственные качества детей;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни. - развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности
Общая характеристика курса:
Данная программа отражает борьбу творчества и исполнительства на уроке технологии. В настоящие время внимание именно к этим вопросам технологии в обучении обострено совершенно обоснованно, поскольку предметная деятельность у младших школьников должна иметь серьёзную научно-техническую основу. И трудность каждой из авторских программ состоит именно в соблюдении баланса между исполнительством (обучением основам) и творчеством - реализацией полученных (даже поисковым путем) знаний и умений при создании нестандартных изделий и решении разнообразных задач. Сама идея приобщения детей к дизайнообразованию чрезвычайно интересна, но реализация её на фоне пренебрежения к вопросам технологии (это, к сожалению, часто встречается в учебниках и рабочих тетрадях) может свести на нет усилия учителей, как это было в "эпоху конструирования".
Отличительные особенности данной программы:
∙ связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стержень программы, который обеспечивает активную творческую деятельность учащихся; ∙ содержание программы направлено на активное развитие у детей эмоционально эстетического и нравственно оценочного отношения к действительности, эмоционального от клика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.;
∙ на протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох, познают художественную культуру своего народа;
∙ единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства.
Личностные результаты
Воспитанники научатся:
∙ объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
∙ уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; ∙ понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Воспитанники научатся:
∙ определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на занятии; ∙ выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
∙ планировать практическую деятельность на занятии;
∙ под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
∙ предлагать приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления поделки;
∙ работать по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы);
∙ определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
ПознавательныеУУД
Воспитанники научатся:
∙ наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
∙ сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы,
∙ понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
∙ находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
∙ с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
∙ самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
КоммуникативныеУУД
Воспитанники научатся:
∙ слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
∙ вести небольшой познавательный диалог по теме занятия, коллективно анализировать изделия;
∙ вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
∙ выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда.
Воспитанники научатся:
∙ называть наиболее распространенные в своем регионе традиционные народные промыслы и ремесла, современное производство народных изделий;
∙ понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическая выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
∙ анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
∙ организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда. Воспитанники получат возможность научиться:
∙ уважительно относиться к труду людей;
∙ понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном ми ре, и уважать их;
∙ понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учи теля элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте; ∙ демонстрировать готовый продукт.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
Воспитанники научатся:
∙ на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
∙ отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
∙ применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линей ка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла); ∙ выполнять символические действия моделирования.
Воспитанники получат возможность научиться:
∙ отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
∙ прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно художественной задачей.
Конструирование и моделирование.
Воспитанники научатся:
∙ анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
∙ решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
∙ изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Воспитанники получат возможность научиться:
∙ создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Занятия проводятся: первый год обучения 2 раза в неделю в 1 классах (66 часов за год); второй год обучения 2 раза в неделю во 2 классах (68 часов за год); третий год обучения 1 раз в неделю в 3 классах (34 часа за год), четвёртый год обучения 1 раз в неделю в 4 «А» классе.
По итогам обучения воспитанники должны:
∙ знать и использовать условные обозначения;
∙ организовать свое рабочее место в соответствии с видом работы;
∙ ориентироваться в понятиях и названиях основных видов деятельности: композиция, керамика, глазурь, народно-прикладное искусство, орнамент, рельеф, пейзаж, симметрия;
∙ уметь изготавливать изделия в изученных техниках;
∙ исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства материалов;
∙ понимать значимость профессиональной деятельности человека;
∙ анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя, корректировать изготовление и прогнозировать результат своей деятельности;
∙ использовать свои знания о различных материалах и приемах работы в практической деятельности;
∙ знать о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
∙ освоить приемы: работа с разными материалами, народная роспись, разметка деталей сгибанием, вырезание кругов при помощи ножниц, складывание изделий техникой оригами;
∙ выделять технологические операции: подготовка материалов и инструментов, разметка, сборка, отделка;
∙ контролировать и корректировать свою деятельность,
∙ выполнять правила по технике безопасности при работе с разными материалами и инструментами.
Т. М. Геронимус «Школа мастеров»
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
-
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
-
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
-
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;
-
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
-
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
-
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
-
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
-
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
-
формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
-
ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.
воспитание:
-
трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
-
практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Содержание программы разделено не по видам обрабатываемых материалов (работа с бумагой, тканью и т.д.), а по компонентам деятельности: на уроках есть теоретическая работа (интеллектуальная деятельность) и практическая (моторная деятельность). Обе эти части одинаково важны, и поэтому учителю необходимо четко представлять себе содержание каждой.
Разделы программы:
-
Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности. Это: анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении, правилах безопасной работы с инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Уровень самостоятельности в мыслительных действиях от класса к классу изменяется. Включены вопросы материаловедения. Они предусматривают опытное исследование некоторых свойств бумаги, ткани и др. материалов. В 3-4 классах изучаются происхождение и основные этапы промышленного производства материалов.
-
Второй раздел «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективный действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала, чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
-
Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» представляет перечень операций для каждого класса.
-
Технология их изготовления описана в методическом пособии «150 уроков труда». Более половины всех операций детям известна с детского сада, новые осваиваются на уровне ознакомления при изготовлении изделия, где они используются небольшими фрагментами.
-
Четвертый раздел «У нас получаются красивые изделия» представляет перечень изделий для каждого класса. Перечень изделий рассчитан на использование бумаги, картона, текстильных материалов и др., но этот перечень может быть расширен по усмотрению учителя. Условие: соответственно будут изменены первые 3 раздела.
-
Пятый раздел «За год мы узнали новые слова» является справочником-контролером для учителя, организующего на уроке усвоение терминов. Причем слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу (не Что такое фальцовка?, - а Что это за инструмент, для чего он нужен?).
Характерными особенностями учебного предмета технология являются:
-
- практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-
- применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-
- применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
-
-
Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Межпредметные связи
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; сообщение о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в 1 - 4 классах на изучение технологии отводится 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа в год, во 2-4 классах - 34 часа в год. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
-
что такое деталь как составная часть изделия, что такое конструкция, что конструкции бывают однодетальными и многодетальными, что такое неподвижное соединение деталей;
-
виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
-
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
-
способы разметки: сгибанием, по шаблону;
-
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
-
виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
-
название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;
-
правила безопасности труда;
-
правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
-
правила организации рабочего места.
Учащиеся должны уметь:
-
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
-
различать материалы и инструменты по их назначению;
-
различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
-
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;
-
использовать для сушки плоских изделий пресс;
-
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
-
выполнять правила культурного поведения в общественных местах.
Общетрудовые умения:
Под контролем учителя:
С помощью учителя:
-
проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку;
-
при поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
-
название материалов, ручных инструментов, приспособлений, предусмотренных программой;
-
правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;
-
правила разметки по шаблонам, линейке, угольнику с применением циркуля;
-
правила сгибание бумаги и картона по линиям разметки, резание ножом с помощью пальцев и линейки;
-
приемы соединений (разъемные, не разъемные);
Учащиеся должны уметь:
-
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-
составлять план предстоящей работы;
-
обрабатывать ручными инструментами различные материалы;
-
изготовлять по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;
-
экономно расходовать материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям, оборудованию;
Общетрудовые умения:
Под руководством учителя:
Самостоятельно:
-
размещать на рабочем месте инструменты индивидуального пользования, приспособления, санитарно-гигиенический инвентарь, проверять исправность инструментов;
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
-
названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, ткани)
-
простейшие способы достижения прочности конструкций;
-
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
-
линии чертежа;
-
правила безопасной работы с канцелярским ножом;
-
косую строчку, ее варианты, назначение.
Учащиеся должны уметь:
-
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-
под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
-
читать простейший чертеж (эскиз) развёрток;
-
соблюдать последовательность выполнения разметки разверток (от габаритов – к деталям) и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов;
-
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
-
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
-
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
-
выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
-
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами.
Общетрудовые умения:
С помощью учителя:
Самостоятельно:
-
размещать на рабочем месте в нужном порядке с соблюдением правил хранения колющие и режущие инструменты, проверять их исправность;
-
читать графическую и словесную инструкционную карту, проверять соответствие размеров заготовки габаритным размерам деталей на чертеже.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
-
правила культуры труда;
-
названия изученных материалов, инструментов и приспособлений, их назначение;
-
правила безопасного труда при работе колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
-
правила планирования и организации труда;
-
способы и приемы обработки материалов, предусмотренных программой;
-
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота).
Учащиеся должны уметь:
-
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-
составлять план предстоящей работы;
-
обрабатывать ручными инструментами различные материалы;
-
изготовлять по образцу, графическим изображениям поделки и другие полезные предметы из различных материалов;
-
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
-
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
-
эстетично оформлять изделия.
Общетрудовые умения:
С помощью учителя:
-
выбирать темы для практических и проектных работ;
-
искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Самостоятельно:
-
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
-
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
-
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах.